Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Второй Евразийский Актуарный Конгресс Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


II Евразийский Актуарный Конгресс
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
Барьер-2024. Противодействие страховому мошенничеству – успехи и достижения, проблемы и вызовы


Top.Mail.Ru

Интервью

  Полный список интервью

  Страховой надзор, Страховое право
Карта минного поля
Ломакин-Румянцев Илья Вадимович
Руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН)
страхование сегодняОпыт страховых законодательных новаций последних лет во многом горек. Еще свежи в памяти коллизии, загонявшие страховщиков в тупик – неожиданно даже для самих авторов правовых новшеств. Что уготовано рынку в следующие полгода и как обойти возможные ловушки? Об этом в интервью АСН рассказывает руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев.

Екатерина ДВОЙНИКОВА, Виталий БОГДАНОВ
  Агентство страховых новостей

К 1 июля 2007 г. страховщики под угрозой лишения лицензий должны перестать совмещать имущественное страхование с личным накопительным или страхованием жизни. К 30 сентября 2006 г. из 921 компании, числящейся в госреестре страховщиков, 248 «совмещали несовместимое», причем 137 компаний страховали жизнь с имуществом, а 98 имели лицензии на страхование жизни, но не занимались им.

Трудности деления

– Наверное, нет смысла надеяться на безболезненность такого серьезного новшества, как разделение страховых компаний по сферам бизнеса. О чем ФССН хотела бы предупредить рынок в первую очередь?

– Главная опасность: закон требует завершить специализацию по сферам деятельности к 1 июля 2007 г., но не поясняет, что именно это значит. У юристов есть две точки зрения. Одни считают, что завершение специализации к 1 июля 2007 г. означает полное отсутствие у компании именно к этой дате обязательств по виду страхования, от которого она отказалась. Другие – что до 1 июля страховщики должны принять решение о специализации, а затем в течение года урегулировать отношения с клиентами в соответствии со статьей 32.8 закона об организации страхового дела.


– Какой точки зрения будет придерживаться ФССН?

– Мне лично больше нравится вторая. Тут важно отметить, что требование разделить бизнес по сферам деятельности ставит многие компании перед необходимостью передавать портфели по тем видам страхования, от которых они отказываются. А это процесс крайне трудоемкий, очень затратный и к тому же почти не регламентированный. Правильно провести его в сжатые сроки почти невозможно.
Поэтому я считаю, что разделение по сферам деятельности должно быть плавным. Разумная конструкция в свое время была применена во Франции. Там переход к специализации означал запрет на заключение новых и пролонгацию старых договоров по виду страхования, от которого компания отказывается.

Думаю, этот опыт можно учесть и внести в наш закон об организации страхового дела поправки, делающие эту его часть однозначной и более разумной. Очень надеюсь, что это произойдет до 1 июля – тогда почва для юридических дискуссий, чреватых последствиями для страховых организаций, просто исчезнет. Тем, кто полагает, что такие поправки следовало бы внести надзору, напомню, что в процессе административной реформы надзор был лишен законотворческой функции.


– Если поправки все же не внесут, как быть страховщикам?

– К установленному сроку принять решение о прекращении деятельности по тому или иному виду страхования, надлежащим образом оформить это решение и подтвердить ФССН его исполнение. При этом у компании не должно остаться страховых обязательств по виду страхования, от которого она отказалась, поскольку пока закон предлагает страховщикам «завершить специализацию» к 1 июля.


1 июля 2007 г. завершится последний этап повышения капитализации страховщиков. Минимальный уставный капитал для страховщика «не-жизни» будет равен 30 млн руб., для страховщика жизни – 60 млн руб., для перестраховщика – 120 млн руб. Нужную планку пока не преодолели более 130 страховщиков «не-жизни», около 70 страховщиков жизни и свыше 50 перестраховщиков.

Капитальные требования

– Предыдущие годовые рубежи законодательного повышения капитализации страховщиков наделали на рынке много шума и стоили лицензий множеству компаний. Какие уроки следует извлечь страховщикам, чтобы 1 июля 2007 г. оказалось обычной датой, а не черным днем страхового рынка?

