Опыт страховых законодательных новаций последних лет во многом горек. Еще свежи в памяти коллизии, загонявшие страховщиков в тупик – неожиданно даже для самих авторов правовых новшеств. Что уготовано рынку в следующие полгода и как обойти возможные ловушки? Об этом в интервью АСН рассказывает руководитель Федеральной службы страхового надзора (ФССН) Илья Ломакин-Румянцев.
Екатерина ДВОЙНИКОВА, Виталий БОГДАНОВ
Агентство страховых новостей
К 1 июля 2007 г. страховщики под угрозой лишения лицензий должны перестать совмещать имущественное страхование с личным накопительным или страхованием жизни. К 30 сентября 2006 г. из 921 компании, числящейся в госреестре страховщиков, 248 «совмещали несовместимое», причем 137 компаний страховали жизнь с имуществом, а 98 имели лицензии на страхование жизни, но не занимались им.
Трудности деления
– Наверное, нет смысла надеяться на безболезненность такого серьезного новшества, как разделение страховых компаний по сферам бизнеса. О чем ФССН хотела бы предупредить рынок в первую очередь?
– Главная опасность: закон требует завершить специализацию по сферам деятельности к 1 июля 2007 г., но не поясняет, что именно это значит. У юристов есть две точки зрения. Одни считают, что завершение специализации к 1 июля 2007 г. означает полное отсутствие у компании именно к этой дате обязательств по виду страхования, от которого она отказалась. Другие – что до 1 июля страховщики должны принять решение о специализации, а затем в течение года урегулировать отношения с клиентами в соответствии со статьей 32.8 закона об организации страхового дела.
– Какой точки зрения будет придерживаться ФССН?
– Мне лично больше нравится вторая. Тут важно отметить, что требование разделить бизнес по сферам деятельности ставит многие компании перед необходимостью передавать портфели по тем видам страхования, от которых они отказываются. А это процесс крайне трудоемкий, очень затратный и к тому же почти не регламентированный. Правильно провести его в сжатые сроки почти невозможно.
Поэтому я считаю, что разделение по сферам деятельности должно быть плавным. Разумная конструкция в свое время была применена во Франции. Там переход к специализации означал запрет на заключение новых и пролонгацию старых договоров по виду страхования, от которого компания отказывается.
Думаю, этот опыт можно учесть и внести в наш закон об организации страхового дела поправки, делающие эту его часть однозначной и более разумной. Очень надеюсь, что это произойдет до 1 июля – тогда почва для юридических дискуссий, чреватых последствиями для страховых организаций, просто исчезнет. Тем, кто полагает, что такие поправки следовало бы внести надзору, напомню, что в процессе административной реформы надзор был лишен законотворческой функции.
– Если поправки все же не внесут, как быть страховщикам?
– К установленному сроку принять решение о прекращении деятельности по тому или иному виду страхования, надлежащим образом оформить это решение и подтвердить ФССН его исполнение. При этом у компании не должно остаться страховых обязательств по виду страхования, от которого она отказалась, поскольку пока закон предлагает страховщикам «завершить специализацию» к 1 июля.
1 июля 2007 г. завершится последний этап повышения капитализации страховщиков. Минимальный уставный капитал для страховщика «не-жизни» будет равен 30 млн руб., для страховщика жизни – 60 млн руб., для перестраховщика – 120 млн руб. Нужную планку пока не преодолели более 130 страховщиков «не-жизни», около 70 страховщиков жизни и свыше 50 перестраховщиков.
Капитальные требования
– Предыдущие годовые рубежи законодательного повышения капитализации страховщиков наделали на рынке много шума и стоили лицензий множеству компаний. Какие уроки следует извлечь страховщикам, чтобы 1 июля 2007 г. оказалось обычной датой, а не черным днем страхового рынка?
– Самое главное – все документы, подтверждающие достаточность капитала, должны быть датированы числом, предшествующим 1 июля. Закон очень точно определяет – к 1 июля должно быть сделано все.
