«Они» и «мы» – сближение или обособление? Решетняк Юрий Николаевич Председатель комитета Всероссийского союза страховщиков (ВСС) по международным делам, председатель комитета Российского Союза Автостраховщиков (РСА) по анализу аварийности, генеральный директор СОАО «Национальная Страховая Группа»
|
Чем сейчас наш страховой рынок существенно отличен от рынков развитых стран, сможем ли догнать их или хотя бы существенно уменьшить разрыв? На вопросы редакции сайта отвечает Председатель Комитета Всероссийского Союза Страховщиков по международным делам, Президент Национальной страховой группы Юрий Решетняк.
Я бы начал с уточнения. Не существует вообще "страхования в развитых странах". Например, страховые рынки США, Японии, Германии и Англии весьма сильно отличаются друг от друга. Тем не менее, есть некоторый набор критериев и признаков, позволяющих считать страховой рынок данной страны или развитым и сложившимся, или далеким от этого. Поэтому, анализируя ход конвергенции рынка России и экономически развитых стран, мы подразумеваем не столько полное устранение "особенностей национального страхования", сколько приближение его к уровню страхования в наиболее успешных и крупных экономиках мира. Вот давайте эти развитые страны вообще и считать "ими", а нашу страну и наш рынок – "нами".
Есть ли численные критерии, позволяющие судить о развитии рынка страхования в конкретной стране?
Есть, конечно. Для экономики в целом – это доля страхования в ВВП, ее обычно называют "уровнем проникновения страхования" и размер страховых премий на душу населения – "плотность страхования". Так вот, в США в 2003 году доля страхования в ВВП составляла 9,5%. Почти каждый десятый доллар в крупнейшей экономике мира идет на цели страхования! Страховые премии на душу населения – около 3,5 тыс. долларов. В Японии эти показатели– еще выше, около 11% и 3,7 тыс. долларов соответственно. Мировые чемпионы по "плотности страхования" – швейцарцы, у них на душу населения приходится почти 5,5 тыс. долларов страховых премий. А что у нас? В 2004 доля страхования в ВВП составила немногим более 3%, премий на душу населения – около 100$ - и это вместе со столь тогда популярными зарплатными схемами. Оценки проникновения для реального страхования в 2004 году – около 1,5 %.
Можно оценивать долю страховщиков в совокупных инвестициях в данной стране – это тоже очень существенный показатель. Сегодня около трети всех активов в мире – или около 10 триллионов долларов - находится под управлением страховых компаний, которые инвестируют их в интересах своих клиентов и акционеров. В Англии, например, страховые компании – самая влиятельная сила на фондовом рынке, они владеют примерно пятой частью всех котирующихся на бирже акций.
Нашим компаниям очень далеко до подобных показателей – мы сейчас только-только догоняем страны Восточной и Центральной Европы. По самым оптимистичным оценкам доля застрахованных рисков у нас не более 10% от того, что может и должно быть застраховано. Замечу, что и динамика роста страхования пока у нас не выдающаяся, страховые рынки Китая и Индии растут и развиваются более высокими темпами.
Существуют ли заметные отличия в том, что касается страхователей и страхуемых рисков?
По большому счету, потребности и запросы страхователей в разных странах не отличаются друг от друга. Все страхователи хотят передать страховщикам как можно больше рисков, заплатить за это как можно меньше денег, гарантированно получить страховое возмещение при реализации риска и чтобы все это было быстро, удобно, дополнялось массой бесплатных пряников и доставляло максимум удовольствия и минимум хлопот. А в чем разница?
У зарубежного частного страхователя выше уровень доверия к страховщикам, у него богаче опыт страхования своих самых разных рисков, страхование для него – традиция, его родители и прародители имели самые различные полисы, он лучше знает свои права и объемы своей гражданской ответственности, на порог страховой компании его нередко приводит обращение за потребительским или ипотечным кредитом, разные виды страховок он получает от работодателя. Кроме того, он отлично осведомлен о налоговых льготах по страхованию и умеет ими пользоваться. Он больше дорожит достигнутым материальным благополучием при жизни и озабочен уровнем жизни своей семьи в случае своей смерти. Наконец, у него просто достаточно денег, чтобы авансировать гарантированную защиту от будущих неприятностей. Если говорить о страховании населения, то главный клиент страховщиков – это, конечно, средний класс. Мы же, фактически, только выбиваемся из нищеты, средняя зарплата по стране совсем недавно дотянула до 300 долларов, средний класс пока весьма малочисленный.
