Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Кадры, Управление
Управлять будущим
Кургин Евгений Анатольевич
Генеральный директор ЗАО «Медицинские технологии – МТХ» АФК «Система»
страхование сегодняПроблема управления в российском страховании исследуется многими аналитиками. Однако эта тема не может быть исчерпана, поскольку менеджмент в условиях развивающегося рынка постоянно открывает для себя новые задачи. Двенадцатилетний стаж президентства в «РОСНО» и опыт руководящей работы в Российском Союзе Автостраховщиков позволили Евгению Кургину изучить российский страховой менеджмент изнутри и со стороны.

страхование сегодняЧто, на Ваш взгляд, самое главное в управлении страховой компанией?

Страховая компания – это маленькое государство. В управлении компанией, как и в управлении страной, необходимо быть специалистом в разных областях, руководитель должен выстраивать систему менеджмента в трех направлениях: создание страховых продуктов, продажи их и управление финансами. Блюдо должно содержать все три ингредиента в равных пропорциях, и его компоненты не стоит перемешивать. Беда российского менеджмента в том, что руководители наших страховых компаний далеко не всегда следуют этому проверенному рецепту.

 

страхование сегодняПочему так происходит?

Рынку не хватает хороших управленцев, поскольку большинство вузов не преподают страховой менеджмент как отдельную дисциплину и страховым компаниям редко везет с подбором универсальных страховых менеджеров, поэтому приходится опираться на молодые кадры, но необходимо будет потратить много времени и сил, чтобы новички стали классными специалистами. Поэтому мне, например, приходилось либо привлекать профессионалов из других областей и обучать их страхованию, либо набирать молодых ребят из числа студентов или выпускников и, обучив их, за несколько лет делать из них действительно грамотных менеджеров среднего звена. Для молодого человека в 23-25 лет страховая компания - это хороший старт для будущего роста. Хотя, конечно, нельзя ожидать, что за 3-4 года неопытные студенты могут превратиться в гуру страхования.

 

страхование сегодняВы некоторое время учились страховому делу в Майами. Как обстоит дело с кадрами в США?

На мой взгляд, там, как и у нас, достаточно проблем с персоналом. В США более чем 100-летний опыт подготовки кадров для страхового рынка значительно упростил ситуацию, но и там ощущается дефицит высококлассных топ-менеджеров и продавцов. Для России же само «страхование по западному образцу» - в новинку, и отечественные вузы еще не успели наладить широкомасштабный выпуск квалифицированных страховых кадров. Поэтому трудно сравнивать кадровые проблемы в России и в США.

 

страхование сегодняКакие принципы западного менеджмента пригодились бы нашим руководителям?

В первую очередь, стандарты управления, которые давно определены, а руководители должны четко понимать, что управление нельзя построить без стратегии развития страховой компании. В зарубежных компаниях для этого обычно создаются стратегический и бюджетный комитеты, куда входят не только акционеры, но и топ-менеджеры. Они разрабатывают стратегию, на базе которой формируется бюджет и план компании от 3 до 15 лет. А в России пока даже бюджеты имеются не во всех компаниях. Многие компании живут «одним днем». Современное российское страхование начиналось в тот период, когда непрогнозируемые изменения в экономике происходили чуть ли не каждый день, инфляция была очень высокой. Отечественный рынок страхования представлял собой большое минное поле. Акционеры и руководители за эти 15 лет привыкли к работе в ожидании форс-мажора, поэтому теперь при формировании стратегии им трудно перестраивать свою психологию. Необходимо понять, что управление «с дальним прицелом» гораздо эффективнее, и психологически надо себя перестраивать. Я тоже сначала, когда начинал в «РОСНО», упорно доказывал, что в России ничего нельзя планировать на долгий срок. Но оказалось, возможно.

 

страхование сегодняКакие еще предрассудки остались в страховом бизнесе с 90-х годов?

Тогда страховая компания многими воспринималась как простой в употреблении насос для выкачивания наличных денег. Некоторые организации до сих пор работают в таком режиме, прикрываясь страховой деятельностью. Кроме того, акционеры и менеджеры по-прежнему стремятся извлечь средства из этого бизнеса, а развитее требует инвестиций, в результате чего в долгосрочной перспективе получают меньше, чем могли бы. Сами по себе страховые компании не растут, как на дрожжах – их капитализация увеличивается слишком медленно. В России действуют около 1200 страховщиков, по совокупному объему уставного капитала они собирают 144,6 млрд. руб. страховых премий. Для сравнения капитализация одной крупнейшей американской компании AIG составляет $172,3 млрд. Отечественным компаниям приходится 5-10 лет идти к достижению стабильного состояния. А на этой ступени неокрепший организм необходимо финансово поддержать, дать ему время для развития, а не лишать последних денег.

 

страхование сегодняПоследние полтора года Вы работаете на фармацевтическом рынке. Чем, на Ваш взгляд, здесь модели управления отличаются от страхования?

Как я уже говорил, в страховании необходимо следить и за продажами, и за созданием продукта, и за управлением финансами. Фармацевтический менеджмент не столь многообразен. Здесь есть один принципиальный момент – правильно выбрать продукт, который собираешься продавать, поскольку решение принимаешь сегодня, а результат узнаешь только через два года. В течение этого периода менеджер может только следовать намеченному курсу, никуда не сворачивая, даже если его продукт оказывается не привлекательным для рынка. Руководитель не в силах поменять продукт, ему остается лишь корректировать политику реализации товара. Поэтому в фармацевтическом менеджменте важнее не стратегическое мышление, а упорство.

 

страхование сегодняА нет ли планов вернуться в страхование?

Пока нет. Для чего вернуться? Руководить одним из конкурентов «РОСНО»? Работать против «РОСНО»? Эту компанию я считаю родной. Иногда оказываю помощь друзьям, коллегам по страховому бизнесу, но это больше хобби. Хотя я и работаю на другом рынке, но люблю страховой рынок, живу его заботами - слежу за новостями, общаюсь со страховщиками. Все-таки страхование - это приличный отрезок моей жизни.

 

страхование сегодняНедавно вышла Ваша книга о страховом менеджменте. Не могли бы Вы рассказать о ней поподробнее?

Да, несколько месяцев назад я выпустил учебник для студентов, рассказывающий об управлении страховой компанией, о целях и задачах страхового менеджмента. Книга охватывает маркетинг, аналитику, контроль, планирование, персонал, IT-технологии. В книге я постарался учесть практический опыт своей работы и результаты ряда моих научных исследований.

 

страхование сегодняА если пригласят читать лекции по управлению в страховании, согласитесь?

Книга написана не для того, чтобы пылиться на полке. И предложения такого рода поступают, но это для будущего, а пока я не собираюсь переходить на преподавательскую работу.

И в заключение хотелось бы пожелать страховому рынку и его менеджерам успехов в их работе.


9 марта 2006 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Кадры, Управление
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 8.00 (голосовало: 8 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: