Проблема управления конкурентоспособностью, в преддверии расширения присутствия иностранных страховщиков на российском рынке, стоит наиболее остро перед отечественными страховыми компаниями. О своих взглядах на ее решение корреспонденту сайта «Страхование сегодня» рассказал генеральный директор СК «Оранта» Сергей Устюков.
Сейчас наступило такое время, когда каждая страховая компания, если она хочет выжить и думает о будущем, а не просто плывет по течению, не понимая, что с ней будет через пару лет, должна в корне пересмотреть свои приоритеты в управлении. Управленческие решения должны быть направлены не столько на получение сиюминутной прибыли, сколько на поиск инвестиций для долгосрочного развития в условиях глобальной конкуренции.
Что необходимо, чтобы российский страховой рынок получил нужный ему сегодня приток инвестиций?
Я считаю, что почти любая компания, которая занимает место в пределах верхней сотни крупнейших страховщиков России, в состоянии привлечь инвестиции, в том числе выйти на уровень IPO – были бы деньги и желание. Ну и грамотные менеджеры, естественно, тоже необходимы, хотя в целом, проблемы управления и привлечения капитала очень тесно взаимосвязаны: наличие инвестиций позволяет строить эффективную систему менеджмента, а наличие квалифицированных менеджеров, в свою очередь, позволяет находить источники инвестиций.
Есть проблема в том, как заинтересовать инвесторов, которые в массе своей пока не готовы капитализировать страховые компании. В особенности это относится к нынешним собственникам (среди которых много небольших банков и т.п.): у них просто либо нет таких денег, либо они не хотят их вкладывать.
Для активизации внутренних инвестиций менеджерам надо находить понимание с акционерами, а именно это и становится проблемой в большинстве российских страховых компаний. Когда существующие акционеры не способны поддержать инвестициями компанию, но и не готовы ею «делиться» с новыми инвесторами - это путь в тупик, путь к полному краху. Поиск взаимопонимания управленцев и владельцев – вот первейшая задача многих компаний, а отнюдь не только вопросы увеличения уставного капитала, как принято считать. Ведь декларируемый уставный капитал – это на самом деле весьма условный и ограниченный ресурс.
Иными словами говоря, получается ситуация: не можешь дать своему страховщику деньги на развитие бизнеса – продай его тому, кто сможет?
Нет, не совсем. Такое, конечно, может случиться, если менеджеры и собственники не смогли договориться о внутренних источниках инвестирования, а стратегические цели компании диктуют потребность в больших деньгах. Тогда возникнет вопрос о продаже компании или ее «кусков» тому, кто сможет влить необходимые средства. Но я роль инвестиций со стороны нынешних акционеров отнюдь не исключаю.
В то же время надо понимать специфику российского страхового рынка и изначально важную роль новых инвесторов, не обязательно только иностранных. Правда, для будущих российских инвесторов, стремящихся к быстрому заработку, рентабельность не настолько высока, чтобы они стремились активно вкладывать деньги в страховые компании. Западные же инвесторы (из Европы, США) - это возможный вариант. Но, с моей точки зрения, суммы здесь пока фигурируют тоже небольшие: почти все «громкие» сделки за последнее время укладывались в границы 10 миллионов долларов, а это совсем не те деньги, на которые страховую компанию можно действительно серьезно развивать. А развивать ее несерьезно можно и без системных вливаний, на те деньги, которые есть.
Не опасаетесь, что рынок полностью скупят «иностранцы»?
Я много общался с руководителями западных страховых компаний и их собственниками. Как выясняется, у иностранных страховщиков совершенно нет безумного желания скупить все страховые компании или даже какую-либо конкретную компанию в России. Многие европейские страховщики вообще считают лучшим путем создание полностью своих компаний или открытие филиалов, если это будет разрешено. Вложения в страховой бизнес не настолько быстро окупаются, как, к примеру, в банковский. Но и на банковском рынке, где слияния и покупки западными инвесторами будут, безусловно, более активны, до настоящего времени супермассовой скупки российских банков не наблюдается. А уж на страховом рынке, при таком уровне рентабельности бизнеса и востребованности страховой услуги - тем более.
Традиционно считается, что наше население склонно «покупать импортное», и в рознице иностранному страховщику будет легко. А легко ли «иностранцу» увести нашего корпоративного клиента?
Это, в значительной степени, вопрос прозрачности предполагаемых операций, наличии схемных или несхемных решений, статуса клиента. Не секрет, что долгое время в России пакеты страховых услуг для юридических лиц содержали элементы налогосбережения, и учитывали «личный интерес» руководителя российского предприятия-страхователя. Так иностранцы не работают. Но и в большинстве секторов реального страхования им придется нелегко.
