В декабре 2008 года голландская страховая группа Eureko объявила о завершении сделки по приобретению компании «ОРАНТА Страхование», официально оформив свой приход на российский рынок. О перспективах сделки, бизнес-планах группы Eureko в России и специфике страховых M&A в современных условиях рассказывает Генеральный директор компании «ОРАНТА Страхование» Сергей Устюков.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Сергей Владимирович, в каких условиях принималось решение Eureko о покупке «ОРАНТА Страхование» у инвестиционной Группы «ПромСвязьКапитал» и чем определялся их выбор?
На мой взгляд, уже в ближайшей перспективе основную часть страхового рынка поделят между собой крупнейшие игроки, в том числе с иностранным капиталом. Поэтому даже стабильная компания сегодня не может позволить себе просто оставаться на прежних позициях «крепкого середняка», а обязательно должна двигаться вперед. И на определенном этапе для нового качественного шага в развитии необходимы внешние инвестиции. Для страхового бизнеса, наряду с доступом к зарубежным источникам финансирования, очень важны ноу-хау в области страховых продуктов, маркетинга и информационных технологий, а их могут предложить только иностранные страховщики. Кроме того, страхование – это социально значимый бизнес, потенциально связанный с риском невыполнения обязательств, соответственно, надо осознавать всю степень ответственности при принятии решения об источнике инвестиций.
Задача поиска стратегического инвестора встала и перед нашей компанией. Выбирая партнера, мы стремились учесть ряд критериев: бренд (рассматривались только крупнейшие, известные на международном уровне компании), опыт работы и технологии. В то же время интересы группы Eureko, заключались в том, чтобы обеспечить себе выход на рынки с низким уровнем проникновения страховых услуг, где есть перспективы для дальнейшего развития. В Западной Европе возможности для расширения деятельности достаточно ограничены, а в России резервы для роста имеются. И если учесть, что почти все конкуренты Eureko уже представлены в России, и многие из них работают достаточно длительное время, то для успешного проникновения в российский страховой бизнес голландской группе требовался сильный стратегический партнер.
Анализ прошедших за последнее время сделок поглощения российских страховщиков западными инвесторами показывает, что все они (за исключением, пожалуй, покупки РОСНО) имеют ряд общих черт. Иностранцы явно предпочитают приобретать компании-середняки из первой тридцатки. Средний страховщик мобильнее, с ним проще налаживать бизнес-процессы, вводить новые продукты и новые технологии, настраивать новые каналы продаж. Конечно, группа Eureko рассматривала варианты по покупке и других компаний, так же как и «ОРАНТА Страхование», со своей стороны, анализировала различные предложения, в том числе от нескольких крупнейших европейских финансово-страховых групп. Но именно на данном варианте сделки оптимально сошлись все интересы.
Какие условия развития компании в ближайшем будущем задает новый акционер?
В целом, стратегические инвестиции со стороны иностранцев всегда предполагают соблюдение определенных условий, в частности, четкого бизнес-планирования, бюджетирования и отчетности на основе МСФО. Не является исключением и группа Eureko. Мы смогли в полной мере доказать свое соответствие этим требованиям и собираемся продолжать работать на этих принципах. Реализация стратегии Eureko будет возложена на нынешний менеджмент компании «ОРАНТА Страхование». Иностранный инвестор намерен опираться на опыт и знания действующей команды. Однако мы заинтересованы в освоении европейского опыта, поэтому хотели бы привлечь иностранных профессионалов в узкоспециализированных направлениях, таких как, например, маркетинг, развитие которых необходимо для успешного функционирования страховой компании в современных условиях конкурентного рынка. Мы действительно будем очень рады интернациональной команде. Активное же участие российских специалистов на равноправных партнерских принципах позволит наилучшим образом учитывать специфику российского рынка при организации работы компании. Кроме того, планируется дальнейшее увеличение капитала. На эти цели группа Eureko в декабре 2008 года перевела на счет компании 40 млн. $. Таким образом, капитализация компании возрасла до уровня, значительно превышающего нормативы российского законодательства. Дополнительное финансирование будет выделено также на совершенствование бизнес-процессов и развитие информационных технологий.
Под каким брендом будет работать компания?
Предполагается сохранение бренда «ОРАНТА Страхование». Имя российской компании известно на рынке, у нее хорошая репутация и уровень узнаваемости клиентами, поэтому резкое изменение бренда не принесет заметных преимуществ. Существующий бренд уже сам по себе является качественным активом. По мнению наших голландских партнеров, приобретаемый актив, в лице компании «ОРАНТА Страхование», идеально вписывается в систему выполнения стратегических задач группы Eureko на российском рынке.
Какие виды страхования Ваши инвесторы считают перспективными для российского рынка в условиях финансового кризиса?
Условия, в которых придется работать на первоначальном этапе достаточно тяжелые. Но кризис послужит толчком для разработки инновационных страховых продуктов и поиска альтернативных способов сбыта. Поэтому именно сейчас есть реальный шанс занять новые ниши на рынке. И мы не хотели бы упускать этих возможностей. Тем более что Eureko обладает серьезным и успешным опытом работы на европейском рынке банковского страхования. Однако сегодня в России рынок банковского страхования претерпел определенные изменения и сейчас об этом направлении бизнеса говорят с осторожностью, но мы хотели бы перенести технологии bancassurance группы Eureko в нашу работу. Тем более, что это не первый опыт группы Eureko в области bancassurance на развивающихся рынках: недавно был реализован проект в Турции ее местной дочерней компанией Eureko Sigorta и Garanti Bank.
Страховщики и кредитные организации уже давно ощущают необходимость в модернизации своих взаимоотношений и в реализации комплексных инновационных партнерских проектов, которые двигали бы вперед и поддерживали весь финансовый рынок. Это была бы своего рода синергия, совмещение двух компонентов рынка.