Что касается зарубежных корпоративных клиентов, то у них, прежде всего, иная корпоративная культура, там имеет место более жесткая система контроля акционеров за менеджментом. Что потеряет менеджер при опустошительном пожаре на заводе или бензозаправке? Максимум – работу. Его потенциальные убытки незначительны, а бонусы за более высокую прибыль обычно вполне осязаемы, для него экономия на страховании часто означает рост его доходов. Собственники же теряют имущество, убытки от любой аварии – это целиком их убытки. Поэтому собственник в меньшей степени готов экономить на страховании, это именно к нему обращен лозунг Джона Рокфеллера: "Не экономьте на рекламе, охране и страховке – и ваши дела пойдут в гору". Постепенно это входит в сознание и российских собственников, мы это уже чувствуем по собственной работе.
Ну и постановка риск-менеджмента в западных корпорациях более четкая, там страхование рассматривается как одна из составляющих процесса управления рисками.
Риски же практически всюду одинаковые. Пробелы в страховом покрытии быстро затягиваются – как только появляется платежеспособный спрос на те или иные виды страхования, они возникают очень быстро. Да, видов страхования ответственности, например, за рубежом гораздо больше. Но это правильнее отнести к особенностям нашего гражданского законодательства и структуры отношений в экономике и в управлении производством. К тому же, не забудем, у нас все больше работает иностранных компаний, а они-то хотят иметь здесь такую же защиту, как и у себя дома.
Есть, конечно, некоторая экзотика, которая у нас не идет и вряд ли пойдет и в будущем – страхование от похищения инопланетянами, страхование от беременности при общении с духами, голоса певцов, ноги футболистов и груди фотомоделей. Зато у нас умудряются порой страховать и взлетные полосы от пожара, и волноломы от затопления, и поставки песка в количествах, превышающих годовую потребность страны. Это, в свою очередь, экзотика для иностранцев.
Если же серьезно, то самая большая наша специфика – в необъятности пространства, в крайне низкой средней плотности населения, в низком среднедушевом доходе, в узости и слабости среднего класса. А еще – в очень высоком риске техногенных катастроф из-за изношенности оборудования, ветшания сооружений – и домов, и плотин ГЭС, а также сплошь и рядом наблюдаемом пренебрежении элементарными нормами безопасности – и на производстве, и в быту.
Чем наши страховщики отличаются от западных?
Здесь снова необходимо ввести существенное уточнение - что такое "наши" страховщики? Принадлежащие российским владельцам? Формально зарегистрированные в России? Управляемые российским менеджментом? Работающие под отечественным брендом?
Это все вопросы не праздные и не риторические. В наше время капитал все отчетливее приобретает свойство "сверхтекучести", и проследить его корни непросто. Можно ли считать "нашей" компанию, основным владельцем которой является зарегистрированная в России компания, полностью контролируемая зарубежным капиталом? А если это оффшорный капитал российского происхождения? И будет ли "нашей" компания, ведущая бизнес на Украине, если ею владеет принадлежащий россиянами банк? Думаю, что компания, пусть даже на 100% принадлежащая зарубежному капиталу и работающая "под иностранным флагом", но зарегистрированная как отечественное юридическое лицо и исправно платящая здесь налоги, несравненно более "наша", нежели компания с чисто российскими учредителями, которая создана исключительно для вывоза за рубеж капитала через механизмы перестрахования.
Если все же говорить о компаниях, зарегистрированных в Российской федерации и с российскими корнями, то в целом этому рынку не хватает капитализации и прозрачности. Ситуация постепенно меняется – но медленно. Необходимо совершенствовать уровень применяемых технологий, особенно в розничном бизнесе. При принятии важных управленческих решений необходимо больше ориентироваться на долгосрочные цели, а не на получение сиюминутной прибыли.