Для иностранных компаний будет легко получить рынок страхования предприятий (в том числе, достаточно крупных, к примеру, некоторые сетевые магазины и т.п.), которые являются как бы «прозападными» - с четкими собственниками, западной управленческой технологией, жесткой системой ответственности менеджеров, детальным подсчетом экономической эффективности, затрат. У таких фирм стоит простая задача - минимизировать расходы на страхование и сделать его оптимальным. Вот эта часть рынка – благодатное поле для «иностранцев». Во всех же остальных секторах больше шансов у отечественных страховщиков.
Но если такая «прозападная» клиентура стремится экономить, значит ли это, что западные страховщики будут давать им низкие тарифы?
Будут, если захотят. А захотят ли – не знает никто, ибо это вопрос не андеррайтинга, а политики. По логике, любая западная компания, которая хочет прийти в Россию, на новый для нее рынок, сначала должна будет опустить тарифы, практически по классике маркетинга, и потерпеть несколько лет убытки. Поскольку они «богатые» - для них это не такая страшная потеря: просуществовав до того 200-300 лет, не развалятся же они за три-четыре года. А потом уже вывести тарифы на нормальный уровень.
Впрочем, даже если говорить о рознице, я бы не стал прогнозировать быстрый успех иностранных компаний.
А почему, разве их опыт работы, ассортимент, брэнды не конкурентоспособны в России?
Что востребовано страхователями в России? Прежде всего, моторное страхование. Но иностранные страховщики в этот сектор не очень-то и стремятся. Даже не потому, что оно убыточное: убыточность в России не меньше, но и не больше чем в Германии, Италии, Испании. В Европе в целом выплаты по моторным видам составляют не менее 102-104 % к премиям. Но там умеют инвестировать резервы, и объемы, которые можно инвестировать – совершенно другие, они зависят от сборов, а сборы – от страховой культуры. Мы же с начала 90-х годов, создали страховую культуру именно ту, которую создали, потому и аккумулируемые премии, образующие поток инвестиционных ресурсов страховщика - малы. Сегодня интерес людей к страхованию, конечно, уже стал намного выше, чем был в 1992 году, но остается намного ниже, чем в той же Германии или Голландии. А значит, формирование страховой культуры - это все равно вопрос будущего. А пока граждане у нас страхуют в основном автомобили, а иностранным страховщикам наше автострахование не интересно, у отечественных компаний есть возможность упрочить свои позиции.
А страхование имущества предприятий?
Давайте вспомним, какова сегодня реальная емкость рынка страхования имущества предприятий. Исследователи подсчитали, что в России страхуется порядка 8 % от потенциально возможных производственных объектов. Разве наши предприятия всерьез «при деньгах»? Много ли у нас богатых предприятий, готовых приобретать обширную страховую защиту? В том-то и дело, что нет, оттого и настолько низок охват страхового поля.
Вот сейчас готовится к выходу закон о страховании особо опасных производственных объектов. Безусловно, если бюджет поможет реализовать подобную программу, выделит средства, то еще какая-то часть предприятий вовлечется в страхование…
А вы считаете, бюджет – это панацея? Ведь это не первая российская программа, где на страхование выделаются бюджетные средства…
Совершенно верно, и бюджет - не панацея. В той же программе агрострахования, где было выделено из бюджета по 2 миллиардов в год, страховщики не смогли быстро и адекватно развернуть работу. И вскоре речь пошла о том, чтобы поток бюджетных средств приостановить, поскольку непонятно, куда они уходят. И не забывайте про способность части руководителей российских предприятий-страхователей в любом потоке найти место для «схем». К счастью, в страховании опасных объектов (не берусь, конечно, утверждать, но все же надеюсь, что это так) вряд ли есть возможность проводить схемы, поскольку вероятность страхового случая высока, и объем ответственности в законе прописан вполне серьезный.
Получается, что в итоге многое зависит от системы управления – как страховой компании, так и предприятия-страхователя?
В любой компании управление - важный момент. Так и у страховщиков, путь к успеху в конкурентной борьбе начинается с того, что компания отстраивает у себя систему управления – абсолютно четкую, понятную, однозначную, опирающуюся на научную концепцию менеджмента.
Это тоже «западный подход», насколько он адекватен российским условиям?
На самом деле, над этим напрасно иронизируют. Вопрос здесь не о «западном», ведь в разных концепциях менеджмента – и европейского, и американского - есть очень много общего. А почему? Да потому, что эти концепции оформляют собой вещи абсолютно логичные - здравый смысл, которому нужно следовать. И выстраиваются эти учения на основе определенного опыта успешных компаний, поэтому все позитивное оттуда надо обязательно воспринимать. Тогда в любой российской страховой компании, которая сможет это сделать (а смогут не все, не стоит обольщаться), дела будут идти успешно, независимо от присутствия на рынке иностранных конкурентов. Она может даже не занимать какой-то специфической ниши, а просто иметь свою долю в общем рынке массовых видов страхования, в зависимости от своего размера и позиционирования. Но в рамках своих целей такая компания будет конкурентоспособна на внутреннем и внешнем рынке.