Ослабление финансовой устойчивости компаний, осложнения в привлечении западных перестраховочных емкостей, неопределенность тарифной ситуации – вот далеко не полный перечень проблем, которые поставил перед российским перестраховочным рынком финансовый кризис. Свое мнение о том, какие дополнительные требования предъявляют к перестраховщикам новые кризисные условия, и что делает перестраховочную компанию реально устойчивой, читателям портала «Страхование сегодня» сообщает Президент ОАО «Азиятранс Ре», Президент «Клуба Андеррайтеров» Валерий Шубин.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Валерий Сергеевич, какие явления и тенденции Вы назвали бы основными, характеризующими российское перестрахование образца 2009 года? Каким стало перестрахование в нашей стране на фоне разворачивающихся кризисных явлений?
Прежде всего, многие кризисные тенденции пришли на рынок перестрахование из прямого страхования. На развитии перестрахования не могли не отразиться те проблемы, которые нарастали последний год на страховом рынке, в частности, сокращение банковских программ по автокредитованию, ипотеке, потребительскому кредитованию и т.д., а также уменьшение объемов коммерческого строительства и связанных с ним видов страхования. Изменения на рынке прямого страхования неизбежно влияют и на структуру бизнеса, передаваемого в перестрахование.
Кроме того, есть ряд специфических проблем, касающихся только самой сферы перестрахования. Во-первых, это заметное увеличение страховыми компаниями размеров собственных удержаний, вызванное желанием сэкономить путем сокращения расходов на перестрахование. Во-вторых, это широко наблюдаемое возвращение моды на перестрахование на принципах взаимности.
По нашему мнению, увеличение собственного удержания, если оно является продуктом тщательного анализа возможностей компании, имеет право на существование. При этом перестрахование с целью получения встречного бизнеса, особенно в текущих условиях, представляется нам весьма вредным явлением. Помимо сложностей, которые сопровождали такую схему работы в докризисные времена, сейчас мы имеем тенденцию к сокращению количества страховых компаний, которые имеют лицензию на перестрахование, и есть риск, что к моменту возмещения убытков по договорам, распределенным таким образом, возмещать их будет некому.
Как, по Вашему мнению, будет дальше развиваться ситуация на российском перестраховочном рынке? Следует ли ожидать резкого повышения уровня тарифов?
Тарифный тренд, и в первую очередь на локальных рынках, без преувеличения, остается глобальной интригой 2009 года. В новом контексте тариф – уже не просто плата за перестрахование, но и сводить причины его роста к надбавке, которую перестраховщик взимает, чтобы компенсировать снижение стоимости своих активов и потерю инвестиционного дохода в результате кризиса, тоже не стоит. Сегодня повышение перестраховочных тарифов – это, в наибольшей мере, следование общерыночной тенденции, в рамках которой всякий капитал дорожает. Поэтому выставить более высокую котировку – уже не означает расписаться перед клиентом в собственных проблемах. Теперь любой перестраховщик может говорить об ужесточении условий, не опасаясь ущерба для репутации своей компании.
С другой стороны, хотя удорожание капитала для страховщиков и является общерыночной тенденцией, она не поддается пока точному численному анализу. Сейчас невозможно просчитать актуарными методами, насколько те или иные тарифы нужно повысить, а какую часть наценки составит «маржа за кризис».
Означает ли это, что те российские перестраховщики, которые не повысили или повысили тарифы в меньшей степени, по сравнению с общемировым трендом, получат определенные конкурентные преимущества?
Действительно, сохраняя тарифы на прежнем уровне, отечественные перестраховщики ожидают повышения своей привлекательности для отечественных цедентов. Реализуется ли этот сценарий, станет ясно уже в 2009 году.
Конечно, нельзя отрицать глобального изменения условий осуществления деятельности по перестрахованию. На сегодняшний момент заметно ощущается изменение тарифной политики западных участников рынка в сторону увеличения цены предлагаемой защиты, отказ ряда зарубежных партнеров от участия в ретроцессионных программах. В то же время, похоже, что в данный момент эти перемены на локальных рынках почувствуют только цеденты, приобретающие западную защиту. Для тех, кто будет общаться с национальными перестраховщиками, вряд ли что изменится. Поскольку перестраховщики сначала формируют портфели, а потом размещают их на международном рынке, им приходится определяться с ценой на свои услуги, не ориентируясь на повышение стоимости ретроцессии.
Какие последствия это повлечет для российских цедентов?
Нет четких оснований полагать, что из-за повышения цен сократятся приобретаемые облигаторные емкости. Конкуренция на внутреннем рынке сохранится, и тарифы на нем, скорее всего, в целом, останутся низкими. Измениться может только структура программ, и это нормальный выбор клиентов в рамках общей тенденции к экономии и оптимизации расходов.
Есть ли риск, что кризис отрицательно повлияет на уровень исполнительской дисциплины и выполнения обязательств перед партнерами на страховом и перестраховочном рынке?
Чтобы не пострадать от возможного изменения уровня дисциплины и выполнения обязательств перед партнерами, страхователь (по крайней мере, грамотный страхователь) будет более тщательно выбирать страховщика, а перестрахователь – перестраховщика. Да и вообще, в условиях кризиса и экономической неопределенности любой человек будет более тщательно отбирать тех, кому может доверить свои деньги, у кого может приобрести услугу. Так будут действовать все участники рынка. Поэтому, думаю, именно сейчас будет очень актуальным вопрос доверия и выбора надежного партнера по перестрахованию. И выиграют именно те компании, которые за годы, предшествующие кризису, сумели выстроить безупречную репутацию и всегда выполняли свои обязательства.
Как повлияет кризис на работу перестраховочных брокеров? Следует ли ожидать снижение объемов бизнеса, перестраховываемого через брокеров, и увеличение доли рисков, передаваемых в перестрахование напрямую?
На мой взгляд, возможно снижение темпов роста или сокращение объемов деятельности перестраховочных брокеров.
Могу предположить, что если компании взялись сегодня за ревизию своих расходов и поиск резервов экономии, любые дополнительные ступени посредничества могут вызывать осторожное отношение со стороны страхователей и перестрахователей. Когда в условиях кризиса возникает желание экономить на всем, в том числе на услугах посредников, часть брокерского рынка может быть потеряна. Однако нельзя забывать о том, что само обращение к услугам посредников преследует, в числе прочих, цель сэкономить на операционных расходах. Но как бы там ни было, на объемах, проходящих через брокеров, безусловно, отразится и общерыночная тенденция снижения темпов роста и сокращения поступающих объемов страховой и перестраховочной премии.
Ваша компания отметила 15-летний юбилей. За это время рынок уже проходил кризисы и набрал опыт благополучного выхода из них. Нет ли у Вас ощущения цикличности происходящего? Что из опыта прошлых лет сегодня необходимо вспомнить и принять на вооружение в борьбе с новым кризисом?
Определенная цикличность, конечно, присутствует. Мы испытываем периодические изменения во внешних условиях, и после каждой такой смены условий рынок теряет часть игроков. Наверное, так и должно происходить на нашем молодом развивающемся рынке, и к присутствию этого фактора «естественного отбора» мы за 15 лет уже привыкли.
Что касается опыта, приобретенного в предыдущие кризисные ситуации, то наш прошлый опыт подсказывает, что все кризисы рано или поздно заканчиваются, и нужно быть готовым к новому витку развития рынка.
Но и не стоит забывать, что данный кризис - не последний. Время ускоряется, и мы еще не раз ощутим на себе изменения, не все из которых будут позитивными.
Какими принципами в работе необходимо руководствоваться перестраховочной организации, чтобы обеспечить себе устойчивую работу на долгие годы, определенный «запас прочности» к кризисным явлениям?
Во-первых, главное в перестраховочном бизнесе - это отношения с партнерами, доверие которых, ни в коем случае, нельзя подрывать. Перестраховщик должен своевременно и в полном объеме исполнять свои обязательства, быть понятным и «прозрачным» для своих клиентов.
Во-вторых, необходимо уметь работать в разных условиях. Как нам сейчас показал нынешний кризис, нельзя строить свою работу только на оптимистическом сценарии - на предположении, что постоянно будут расти как рынок, так и сборы компании по перестрахованию. У перестраховщика всегда должен быть запас прочности для сохранения устойчивости и в ситуациях, когда происходит спад деловой активности на рынке. Соответственно, нужно иметь четкую андеррайтинговую политику, и, ни в коем случае, не скатываться до демпинга.
И напоследок, немного о зарубежном опыте. Какие современные технологии перестрахования, на Ваш взгляд, не получили пока должного развития на российском рынке и почему? Заставит ли кризис российские компании расширить свой инструментарий за счет новых перестраховочных технологий?
На нашем российском рынке сейчас наиболее распространено пропорциональное страхование. Но, скорее всего, необходимость оптимизации расходов, с которой в той или иной степени сталкиваются все страховщики, вызовет рост интереса к перестрахованию на базе эксцедента убытка.
У нас в компании уже третий год действует облигаторный договор ретроцессии рисков, принятых на непропорциональной основе, с лимитом 5 000 000 долл. США. На момент заключения этого договора, в 2007 году, востребованность российской непропорциональной емкости уже была достаточно велика. Теперь же подобной формой перестрахования заинтересуются и те, кто до сих пор выбирал для себя более привычное пропорциональное перестрахование. Во всяком случае, такой путь развития нам видится вполне разумным, в отличие, скажем, от «взаимности».
В целом, я согласен с теми, кто призывает видеть в кризисе не только угрозы, но и возможности. И расширение применяемых на российском рынке современных технологий из западной практики – это только одно из возможных позитивных последствий. Уверен, что многие российские компании успешно пройдут проверку на прочность и даже в условиях кризиса проявят себя как стабильные и ответственные партнеры по перестрахованию.