Стратегические цели и системные изменения Савосин Сергей Владимирович Генеральный директор, председатель правления ОАО «СГ МСК» до 16.04.2013 г., руководитель операционного блока ОАО «ССГ»
|
Что необходимо современной российской компании для достижения значимых результатов в области повышения операционной эффективности ее деятельности? С какими ключевыми управленческими проблемами она сталкивается при решении этой задачи и как их преодолевает? Какие факторы развития российского рынка страхования и его государственного регулирования можно считать сегодня определяющими для процессов принятия управленческих решений в страховой компании? На эти и другие вопросы портала «Страхование сегодня» отвечает генеральный директор СГ МСК Сергей Савосин.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Какова специфика стратегического управления компанией на динамично меняющемся российском страховом рынке? Какие угрозы и вызовы определяют развитие компаний?
Ключевые особенности рынка во многом определяются спецификой того этапа развития, на котором он находится. Сейчас, например, это этап экстенсивного роста, который пока еще не в полной мере исчерпал свой потенциал, но находится уже на излете. Рынок долгое время развивался за счет привлечения новых клиентов и новых объектов страхования, что определило стратегии развития многих компаний. Для растущего рынка характерны свои ценности, для инвесторов и акционеров приоритетна занимаемая доля рынка.
В других странах многие рынки, в том числе и страхование, проходили аналогичный этап развития. В условиях бурного роста участникам рынка было важно увеличить свою долю, а когда рынок насытиться, и экстенсивные источники роста будут исчерпаны, сконцентрироваться на повышении эффективности своего бизнеса.
Акционеры страховых компаний постепенно меняют приоритеты в пользу эффективности и финансового результата бизнеса. Разумеется, изменение стратегий - процесс не одномоментный, потребуется определенный переходный период. Для СГ МСК такой процесс начался с момента, когда ВТБ стал ключевым акционером компании. Новыми акционерами во главу угла поставлено качество и финансовый результат ведения бизнеса, тогда как количественные показатели стали инструментом достижения главной цели. Это здоровая конструкция ведения любого бизнеса.
Почему Вы считаете, что этап экстенсивного роста еще не исчерпан?
Судите сами. Например, по страхованию имущества уровень проникновения в рознице не превышает 5-10%. Это очень низкий показатель и налицо большой потенциал роста рынка. Сохраняется экстенсивный рост в сегменте автоскаско за счет увеличения числа новых машин.
О нахождении рынка на этапе экстенсивного роста также свидетельствует тот факт, что компании делают ставку на продажи, не уделяя должного внимания повышению эффективности бизнес-процессов. В результате этот груз неэффективности становится настолько тяжелым, что начинает оказывать негативное воздействие на клиентский сервис, качество работы, уровень пролонгаций и т.п. Только компании, заинтересованные в переходе на качественно новый уровень эффективности бизнеса, находят возможность двигаться вперед, инвестировать в современные интегрированные системы, комплексно поддерживающие все операционные процессы: от продаж до отчетности, повышая тем самым их технологичность.
На мой взгляд, в целом лидерами рынка сформирована необходимая инфраструктура и для них вопрос роста доли рынка без оглядки на финансовый результат уже не стоит. Однако баланс между финансовым результатом и объемом бизнеса у всех компаний решается по-разному.
Периодически в СМИ поднимается волна обсуждений на тему новой волны кризиса. О какой перспективе для отрасли можно говорить в этой связи?
Бизнес-система может быть выведена из состояния покоя либо внутренними проблемами, либо внешними. Кризис неизбежно станет тем внешним мотиватором, который спровоцирует изменения в тарифной политике, бизнес-процессах страховых компаний.
Я не исключаю возможности «внешних вызовов». Определенное ухудшение ситуации на международном финансовом рынке может оказать влияние на экономику России.
Пока же, несмотря на противоречивые прогнозы относительно темпов развития экономики, российский рубль укрепляется и начинает претендовать на включение в число резервных валют. Ключевые показатели страхового рынка демонстрируют уверенный рост.
Расскажите последние новости о ходе реорганизации МСК. Какие управленческие задачи являются самыми актуальными?
Повышение эффективности, прибыльности бизнеса и лояльности клиентской базы – основная стратегическая задача СГ МСК в 2012-2013 годах.
В компании реализуется масштабный проект по повышению операционной эффективности, объединяющий не один десяток инициатив, по каждой из которых просчитан экономический эффект, составлен детальный план внедрения.
В настоящее время успешно завершен один из масштабных этапов данной работы – операционная интеграция региональной сети. Реализован принцип «один регион – один филиал». Устранены дублирующие филиалы, все подразделения переведены на единое штатное расписание, бизнес-процессы и типовые IT-платформы (пока распределенные, но уже типовые). Продолжается работа по повышению рентабельности и эффективности каждого филиала, но в целом региональная сеть сформирована. Все финансовые показатели находятся в пределах ожиданий и планов.
Другим важным элементом проекта стало введение нового тарифного руководства. Пересмотрены бизнес-процессы в сфере андеррайтинга, их автоматизация за счет специализированного программного обеспечения, позволит нам чаще обновлять тарифное руководство, сделать его более конкурентным.
Качественные изменения коснулись и блока урегулирования убытков. В настоящее время централизован расчет выплат по ОСАГО и КАСКО (теперь рассчитывать объем ущерба в регионах будут экспертные компании, с которыми СГ МСК заключила соответствующий договор), исходящая суброгация, согласование счетов и скрытых повреждений со станциями технического обслуживания (СТОА).