Безусловно, изменившийся ландшафт банковского сектора экономики ограничивает возможности работы страховщиков на популярных в предыдущие годы программах, связанных с ипотекой и автокредитованием. Однако возможен рост продаж личных видов страхования. Ввиду спада объемов кредитования уровень загруженности дистрибуционных сетей коммерческих банков станет ниже, поэтому представляется перспективным использование высвобождающихся мощностей для продаж классических страховых услуг через банки. Если ситуация будет складываться благоприятно, мы попробуем расширить возможности банковского канала продаж даже в условиях кризиса.
Вы собираетесь сотрудничать в этой области с западными или российскими банками?
Возможно, этот проект мы запустим с нашим давним партнером – «Промсвязьбанком». Такой вариант рассматривается: как нами, так и со стороны банка происходит изучение рынка и выбор оптимального партнера.
Но все вышесказанное совсем не означает, что портфель нашей компании будет иметь уклон в сторону банковского страхования. Напротив, задача сохранения диверсифицированного портфеля становится все более актуальной, и мы намерены существенно повысить качество нашего портфеля за счет увеличения в нем прибыльных направлений бизнеса, таких как страхование имущества, ответственности и др. Выполнение этой задачи легло в основу стратегии развития компании на ближайшие годы.
Учитывая же сложные рыночные условия, в обозримом будущем мы будем придерживаться осмотрительной стратегии, делая основной акцент на тщательном андеррайтинге и интенсивном развитии прямых и агентских продаж. Именно сейчас нельзя недооценивать возможности этих каналов продаж. Более того, агентский канал продаж – традиционный для Европы и к нему позитивно относятся наши инвесторы. В ряде стран, в которых представлена группа Eureko, таких как Греция, Румыния, Кипр, Болгария более половины общих страховых сборов обеспечивает агентский корпус.
Приход группы Eureko предусматривает продолжение курса компании на развитие региональной сети? Какие специфические методы работы в регионах будут применяться?
Да, обязательно, формирование региональной сети продолжится. Но мы намерены сосредоточиться на ее интенсивном развитии и оптимизации, что предполагает структурирование и унифицирование бизнес-процессов во всех наших филиалах. Организация работы страховщика в регионах должна быть подчинена определенным бизнес-задачам, под которые необходимо выстраивать конкретные каналы продаж и соответствующую инфраструктуру. Системное развитие и четкое выделение каналов продаж, повышение качества андеррайтинга и системы урегулирования убытков – это основные направления нашей деятельности в отношении региональной сети.
Специалисты часто озвучивают в отношении международных страховых компаний опасения, что те способны снизить тарифы, чтобы войти на рынки, особенно в рознице, до уровня почти демпинговых, а после захвата рынка – поднять их. Какой тарифной политики придерживается Ваш инвестор?
Я не разделяю таких опасений. Все серьезные компании стараются работать рентабельно и не могут допускать снижения уровня платежеспособности. Финансовая устойчивость страховщика в настоящее время не просто слова. Наша стратегия «захвата» рынка будет заключаться в обеспечении высочайшего клиентского сервиса и в предложении инновационных страховых продуктов, понятных клиентам.
Вопрос о соответствии между российской и международной системами учета и отчетности до сих пор остается одним из основных факторов, тормозящих интеграцию России в мировой страховой рынок. Каким образом Вы планируете решать проблему отчетности у себя в группе?
Мы уже несколько лет ведем у себя отчетность по МСФО, так же как и ряд других компаний федерального уровня, преимущественно имеющих иностранных акционеров. На мой взгляд, отчетность по МСФО – это ключ к пониманию реального состояния компании и официальное подтверждение ее устойчивой позиции. Российская бухгалтерская отчетность, особенно когда в компании она не подкреплена должного уровня качества и оперативности управленческой отчетностью, не соответствует всем целям страховщика и его акционеров. Российская отчетность дает гораздо больше возможностей для разнообразных манипуляций цифрами, и многие компании этим пользуются. Приходится констатировать, что пока полномочные государственные органы не предпримут каких-то целенаправленных шагов в сторону обязательного введения отчетности по МФСО, большинство отечественных страховых компаний так и не начнут ее вести.
Каким будет, по Вашему мнению, наступивший 2009 год для российского страхования?
Безусловно, новый 2009 год будет сложным для всех. Уже сейчас отмечается существенное снижение темпов роста сборов по всем линиям бизнеса и, особенно, по кредитному страхованию. В дальнейшем нельзя исключать и отрицательной динамики. По-видимому, эта тенденция сохранится до первой половины 2010 года. Не будет преувеличением сказать, что 2009 год будет годом «отрезвления» после последних нескольких лет бурного роста страхового рынка. В целом же, кризис оздоровит рынок. Однако, на мой взгляд, нельзя допускать резкого сокращения и падения страховых компаний. Поэтому, я выражаю надежду на поддержку страховой отрасли со стороны государства. Что касается компании «ОРАНТА Страхование», то факт ее вхождения в международную страховую группу гарантирует нам стабильность и надежность, даже в этих непростых условиях. В совокупности с положительной и устойчивой динамикой роста основных показателей финансовой деятельности нашей компании в 2008 году, внешние инвестиции позволят значительно увеличить капитализацию компании и, в ближайшей перспективе, обеспечить ее соответствие европейским стандартам и требованиям к платежеспособности и надежности. Мы готовы предложить клиентам высококачественный сервис в сочетании с расширенной линейкой актуальных продуктов и, самое главное, мы спокойны за обязательства, взятые нами перед нашими клиентами даже в долгосрочной перспективе.