|
|
Интервью
 Полный список интервью
Кадры, Управление
Проблема управления в российском страховании исследуется многими аналитиками. Однако эта тема не может быть исчерпана, поскольку менеджмент в условиях развивающегося рынка постоянно открывает для себя новые задачи. Двенадцатилетний стаж президентства в «РОСНО» и опыт руководящей работы в Российском Союзе Автостраховщиков позволили Евгению Кургину изучить российский страховой менеджмент изнутри и со стороны.
Что, на Ваш взгляд, самое главное в управлении страховой компанией?
Страховая компания – это маленькое государство. В управлении компанией, как и в управлении страной, необходимо быть специалистом в разных областях, руководитель должен выстраивать систему менеджмента в трех направлениях: создание страховых продуктов, продажи их и управление финансами. Блюдо должно содержать все три ингредиента в равных пропорциях, и его компоненты не стоит перемешивать. Беда российского менеджмента в том, что руководители наших страховых компаний далеко не всегда следуют этому проверенному рецепту.
Почему так происходит?
Рынку не хватает хороших управленцев, поскольку большинство вузов не преподают страховой менеджмент как отдельную дисциплину и страховым компаниям редко везет с подбором универсальных страховых менеджеров, поэтому приходится опираться на молодые кадры, но необходимо будет потратить много времени и сил, чтобы новички стали классными специалистами. Поэтому мне, например, приходилось либо привлекать профессионалов из других областей и обучать их страхованию, либо набирать молодых ребят из числа студентов или выпускников и, обучив их, за несколько лет делать из них действительно грамотных менеджеров среднего звена. Для молодого человека в 23-25 лет страховая компания - это хороший старт для будущего роста. Хотя, конечно, нельзя ожидать, что за 3-4 года неопытные студенты могут превратиться в гуру страхования.
Вы некоторое время учились страховому делу в Майами. Как обстоит дело с кадрами в США?
На мой взгляд, там, как и у нас, достаточно проблем с персоналом. В США более чем 100-летний опыт подготовки кадров для страхового рынка значительно упростил ситуацию, но и там ощущается дефицит высококлассных топ-менеджеров и продавцов. Для России же само «страхование по западному образцу» - в новинку, и отечественные вузы еще не успели наладить широкомасштабный выпуск квалифицированных страховых кадров. Поэтому трудно сравнивать кадровые проблемы в России и в США.
Какие принципы западного менеджмента пригодились бы нашим руководителям?
В первую очередь, стандарты управления, которые давно определены, а руководители должны четко понимать, что управление нельзя построить без стратегии развития страховой компании. В зарубежных компаниях для этого обычно создаются стратегический и бюджетный комитеты, куда входят не только акционеры, но и топ-менеджеры. Они разрабатывают стратегию, на базе которой формируется бюджет и план компании от 3 до 15 лет. А в России пока даже бюджеты имеются не во всех компаниях. Многие компании живут «одним днем». Современное российское страхование начиналось в тот период, когда непрогнозируемые изменения в экономике происходили чуть ли не каждый день, инфляция была очень высокой. Отечественный рынок страхования представлял собой большое минное поле. Акционеры и руководители за эти 15 лет привыкли к работе в ожидании форс-мажора, поэтому теперь при формировании стратегии им трудно перестраивать свою психологию. Необходимо понять, что управление «с дальним прицелом» гораздо эффективнее, и психологически надо себя перестраивать. Я тоже сначала, когда начинал в «РОСНО», упорно доказывал, что в России ничего нельзя планировать на долгий срок. Но оказалось, возможно.
Какие еще предрассудки остались в страховом бизнесе с 90-х годов?
Тогда страховая компания многими воспринималась как простой в употреблении насос для выкачивания наличных денег. Некоторые организации до сих пор работают в таком режиме, прикрываясь страховой деятельностью. Кроме того, акционеры и менеджеры по-прежнему стремятся извлечь средства из этого бизнеса, а развитее требует инвестиций, в результате чего в долгосрочной перспективе получают меньше, чем могли бы. Сами по себе страховые компании не растут, как на дрожжах – их капитализация увеличивается слишком медленно. В России действуют около 1200 страховщиков, по совокупному объему уставного капитала они собирают 144,6 млрд. руб. страховых премий. Для сравнения капитализация одной крупнейшей американской компании AIG составляет $172,3 млрд. Отечественным компаниям приходится 5-10 лет идти к достижению стабильного состояния. А на этой ступени неокрепший организм необходимо финансово поддержать, дать ему время для развития, а не лишать последних денег.