В чем основные отличия в законах и в регулировании страхования?
В области законодательства наиболее принципиальные, на мой взгляд, отличия касаются не страховщиков, а страхователей. На западе обычно все страховые платежи или заметная их часть уменьшают налогооблагаемую базу, подпадают под льготное налогообложение. Страховые взносы, уплаченные частным лицом, включаются в налоговые вычеты, страховые расходы корпораций относятся на себестоимость, страховые выплаты от налогов тоже часто освобождены. Это является мощнейшим стимулом для страхования своих рисков!
Кроме того, в развитых странах нормативная база как правило имеет более стройный, логичный и последовательный вид, да и сами законы гораздо эффективнее исполняются.
Что касается регулирования страховой деятельности, то тут отличий пока еще больше, чем нам бы хотелось. "Их" государственные органы более успешно защищают страхователей, обеспечивают более надежную и более прозрачную работу страховщиков. Работа органов надзора за страховой деятельностью в развитых странах в большей мере носит профилактический, превентивный характер, там чиновники активно сотрудничают с участниками рынка, ведут с рынком постоянный диалог. Этот подход проявляется во многом. Например, если страховщик хочет вывести на рынок продукт, который не кажется ему полностью соответствующим нормам права, то он предварительно согласовывает его с надзором и получает заключение о полной легитимности этого вида страхования. После этого ни сам надзор, ни налоговые органы претензий по таким договорам ни страховщику, ни его клиентам предъявлять уже не станут, даже если его клиенты будут при этом получать заметные налоговые бонусы.
Справедливости ради нужно отметить, что многие функции, исполнения которых наш рынок ожидает от страхового надзора, на Западе реализуются иными структурами. За финансовой устойчивостью страховых организаций, например, внимательно следят рейтинговые агентства. За финансовым самочувствием – акционеры и биржевые брокеры. Существенно большими полномочиями и ответственностью наделены профессиональные организации страховщиков – союзы и ассоциации, решающие гораздо более широкий круг вопросов.
Более тесное сотрудничество страховщиков и органов власти вообще является отличительной чертой развитых рынков. Это имеет место в очень многих областях, например, в предупреждении аварий, повышении уровня безопасности в быту и на производстве. Все, что касается обеспечения безопасности на дорогах, является общей заботой дорожной полиции и страховщиков во всем мире.
Отдельным направлением является борьба со страховым мошенничеством, где страховщики имеют в лице государства 100%-го союзника. На эту работу разные страны тратят миллионы долларов бюджетных средств, поскольку там государство давно осознало, что ущерб мошенники наносят не страховщикам, а законопослушным гражданам. Доли, в которых страховщики и государство финансируют эту работу, могут различаться, но только тесное их сотрудничество способно принести осязаемые результаты. И приносит – каждый доллар, вложенный в борьбу с мошенниками, позволяет страховщикам (и их клиентам) сэкономить, по различным оценкам, от 5 до 20 долларов. Без этого ОСАГО во всех странах, например, было бы чрезвычайно убыточным.
Кстати, а наше ОСАГО сильно отличается от зарубежного?
С точки зрения мировой практики ФЗ-40 и остальные правовые акты ОСАГО не несут ничего принципиально нового. Страховка привязана к машине – страхуется ответственность владельца, а не водителя. В большинстве стран на стоимость влияют регион использования, мощность или масса машины, возраст водителя (а иногда – и семейный, социальный или профессиональный статус). Таблица бонусов-малусов, например, практически точно списана с немецкой. И так далее и тому подобное. Найти в нашем ОСАГО что-то такое, чего нет в других странах невозможно. Особенно близко наше ОСАГО европейскому – оно и понятно, одна из ближайших целей – вступление России в систему "Зеленая карта". Примечательно – ни в одной стране мира автовладельцы не жалуют страховщиков, считают тарифы несправедливыми, ищут пути сэкономить на страховке и получить побольше возмещения при аварии.