– Самое главное – все документы, подтверждающие достаточность капитала, должны быть датированы числом, предшествующим 1 июля. Закон очень точно определяет – к 1 июля должно быть сделано все.

В предыдущий этап увеличения капиталов мы столкнулись с десятком интересных случаев. Не завершив формирование капитала, страховщики регистрировали изменения в уставных документах, зная, что налоговые органы не проверяют достоверность этих данных. Затем выяснялось, что реально капитал был увеличен только в июле – августе. Такие случаи мы вынуждены оспаривать.

Сплошь и рядом мы сталкивались также с ситуациями, когда совокупные активы учредителей страховщика оказывались гораздо меньше их вложений в оплату капитала. В этих случаях у нас возникал вопрос о соблюдении нормы закона, запрещающей внесение в капитал заемных средств и залогового имущества. Так что советую страховщикам внимательно смотреть на балансы своих учредителей.

Многие компании не обращали внимания на другие, казалось бы, мелкие обстоятельства. Например, один страховщик указал в проспекте эмиссии акций, что ценные бумаги могут быть выкуплены не ранее, чем через две недели после объявления о выпуске. Затем выяснилось, что две недели истекают 3 июля и перечисление денег в оплату капитала раньше этой даты противоречит условиям эмиссии.

 

– Вопрос о том, что считать датой увеличения капитала, в предыдущие годы был яблоком раздора между страхнадзором и страховщиками. Многие компании, лишившиеся лицензий в этом контексте, прибегли к помощи судов. Какова позиция ФССН сейчас, с учетом судебной практики?

– В 2004 г. никто не мог точно ответить на вопрос, что понимать под формированием капитала. Мы благодарны судам за решения, раскрывшие содержание терминов закона, которые ставили всех в тупик. Из судебных решений следует, что формирование капитала означает выполнение процедур, позволяющих считать капитал сформированным: размещение эмиссии ценных бумаг, регистрация отчета в ФСФР и зачисление денег на счет. Более того, согласно некоторым решениям, внесение изменений в учредительные документы желательно, но не обязательно.

В некоторых случаях (и не в единичных) мы считали датой формирования капитала момент, когда страховщик сделал все, что от него требуется по закону: принял деньги от учредителей, составил отчет об эмиссии и направил его в ФСФР. Дату принятия документов в ФСФР, если в дальнейшем акцептовывался отчет об эмиссии, мы в учет не принимали, понимая, что отчет может регистрироваться довольно долго. Хотя, конечно, это определенное лукавство. Страховщики должны учитывать все возможные риски – на то они и страховщики. Тем не менее, мы исходили и будем исходить из того, что главное – выполнение требований закона по существу.

 

 – По итогам второго этапа увеличения капиталов ФССН отозвала около 130 лицензий, а затем вернула более половины из них. Кто виноват?

– Необоснованных отзывов лицензий по вине ФССН было всего четыре. В каждом из этих случаев мы принесли письменные извинения и очень быстро исправили ошибки (которые, к сожалению, бывают у всех). Остальные страховщики, выполнив требования закона в последний момент, не обеспечили своевременную доставку в ФССН необходимых документов. Компании, которые все успели сделать 30 июня, но не сообщили нам об этом, видимо, не очень дорожат своими лицензиями и репутацией.

 

– Страхнадзор будет следить за ходом увеличения капиталов до 1 июля 2007 г.?

– Да. В конце первого квартала ФССН обнародует список компаний, к капиталам которых у нас есть вопросы. По мере снятия вопросов страховщики будут вычеркиваться из этого списка.

На месте компаний я бы составил график, подробно расписывающий весь процесс увеличения капитала. Некоторые страховщики присылали нам такие графики, за что хочется поблагодарить их.


До 1 июля 2007 г. закон обязывает страховых брокеров получить лицензии. Последний реестр брокеров был закрыт 15 января 2004 г. и насчитывал около 1270 этих участников рынка.

Под угрозой вымирания

– Требования к лицензионным документам брокеров установлены, известно, что некоторые из них обратились за лицензиями в ФССН. Лицензированные брокеры уже появились?