Работа блока урегулирования убытков в значительной степени автоматизирована уже сейчас. Идет процесс автоматизации системы сканирования документов, что позволит существенно снизить время на обслуживание клиентов.
Несколько лет подряд обсуждается проблема недостаточной инвестиционной привлекательности российского страхового бизнеса. На Ваш взгляд, есть ли позитивные подвижки к изменению ситуации?
Существует не так много рынков, имеющих и потенциал развития, и способствующие этому макроэкономические условия. Поэтому, безусловно, отрасль имеет инвестиционную привлекательность и притягивает внимание со стороны глобальных инвесторов. Даже в текущей ситуации идут сделки: доля в «Юнити Ре» куплена очень серьезным инвестором – банком развития DEG, а «КИТ Финанс Страхование» - LibertyMutual.
Другой вопрос, что экономическая ситуация в развивающихся странах не способствует наращиванию инвестиций за которые нам, кстати, придется конкурировать с Китаем, рынок которого более емкий и технологичный, но вместе с тем менее прозрачный.
Главное, что меняется подход западных инвесторов к оценке российских страховых активов. Если раньше речь шла в основном о покупке компании для захвата доли рынка (и неважно какого качества был актив), то сейчас инвесторы не готовы покупать компании исключительно быстрого роста.
Оценивается качество, уровень диверсификации портфеля. Но пока, при нынешней убыточности и уровне эффективности страхового бизнеса, основу которого составляет розничное страхование, заинтересовать им западных инвесторов довольно сложно.
МСК взяла курс на повышение операционной эффективности одновременно с рядом других компаний. Как теперь, по истечении какого-то времени, решается проблема конкуренции с предложениями компаний, которые задачу роста операционной эффективности либо вообще не ставят, либо декларируют номинально?
Безусловно, такая проблема сохраняется. Ведь даже те компании, которые ставят перед собой задачу повысить эффективность бизнеса в долгосрочной перспективе, могут корректировать ее исходя из своих краткосрочных задач, целей и занимаемой доли рынка.
Вместе с тем, при выборе страховщика потребители все больше начинают ориентироваться на надежность компании. Конкурентными преимуществами обладают компании, имеющие репутацию надежного партнера, высокий уровень сервиса и гибкую продуктовую линейку.
Cчитаю, что хорошая репутация в ближайшие годы станет важнейшим нематериальным активом страховой компании, ее ключевым конкурентным преимуществом в глазах потенциальных страхователей, инвесторов и кредиторов.
Хотелось бы узнать Ваше мнение о влиянии на эффективность страховщика вопросов, связанных со страховыми выплатами. Как решается проблема создания эффективной выплатной политики в Вашей компании?
В первую очередь хочу подчеркнуть, что мы никогда не ставили перед собой задачу добиться повышения эффективности бизнеса за счет необоснованного снижения уровня выплат. Наша цель – достигнуть высокого уровня клиентского сервиса в части урегулирования убытков, оптимизировать расходы на процесс урегулирования убытков.
Планомерно снижая расходы на процесс урегулирования, контролируя убыточность, мы строим бизнес – модель, способствующую поддержанию высокой репутации, росту портфеля за счет новых продуктов, пролонгации договоров с целевыми клиентами компании.
Централизация процессов блока урегулирования и внедрение специализированных IT-платформ, о которых я уже упоминал, уже сейчас позволяет нам повышать качество управляемости бизнеса, гибкость компании в условиях динамично меняющейся конкурентной среды.
Насколько Вы удовлетворены своей работой в качестве одного из разработчиков Стратегии развития российского страхового рынка? Какие решения предлагали в рамках работы над документом?
Действительно, в соответствии с профилем компании, я возглавил рабочую группу по рознице и автострахованию и могу утверждать, что, пожалуй, впервые страховщикам удалось сформулировать свое видение стратегического развития рынка. Думаю, что на сегодняшний день есть все необходимые предпосылки для того, чтобы страхование стало частью системы социальной защиты и гарантий, развитию самой отрасли.
Надеюсь, что наши наработки войдут в документ, который готовится Минфином РФ и будет предоставлен на утверждение в Правительство РФ.
В основе предложенных инициатив – создание инфраструктуры, необходимой для перехода от краткосрочных взаимоотношений с потребителями страховых услуг к более долгосрочным и качественным.
Основным инструментом решения этого вопроса, в части автострахования, станет единая база страховых историй.
До сих пор «плохие» водители могли экономить на страховке, по окончании срока ее действия переходя к другому страховщику и покупая полис без надбавок за ДТП. Теперь водителям присваиваются коэффициенты, которые являются понижающими или повышающими стоимость полиса в зависимости от количества аварий. Это позволит «хорошим» водителям получить более справедливое ценообразование. База по ОСАГО заработает с 1 января 2013 года, и тогда мы с вами начнем жить в новой информационной реальности.
Однако любые позитивные прогнозы развития страховой отрасли могут не оправдаться, если страховыми компаниями не будет проведена масштабная модернизация своего бизнеса. Для того, чтобы не упустить открывающиеся перед ними возможности, страховщики должны уже сейчас переориентировать свой бизнес на страхователей, создать и поддерживать репутацию надежного партнера.