Последние полтора года Вы работаете на фармацевтическом рынке. Чем, на Ваш взгляд, здесь модели управления отличаются от страхования?
Как я уже говорил, в страховании необходимо следить и за продажами, и за созданием продукта, и за управлением финансами. Фармацевтический менеджмент не столь многообразен. Здесь есть один принципиальный момент – правильно выбрать продукт, который собираешься продавать, поскольку решение принимаешь сегодня, а результат узнаешь только через два года. В течение этого периода менеджер может только следовать намеченному курсу, никуда не сворачивая, даже если его продукт оказывается не привлекательным для рынка. Руководитель не в силах поменять продукт, ему остается лишь корректировать политику реализации товара. Поэтому в фармацевтическом менеджменте важнее не стратегическое мышление, а упорство.
А нет ли планов вернуться в страхование?
Пока нет. Для чего вернуться? Руководить одним из конкурентов «РОСНО»? Работать против «РОСНО»? Эту компанию я считаю родной. Иногда оказываю помощь друзьям, коллегам по страховому бизнесу, но это больше хобби. Хотя я и работаю на другом рынке, но люблю страховой рынок, живу его заботами - слежу за новостями, общаюсь со страховщиками. Все-таки страхование - это приличный отрезок моей жизни.
Недавно вышла Ваша книга о страховом менеджменте. Не могли бы Вы рассказать о ней поподробнее?
Да, несколько месяцев назад я выпустил учебник для студентов, рассказывающий об управлении страховой компанией, о целях и задачах страхового менеджмента. Книга охватывает маркетинг, аналитику, контроль, планирование, персонал, IT-технологии. В книге я постарался учесть практический опыт своей работы и результаты ряда моих научных исследований.
А если пригласят читать лекции по управлению в страховании, согласитесь?
Книга написана не для того, чтобы пылиться на полке. И предложения такого рода поступают, но это для будущего, а пока я не собираюсь переходить на преподавательскую работу.
И в заключение хотелось бы пожелать страховому рынку и его менеджерам успехов в их работе.
9 марта 2006 г.
Версия для печати
Смотрите другие материалы по этой тематике: Кадры, Управление
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Предыдущие отзывы:
10 марта 2006 г. 14:32 Maria
При том содержании учебных программ, которое сегодня есть, наверное, это очень хорошо, что "отечественные вузы не успели наладить широкомасштабный выпуск" таких дипломированных страховщиков (то есть потенциальных безработных). Компании, в лучшем случае, как совершенно справедливо отмечает Евгений Анатольевич, готовы набирать студентов и сами их несколько лет доучивать. Вот только тогда они смогут работать, и то не на всяком участке. Выпускник претендует на должность в стиле "продажи не предлагать", а работы, совсем не связанной с продажами, в страховании очень мало, и эти места уже все давно заняты родными и близкими начальства. А выпущенный страховой кафедрой дипломник к этому совершенно не готов, он считает себя крутым специалистом, хотя работодателю его знания теории страхового фонда, общественно-исторических типов страхования и тому подобной ерунды - абсолютно не интересны. Если же он кроме страхования знает хоть что-то еще, с бОльшим удовольствием он применит свои способности где-то еще...
10 марта 2006 г. 15:56 Узуньян Р.Р.отзыв на интервью
Евгений Анатольевич - опытный руководитель. Его оценки проблем управления страховыми компаниями интересны и ценны.
Отсутствие стратегий в страховых компаниях - очевидное явление, это отмечал и Николенко Н.П. Отсюда непоследовательность в развитии, шараханье, непредсказуемые решения(в том числе и для собственных сотрудников).
О персонале. Убежден, что серьезный ресурс для роста и развития компаний в изменении политики управления персоналом, в привлечении широкого слоя сотрудников к решению управленческих задач, в раскрытии их потенциала.