В предыдущий этап увеличения капиталов мы столкнулись с десятком интересных случаев. Не завершив формирование капитала, страховщики регистрировали изменения в уставных документах, зная, что налоговые органы не проверяют достоверность этих данных. Затем выяснялось, что реально капитал был увеличен только в июле – августе. Такие случаи мы вынуждены оспаривать.
Сплошь и рядом мы сталкивались также с ситуациями, когда совокупные активы учредителей страховщика оказывались гораздо меньше их вложений в оплату капитала. В этих случаях у нас возникал вопрос о соблюдении нормы закона, запрещающей внесение в капитал заемных средств и залогового имущества. Так что советую страховщикам внимательно смотреть на балансы своих учредителей.
Многие компании не обращали внимания на другие, казалось бы, мелкие обстоятельства. Например, один страховщик указал в проспекте эмиссии акций, что ценные бумаги могут быть выкуплены не ранее, чем через две недели после объявления о выпуске. Затем выяснилось, что две недели истекают 3 июля и перечисление денег в оплату капитала раньше этой даты противоречит условиям эмиссии.
– Вопрос о том, что считать датой увеличения капитала, в предыдущие годы был яблоком раздора между страхнадзором и страховщиками. Многие компании, лишившиеся лицензий в этом контексте, прибегли к помощи судов. Какова позиция ФССН сейчас, с учетом судебной практики?
– В 2004 г. никто не мог точно ответить на вопрос, что понимать под формированием капитала. Мы благодарны судам за решения, раскрывшие содержание терминов закона, которые ставили всех в тупик. Из судебных решений следует, что формирование капитала означает выполнение процедур, позволяющих считать капитал сформированным: размещение эмиссии ценных бумаг, регистрация отчета в ФСФР и зачисление денег на счет. Более того, согласно некоторым решениям, внесение изменений в учредительные документы желательно, но не обязательно.
В некоторых случаях (и не в единичных) мы считали датой формирования капитала момент, когда страховщик сделал все, что от него требуется по закону: принял деньги от учредителей, составил отчет об эмиссии и направил его в ФСФР. Дату принятия документов в ФСФР, если в дальнейшем акцептовывался отчет об эмиссии, мы в учет не принимали, понимая, что отчет может регистрироваться довольно долго. Хотя, конечно, это определенное лукавство. Страховщики должны учитывать все возможные риски – на то они и страховщики. Тем не менее, мы исходили и будем исходить из того, что главное – выполнение требований закона по существу.
– По итогам второго этапа увеличения капиталов ФССН отозвала около 130 лицензий, а затем вернула более половины из них. Кто виноват?
– Необоснованных отзывов лицензий по вине ФССН было всего четыре. В каждом из этих случаев мы принесли письменные извинения и очень быстро исправили ошибки (которые, к сожалению, бывают у всех). Остальные страховщики, выполнив требования закона в последний момент, не обеспечили своевременную доставку в ФССН необходимых документов. Компании, которые все успели сделать 30 июня, но не сообщили нам об этом, видимо, не очень дорожат своими лицензиями и репутацией.
– Страхнадзор будет следить за ходом увеличения капиталов до 1 июля 2007 г.?
– Да. В конце первого квартала ФССН обнародует список компаний, к капиталам которых у нас есть вопросы. По мере снятия вопросов страховщики будут вычеркиваться из этого списка.
На месте компаний я бы составил график, подробно расписывающий весь процесс увеличения капитала. Некоторые страховщики присылали нам такие графики, за что хочется поблагодарить их.
До 1 июля 2007 г. закон обязывает страховых брокеров получить лицензии. Последний реестр брокеров был закрыт 15 января 2004 г. и насчитывал около 1270 этих участников рынка.
Под угрозой вымирания
– Требования к лицензионным документам брокеров установлены, известно, что некоторые из них обратились за лицензиями в ФССН. Лицензированные брокеры уже появились?