– Мы проанализировали первый десяток попыток брокеров получить лицензию, но ни по одному из этих пакетов документов выдать лицензию не смогли. Анализ основных ошибок в лицензионных документах уже проведен.
Однако непонимание брокерами того, как правильно подготовить эти документы, отнюдь не самое страшное. Есть то, что убивает сам институт страховых брокеров.

 

– Что же это?

– Действующий режим налогообложения. Премия, уплаченная страхователем напрямую страховщику, не является доходом страховой организации. Но если в этой цепочке появляется брокер, та же полученная им для передачи страховщику премия считается доходом и облагается НДС. Понятно, что менее выгодный налоговый режим приведет к вымиранию посредника. Эту ситуацию необходимо менять как можно скорее. Иначе в не столь отдаленном будущем вместо почти 1300 лицензированных брокеров – по их собственной оценке, очень привлекательных объектов для налоговых органов – мы получим лишь несколько десятков.


Согласно закону о страховом деле, до 1 июля 2007 г. лицензии обязаны получить и общества взаимного страхования (ОВС). Закон об ОВС, который должен регламентировать их деятельность, разрабатывается уже больше восьми лет. Данными о числе ОВС в России ФССН не располагает.

Спасение утопающих...

– Предполагается, что ОВС должны жить по своему отдельному закону. Шансы на его скорое принятие минимальны, как жить (и, в частности, лицензироваться) – не ясно. А существовать без лицензий ОВС дозволено еще полгода. Неувязка?

– Да, складывается фактически тупиковая ситуация. Либо (что практически нереально) за полгода законодатель примет закон об ОВС, Минфин определит требования к лицензионным документам, а ОВС пройдут процедуру лицензирования, либо с 1 июля общества взаимного страхования окажутся вне закона.

 

– И как тогда им быть?

– Лучше переквалифицироваться в страховщиков.

 

– А если они хотят работать именно в качестве ОВС?

– Тогда им следует озаботиться продвижением закона о взаимном страховании. Если не получится – продвижением поправок о переносе срока лицензирования. Третий вариант – убедить Минфин в том, что сегодняшнее законодательство хорошо регулирует ОВС и надо как можно быстрее утверждать требования к лицензионным документам.


К 1 июля 2007 г. страховые компании, принимающие риски в перестрахование, должны обзавестись отдельными лицензиями на эту деятельность. Перестрахованием к концу сентября 2006 г. занимались более 300 страховщиков.

Не ждите грома

– Что порекомендуете страховым компаниям, которые будут получать лицензии на перестрахование?

– Единственная просьба – помнить: все, что делается в последний момент, может получиться не очень удачно.


Есть высший суд

 – Что ждет участников рынка, которые не исполнят требования закона о страховом деле, касающиеся лицензирования?

– За отсутствие лицензии на входящее перестрахование ФССН будет выдавать предписание о необходимости прекратить нарушения страхового законодательства. Затем, при неблагоприятном развитии событий, последуют приостановление и отзыв лицензии.

Но есть вещи посерьезнее санкций ФССН. Страховщики, брокеры и ОВС, работающие без необходимых лицензий, должны помнить об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом.


Что потом

– Сколько компаний останется на рынке к середине 2007 г. и что будет происходить с ними?

– Не хочется давать оценки. Весь первый квартал 2007 г. мы будем убеждать страховщиков принять правильные решения, соответствующие нормам закона и приказа Минфина 149н о собственных средствах. В 2007 г. я ожидаю новых тенденций: "надутые" бизнес и капиталы будут уходить с рынка в большом объеме – соответственно, «сдуются» и компании, которые назвать страховыми можно лишь формально (по некоторым оценкам, на рынке их около трети). Основной объем «левого» бизнеса и «дутых» капиталов приходится сегодня на средних и мелких страховщиков, хотя, полагаю, какие-то подарки своим клиентам делают и крупные компании. Однако после 1 июля 2007 г. все это сведется к объемам превышения фактической маржи платежеспособности над нормативной.


9 января 2007 г.

Версия для печати 

  Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Страховое право
В материале упоминаются:
Компании, организации: Персоны:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 5.72 (голосовало: 43 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева: