Перестрахование остается тем сегментом, где специалистами прогнозируется возможный передел рынка, нестабильность тарифов и другие негативные тенденции. О том, какие реальные изменения показала пролонгация договоров на текущий год, что происходит в российском перестраховании сегодня и какие тенденции ожидают перестраховочный рынок в будущем, читателям портала «Страхование сегодня» рассказывает генеральный директор компании «Москва Ре» Александр Артамонов.
Александр Петрович, как бы Вы оценили итоги пролонгации перестраховочных договоров на 2010 год - по Вашей компании и рынку в целом? Что было предсказуемо, а что оказалось неожиданным?
Ответ на этот вопрос целесообразно разделить на две части: касательно исходящего и входящего перестрахования.
В отношении собственных перестраховочных программ можно констатировать, что, несмотря на предварительные осторожные заявления международных перестраховщиков, в частности в Баден-Бадене и на Ноябрьских деловых встречах, рынок остается довольно мягким, по крайней мере, не ужесточается.
В целом кампания по возобновлению входящего портфеля прошла неплохо и без каких-либо неожидаемых или серьезных потерь. Несмотря на то, что некоторые перестраховщики отмечали особенности, связанные с сокращением предложения по облигаторному перестрахованию автотранспорта, в Москва Ре в части автотранспорта пролонгация договоров прошла без потерь, напротив были заключены несколько новых договоров. Что касается соотношения в портфеле пропорциональных и непропорциональных договоров, то тенденция превышения доли последних сохранилась.
Как отразились демпинговые тенденции на прошедшей облигаторной кампании? Есть ли в перестраховании падение цен, подобное динамике тарифов на рынке прямого страхования?
К сожалению, демпинговые тенденции всегда присутствовали на рынке перестрахования, снижение тарифов наблюдалось в течение последних пяти лет, особенно при перестраховании имущественных рисков и рисков СМР. Такая тенденция не нова – Европейский рынок страхования и перестрахования в восьмидесятые годы прошлого века, Юго-восточная Азия – в девяностые. Однако и результат известен – уход компаний с рынка, или, по крайней мере, крупные убытки и отрицательные результаты по итогам года. К отрицательному фактору можно отнести и то, что продающие подразделения большинства российских страховых компаний зачастую пренебрегают принципами ценообразования в страховании, что зачастую приводит к безосновательному снижению стоимости договора (не соблюдается соответствие между ценой договора и его условиями). В связи с тем, что территория России слабо подвержена катастрофическим убыткам, и до настоящего времени не встречались каскадные технологические происшествия, цена редких, но крупных убытков не закладывается в стоимость договора, что так же влияет на величину ставки.
Падение цен, безусловно, наблюдается, но это касается в основном либо пропорциональных облигаторных договоров, где тарификация сильно связана с прямыми тарифами, либо сублэйеров, размещаемых на российском страховом рынке.
Каково современное соотношение национальной и западной защиты?
Большее количество российских страховых компаний заключает непропорциональные договора с Западом. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием достаточной емкости для крупных объектов на российском рынке, требованием акционеров и ключевых клиентов работать с высокорейтинговыми западными компаниями и политикой безопасности, связанной, отчасти, с недоверием к отечественным партнерам (задержки, отказы в выплатах).
При этом увеличиваются лимиты приоритетов, которые исторически перестраховываются, в основном, на российском рынке, что объясняется не столько попыткой удешевить непропорциональную защиту, сколько низким уровнем оригинальных франшиз. Это, в свою очередь, вызывает обоснованное требование перестраховщиков в адрес перестрахователей поднять их собственное удержание.
Как изменилось соотношение сил по входящему перестрахованию крупных универсальных страховщиков и специализированных перестраховщиков?
Специфика российского рынка заключается в том, что преобладающая часть перестраховочной премии, распределяемой на российском рынке (порядка 70%), приходится на универсальных и кэптивных страховщиков. Это вполне объяснимо: страховых компаний, занимающихся входящим перестрахованием, больше; многие из них имеют облигаторные программы с косвенными секциями, с лимитами, превышающими емкости, предоставляемые перестраховщиками; работа на условиях взаимности. И, очевидно, при низкой капитализации профессиональных перестраховщиков данная ситуация будет сохраняться.
Но справедливости ради нужно отметить, что в долгосрочной перспективе с учетом таких общерыночных тенденций, как уход от взаимности к качественной защите и повышение емкостей у профессиональных перестраховочных компаний, вектор распределения премии будет смещаться в сторону специализированных перестраховщиков.
Есть ли положительные изменения в подходах западных перестраховщиков к проблемным российским рискам – госконтракты, агрострахование, СМР и других? Где сейчас реально размещены эти риски?
По СМР проблем нет. Госконтракты размещаются только в России, надеяться на большее понимание иностранных перестраховщиков не приходится, так как и российские компании неохотно пишут данный бизнес. Зарубежным перестраховщикам вообще непонятно, как и зачем надо страховать неисполнение обязательств какой-либо организации или фирмы перед государством. По их мнению, недопустима сама постановка вопроса. В противном случае надо закрывать либо исключать такую фирму из списка уполномоченных на исполнение госзаказа. А возлагать компенсационный механизм на страховщиков, с их точки зрения, в данной ситуации некорректно.
Что касается перестрахования сельскохозяйственных рисков, пока понимание до конца не достигнуто. Либо западных перестраховщиков пугает отсутствие полной информации по объектам страхования, либо возможность межрегиональной кумуляции, либо понятие "схемы" путается ими с комиссией.
Что происходит с перестрахованием автотранспортных портфелей, стала ли реальностью та волна убытков, которая прогнозировалась годом ранее?