Я уверен, что и последствия введения ОСАГО будут похожими – это наиболее массовый вид, для его развития нашим страховщикам пришлось чуть ли не с нуля отстраивать работу с массовым клиентом. ОСАГО научит страховщиков двум важным вещам – бороться за массового клиента (поэтому так много сейчас стало и рекламы страховых компаний) и быстро внедрять передовые технологии, бороться за минимизацию издержек. А это прямой путь к развитию остальных массовых видов страхования.
Средний класс – это слой людей, которые хорошо умеют считать и которые уделяют исключительное внимание качеству товаров и услуг, надежности и гарантиям. Не получится ли так, что отдав предпочтения зарубежным брендам в том, что касается автомобилей, одежды, бытовой техники, развлечений и отдыха, представители среднего класса станут и страхование покупать в зарубежных компаниях?
Почему станут? Они его уже покупают. В Москве наиболее известной среднему классу компанией на рынке страхования жизни до самого последнего времени была Эй-Ай-Джи Россия , на 100% принадлежащая зарубежному страховщику. Отмечу, что именно этот сегмент в первую очередь интересует зарубежные бренды. Но уже сейчас, при смехотворных пока объемах, в нем разворачивается серьезная конкурентная борьба, и российские страховщики этот перспективный сегмент без боя точно не отдадут.
Какие бренды на рынке страхования жизни станут в итоге более привлекательными для среднего класса - иностранные или отечественные – пока не понятно. Этот вид находится еще практически в эмбриональном состоянии, о формировании четких предпочтений потребителей говорить рано. Но то, что крупные западные бренды, много лет совершенно неизвестные широкой аудитории, сегодня проводят активные рекламные компании – это мне кажется симптоматичным. Да и число этих брендов за 2005 год заметно выросло, пришли новые крупные зарубежные страховщики. Однако ОСАГО дало российским страховщикам большую фору – их бренды сейчас гораздо более узнаваемы чем любые зарубежные. Ряд исследований показывает, что интерес к зарубежным брендам проявляет, главным образом, верхний слой того, что можно считать средним классом, а менее обеспеченная (но вполне платежеспособная) часть уверенно выбирает «отечественного производителя» страхования. В общем, предстоит трудная борьба за доверие среднего класса – и в Москве, и в Петербурге, и во всех регионах.
Я полагаю, что территориальная экспансия страховых "инобрендов" будет развиваться медленно, поскольку и средний класс в регионах растет очень медленно, а работают с нашими производствами они меньше (кроме очень узких сегментов – и то в основном через перестрахование). Т.е. пока среднего класса не появится в регионах – иностранцам они, регионы, менее интересны.
И завершая нашу беседу - так есть ли признаки сближения? Или даже более жестко - мы догоняем или все сильнее отстаем?
Отечественный страховой рынок работает не в вакууме, а во вполне определенной экономической и правовой среде. Он, рынок, едва ли сможет догонять зарубежные заметно быстрее, чем идет рост экономики. Если не будет сближения экономических параметров, не будет и мощного роста страховой индустрии. В Китае экономика растет на 8-9% в год, страховой рынок в целом – на 11%, а рынок страхование жизни – на десятки процентов! Да-да, тот бум страхования, которое мы сейчас видим в Китае и Индии обеспечен именно ускоренным развитием страхования жизни. В итоге его доля в ВВП Китая уже около 2,5% (в среднем в мире – около 5%) - т.е. уже больше доли всего реального страхования в экономике России и быстро приближается к характерной для всего мира величине в 5% от ВВП. Заметьте, что ВВП Китая много больше российского и растет быстрее, а китайский страховой рынок, как ожидают зарубежные эксперты, лет через 20 станет крупнейшим в мире. Этот взрывной рост страхования жизни (и в Китае, и в Индии) последовал за улучшением средних экономических показателей, за ростом и развитием среднего класса. Думаю, что наш страховой рынок тоже покажет гораздо более высокие темпы в следующие два-три года – были бы на то экономические и законодательные предпосылки.