– Мы проанализировали первый десяток попыток брокеров получить лицензию, но ни по одному из этих пакетов документов выдать лицензию не смогли. Анализ основных ошибок в лицензионных документах уже проведен.
Однако непонимание брокерами того, как правильно подготовить эти документы, отнюдь не самое страшное. Есть то, что убивает сам институт страховых брокеров.
– Что же это?
– Действующий режим налогообложения. Премия, уплаченная страхователем напрямую страховщику, не является доходом страховой организации. Но если в этой цепочке появляется брокер, та же полученная им для передачи страховщику премия считается доходом и облагается НДС. Понятно, что менее выгодный налоговый режим приведет к вымиранию посредника. Эту ситуацию необходимо менять как можно скорее. Иначе в не столь отдаленном будущем вместо почти 1300 лицензированных брокеров – по их собственной оценке, очень привлекательных объектов для налоговых органов – мы получим лишь несколько десятков.
Согласно закону о страховом деле, до 1 июля 2007 г. лицензии обязаны получить и общества взаимного страхования (ОВС). Закон об ОВС, который должен регламентировать их деятельность, разрабатывается уже больше восьми лет. Данными о числе ОВС в России ФССН не располагает.
Спасение утопающих...
– Предполагается, что ОВС должны жить по своему отдельному закону. Шансы на его скорое принятие минимальны, как жить (и, в частности, лицензироваться) – не ясно. А существовать без лицензий ОВС дозволено еще полгода. Неувязка?
– Да, складывается фактически тупиковая ситуация. Либо (что практически нереально) за полгода законодатель примет закон об ОВС, Минфин определит требования к лицензионным документам, а ОВС пройдут процедуру лицензирования, либо с 1 июля общества взаимного страхования окажутся вне закона.
– И как тогда им быть?
– Лучше переквалифицироваться в страховщиков.
– А если они хотят работать именно в качестве ОВС?
– Тогда им следует озаботиться продвижением закона о взаимном страховании. Если не получится – продвижением поправок о переносе срока лицензирования. Третий вариант – убедить Минфин в том, что сегодняшнее законодательство хорошо регулирует ОВС и надо как можно быстрее утверждать требования к лицензионным документам.
К 1 июля 2007 г. страховые компании, принимающие риски в перестрахование, должны обзавестись отдельными лицензиями на эту деятельность. Перестрахованием к концу сентября 2006 г. занимались более 300 страховщиков.
Не ждите грома
– Что порекомендуете страховым компаниям, которые будут получать лицензии на перестрахование?
– Единственная просьба – помнить: все, что делается в последний момент, может получиться не очень удачно.
Есть высший суд
– Что ждет участников рынка, которые не исполнят требования закона о страховом деле, касающиеся лицензирования?
– За отсутствие лицензии на входящее перестрахование ФССН будет выдавать предписание о необходимости прекратить нарушения страхового законодательства. Затем, при неблагоприятном развитии событий, последуют приостановление и отзыв лицензии.
Но есть вещи посерьезнее санкций ФССН. Страховщики, брокеры и ОВС, работающие без необходимых лицензий, должны помнить об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом.
Что потом
– Сколько компаний останется на рынке к середине 2007 г. и что будет происходить с ними?
– Не хочется давать оценки. Весь первый квартал 2007 г. мы будем убеждать страховщиков принять правильные решения, соответствующие нормам закона и приказа Минфина 149н о собственных средствах. В 2007 г. я ожидаю новых тенденций: "надутые" бизнес и капиталы будут уходить с рынка в большом объеме – соответственно, «сдуются» и компании, которые назвать страховыми можно лишь формально (по некоторым оценкам, на рынке их около трети). Основной объем «левого» бизнеса и «дутых» капиталов приходится сегодня на средних и мелких страховщиков, хотя, полагаю, какие-то подарки своим клиентам делают и крупные компании. Однако после 1 июля 2007 г. все это сведется к объемам превышения фактической маржи платежеспособности над нормативной.