Потребность в перестраховании автотранспорта с каждым годом сокращается, компании предпочитают оставлять риски автокаско на собственном удержании, при этом роль непропорциональных договоров, безусловно, растет (так как они позволяют страховщикам защитить портфель от крупных нестатистических убытков, не переплачивая премию). Это приводит к сокращению перестраховочных сборов по автотранспорту, на фоне некоторого сокращения прямых тарифов. Так же стоит отметить, что количество проданных новых автотранспортных средств, по сравнению с 2008 годом, по данным РБК Рейтинг, сократилось в 2 раза, что также не способствует росту бизнеса. Безусловно, при сокращающемся портфеле объем выплат растет, в то же время для перестраховщика убыточность автотранспортных рисков находится на нормальном уровне, так как портфель дифференцирован по типам перестраховочных договоров, по регионам, по типам автотранспортных средств.
Каковы итоги 2009 года и планы на 2010 год компании Москва Ре?
Блок перестрахования Группы МСК выполнил поставленные перед ним задачи на 2009г. Москва Ре завершило процесс интеграции у себя всего перестрахования от различных страховых компаний Группы. Сформирована единая команда, работающая как на входящее, так и на исходящее перестрахование. Подтверждением того, что клиенты поверили в нас, мы считаем успешно проведенную облигаторную кампанию в октябре-декабре 2009 г. Подписанная Группой премия за 2009 год составила более 1,1 млрд.руб., из них 723 млн.пришлось на Москва Ре. Единая перестраховочная защита, которую организовало Москва Ре для всего прямого портфеля Группы, позволило Группе выполнить бизнес-план 2009г. Перестраховочный портфель в 2009 году стал более сбалансированным, о чем говорит серьезное снижение уровня выплат Мосвка Ре - с 80 % до 55%. Операционный результат – снижение АХР на 5% по сравнению с 2008 годом. Удалось сохранить практически всех ключевых сотрудников. Мы не пошли по пути уменьшения зарплат сотрудникам в кризис. Наоборот, считаем, что только грамотные и взвешенные решения хорошо оплачиваемых профессионалов смогут помочь компании выйти без экономических потерь из кризиса. Отмечалось сокращение перестраховочного бизнеса с украинского рынка в связи с непростой экономической и политической ситуацией в 2008-2009г., но оно с лихвой было компенсировано ростом активности Москва Ре на других перспективных рынках СНГ – Казахстан, Молдова, Белоруссия.
Так что в целом сегодня можно уверенно сказать, что проект передачи перестраховочного портфеля МСК и МСК-Стандарт в Москва Ре был успешно завершен. Москва Ре полностью обслуживает переданные нам договора, урегулирует заявленные по ним убытки.
К числу основных задач на 2010 год относится: совершенствование бизнес-процессов и координация взаимодействия всех подразделений Группы по всем направлениям перестрахования; существенное улучшение качества защиты всей Группы при одновременной экономизации стоимости перестраховочной защиты; дальнейшая серьезная работа с дебиторской задолженностью, как основой стабильного и устойчивого бизнеса. Мы планируем жестко контролировать операционные затраты, снизить их уровень по сравнению с 2009 годом. Мы ожидаем в 2010 году оживления украинского перестраховочного рынка, потенциал которого пока не раскрылся в полной мере. Мы рассчитываем, что наши клиенты по достоинству оценят наши усилия по защите их имущественных интересов.
В чем плюсы и минусы работы перестраховщика в составе страховой группы в сравнении с самостоятельными специализированными перестраховщиками в современных условиях?
К счастью, здесь только плюсы, среди которых можно констатировать большее понимание нюансов рынка страхования и, соответственно, более быстрое и профессиональное реагирование на все его изменения.
Безусловно, это и увеличение возможностей в получение взаимности, поскольку Москва Ре в настоящее время отвечает за защиту прямых портфелей Страховой Группы МСК.
Кроме того, Группа также способна обеспечивать высокую финансовую устойчивость перестраховочной компании, что оказывает позитивное влияние на имидж перестраховщика, как на часть большой структуры.
Некоторым может показаться, что перестраховщик в составе группы вынужден согласовывать свою стратегию развития со всей группой, и в этом смысле он менее свободен в выборе своего дальнейшего пути. Это далеко не так, поскольку нам доверяют, и я бы отметил, что не только слушают, но и слышат. А коллегиальное мнение, включая акционеров, страховщиков-членов Группы и специалистов Москва Ре, едва ли может быть однобоким, субъективным, а значит и стратегически неправильным.
Ожидаете ли Вы ухода перестраховочных организаций с российского рынка в 2010 году?
Каких-либо глобальных предпосылок для этого нет. Наверняка будут уходить компании, занимающиеся схемами, как впрочем, и появятся новые такие компании. Но это извечный круговорот в сфере перестраховочного бизнеса, неизбежный, пока не будет перекрыта сама возможность проведения схем через псевдоперестраховочные операции. Что касается традиционных перестраховщиков, то каких-либо тревожных тенденций не наблюдается. Более того, думаю, что в этом году все компании начнут выходить на докризисный уровень бизнеса. Хотя не исключено, что с рынка могут уйти перестраховщики, специализирующиеся на перестраховании портфелей автострахования.
Какие новые общемировые тенденции будут влиять на наш рынок в 2010-2011 гг.?
Думаю, что в эти годы каких-то серьезных подвижек на рынке ожидать не следует – все-таки мы только-только выбираемся из глобального финансового кризиса. Надеюсь, что в этом смысле 2010 года станет для нас переломным, и уже в будущем году начнется подъем как страхового, так и перестраховочного рынка. Из локальных тенденций можно прогнозировать удорожание катастрофических покрытий, дальнейшее повышение уровней приоритетов.