10 марта 2006 г. 22:12 Автор отзыва
В некотором смысле, согласна с Узуньян Р.Р. Вся беда в том, что до сих пор, у некоторых руководителей страховых компаний продолжается тенденция к собственному обогащению, в первую очередь, и, среди страховых компании, не все руководители, к сожалению, думают исключительно о развитии и переспективе страхового бизнеса . При этом, в некоторых компаниях, есть, наверняка, сотрудники, имеющие и богатый опыт страхования и опыт административной работы, но их не принимают в расчет... хотя, умный руководитель сумел бы использовать их потенциал в работе. И... умный руководитель будет сам воспитывать себе и административного работника и специалиста , но... на этом не надо экономить... А что касается книги господина Кургина Е.А., как найду - так сразу и прочитаю.. и постараюсь дать честный ответ т.к. знаю Евгения Анатольевича много лет...
12 марта 2006 г. 15:18 Насеручиться на агента 5 лет в Финансовой академии? Ха-ха
Мария, Вы правы, но лишь отчасти.
Общие темы нужны! хотя бы и для общего развития, в этом лежит одно из отличий ВУЗа от ПТУ.
Трудно себе представить, чтобы человек, проучившийся 5 лет, хотел стать агентом, для этого достаточно 2 недель или всей жизни не хватит. Агент - это определенный тип человека, а не образования. Опять же еще совсем недавно подавляющему числу страховщиков не было нужды в специалистах-страховщиках, для обналички достаточно одного - двух.
СК развиваются, появляются новые потребности - требуются и люди, не склонные к продажам непосредственно, но знающие страхование!
13 марта 2006 г. 11:08 Выпускник Финансовой Академии
В Финансовой Академии не учатся, в ней получают диплом, а учатся, как и подтвердил Кургин, на работе. Ведь полное отстутствие учебы в данном заведении давно уже стало народным студенческим эпосом: "В "Финансовый" очень трудно поступить, но еще трудней оттуда вылететь". А страховая специализация и была отстойником для тех, кого надо выгонять, но вроде как в данном заведении не принято, туда сгоняли двоечников и тех, кто конфликтовал с преподавателями. Даже потом, когда страховой факультет отделили, он все равно остался самым непопулярным, как в студенческой среде, так и по покровительству генералитета.
А что места андеррайтеров появились - не показатель. Во-первых, их мало. А во-вторых, может в РОСНО и не так, но в средних компаниях что такое "андеррайтинг по-русски": садится этот самый "спец" и начинает обзванивать друзей в соседних компаниях , у кого сколько такое стоит(это в лушем случае, а то и просто притворяясь клиентом, пытается выведать секрет у конкурента), потом по средней арифметической выдает некую величину тарифа - вот вам и "знания"...
13 марта 2006 г. 17:58 еще один выпускник ФАответ выпускнику
Ну как сказать, с одной стороны, не могу не согласиться, что учатся в основном для диплома, с другой стороны, не соглашусь с утверждением, что если поступишь, то дальше полная халява и про отстойник тоже. Хотя для некоторых категорий студентов это именно так)))))
Насчет андеррайтинга, да, бывает такое, с другой стороны, мне кажется, подобная ситуация является явным упущением управления перестрахования компании (в случае крупных рисков).
15 марта 2006 г. 18:21 ZnatokСтратегия в российских СК
Очень интересна оценка г-на Кургину как инсайдера. Именно внедрение западных подходов к менеджменту и стратегии позволяет страховщику добиться конкурентных преимуществ. И РОСНО - не исключение, скорее наоборот, только благодаря немецкому Allianz, она сегодня является лидером страхового рынка. Стратегия - это характеристика развитого цивилизованного рынка. Хотя говорить, наверно, о цивилизованном страховом рынке в РФ - смешно, его просто нет, здесь просто базар! Поэтому и специалисты невостребованы, разве что, как отмечали выше - агенты по продажам продуктов физ.лицам, да эксперты-оценщиками по ОСАГО! Андерайтинг в российских компаниях как наука вообще отсутствует, а андерайтер даже не является субъектом страхового права! Весь андерайтинг делают за росских страховщиков делают их иностранные партнёры-перестраховщики. Пока в Россию не хлынут иностранцы и не сделают рынок цивилизованным (что представляется весьма сомнительным в ближайшее десятилетие) - ситуация не измениться, в том числе и с подготовкой кадров. Что умеет и знает нынешний выпускник ВУЗа со страховой специализацией - да практически ничего, разве что страховую терминологию. Когнечно в этом есть доля вины и ВУЗов - учебные программы во многих очень примитивны и устаревшие.
|
|