Ситуация на региональных страховых рынках России остается неоднозначной, однако большинство экспертов прогнозируют рост сборов страховой премии. В чем специфика работы с регионами? Как на ситуацию повлияет ужесточение страхового надзора, провозглашенное приступившим к работе мегарегулятором? Какие маркетинговые подходы в арсенале страховщиков станут наиболее актуальны в новых условиях? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор страховой компании «Гелиос» Андрей Глухов.
Андрей Сергеевич, мегарегулятор приступает к непосредственной работе на страховом рынке, произведены ключевые назначения в руководстве. Каковы Ваши ожидания от деятельности нового надзорного органа?
На страховом рынке России наблюдаются все предпосылки к масштабным изменениям. Мои ожидания достаточно тревожны, и это связано с несколькими моментами. Во-первых, имидж страхования в целом и страховщиков в обществе остается отрицательным, это крайне негативно сказывается, как на развитии рынка, так и на непосредственной деятельности каждого страховщика. Мы видим это и на примере отношения российских судов, и в том, как строится взаимодействие страховых компаний с их партнерами.
Во-вторых, вызывают опасения низкая рентабельность большинства игроков страхового рынка и их перспективы. Безусловно, у государства, в лице регулирующих органов, должна быть четкая модель развития рынка. Принятая Стратегия развития страховой деятельности до 2020 года, на мой взгляд, не в полной мере учитывает текущую ситуацию на рынке и в большей степени базируется не на экономических принципах, а на социальных. Понятно, что страхование выполняет важную социальную функцию, но при этом за ней не должна теряться экономическая составляющая.
Что касается мегарегулятора, то я очень надеюсь, что новому руководству, удастся наладить мониторинг и контроль ситуации на рынке. Это, с одной стороны, повысит качество предоставляемых услуг и отсеет недобросовестных страховщиков, а с другой стороны, улучшит ситуацию на рынке для добросовестных. Я допускаю, что те мероприятия, которые будут проводиться в ближайшие годы, могут быть болезненными для рынка, но рынку действительно необходимо оздоровление.
Вы будете корректировать стратегию компании с учетом этих изменений?
Безусловно, да. Мы основываем стратегию развития нашей компании на анализе ситуации на рынке, пытаемся заглянуть в будущее и, естественно, мы будем вводить настройки стратегии с учетом изменений. Но в любом случае, это не будет метание из стороны в сторону. У компании есть четкий вектор развития – и территориальный, и продуктовый (видовой). Мы будем соблюдать выбранные основные направления развития компании. Я не сомневаюсь, что в ближайший год рынок и действия мегарегулятора внесут корректировки в стратегии развития многих страховщиков.
Эксперты высказывают мнение, что количество страховых компаний на рынке будет сокращаться, в большей степени за счет поглощения или объединения с небольшими региональными компаниями. Каково Ваше, как руководителя страховой организации, работающей в регионах, мнение по этому вопросу?
Несмотря на то, что количество страховых компаний, в том числе региональных, постоянно сокращается, на рынке до сих пор остается достаточно значительное количество региональных игроков. Ряд из них используют достаточно качественные модели бизнеса.
Конечно, дальнейшая жизнеспособность подобных моделей – еще очень большой вопрос. И российский, и мировой опыт показывает, что рано или поздно количество подобных региональных страховых компаний сойдет к минимуму. Как технически будет проходить сокращение и поглощение этих компаний – это в большей степени вопрос законодательства, чем экономики.
В этом отношении достаточно показателен пример нашей компании. У нас было несколько успешных проектов по поглощению региональных страховых компаний, которые происходили по различным схемам: от перевода портфеля до покупки компании.
На сегодня мы расширили сферу своих стратегических интересов с территории одного федерального округа до двух, планируем развивать присутствие компании на территории Сибири и Дальнего Востока. Мы рассматриваем различные возможности развития бизнеса компании, в том числе не исключаем возможности покупки других страховщиков (это касается и региональных, и федеральных компаний). В каком-то случае целесообразнее покупать компанию, в каком-то – принять портфель и персонал ликвидирующегося страховщика. И если говорить про рынок Дальнего Востока и Сибири, являющийся для нас приоритетным, там до сих пор еще остались интересные региональные игроки, которые заслуживают внимания. Их немного, но они есть.
Планируется ли дальнейшее расширение филиальной сети компании в других регионах?
Нет, на сегодняшний день целевым рынком для нас остается Дальний Восток и Сибирь. Акционеры компании утвердили стратегию развития компании до 2017 года и готовы инвестировать в компанию, в том числе на цели развития сети филиалов и продвижения продуктов. Цели у нас амбициозные – лидерство на Дальнем Востоке и в Сибири.
Надо понимать, что это довольно специфический рынок, в известной мере, недооцененный, но имеющий значительный потенциал. На Дальнем Востоке и в Сибири до сих пор, в отличие от Центральной части России, сохранился ряд местных страховщиков, но все же, безусловно, в большинстве случаев основными игроками здесь являются крупнейшие федеральные компании.
За счет чего Вы будете с ними конкурировать?
В моем понимании, в России на сегодняшний день страхователи все же покупают не бренды. Клиент, хотя и делает сразу какую-то отсечку по критерию надежности, в итоге делает выбор по несколько другим критериям. Один из них – это цена, но мы не можем себе позволить жестко конкурировать по цене. Мы выбрали два других критерия – это продукт (то, что нужно клиенту) и продавец (тот человек, который сможет донести наш продукт до потенциального клиента и рассказать о его преимуществах). У нас есть ряд преимуществ: мы можем работать быстрее, быть намного более «поворотливыми», чем другие страховые компании. Нами достигнуто рекордное время создания продукта: все от утверждения идеи до подписания приказа о начале продаж, включая разработку формата договора, согласование правил и решение вопросов с полиграфией, заняло 5 рабочих дней, и это притом что документы согласовывали андеррайтеры, юристы, урегулировщики и финансисты. Конечно, это был разовый случай, но и глобально мы можем создавать продукты за неделю-две-три. В крупных страховых компаниях этот срок может доходить до года. Мы ищем те точки, где мы можем быть сильнее, чем другие компании.
Если у Вас было много застрахованных объектов в ДВФО, значит, Вам предстоит урегулировать большие убытки в связи с наводнением?
Я не могу сказать, что мы получили катастрофические убытки, хотя само произошедшее событие - уникальный случай в современной истории. Нашими клиентами уже заявлены первые убытки, и первые выплаты уже сделаны. Мы ожидаем получить еще больше заявленных убытков, когда ситуация станет более стабильной. Убытки касаются не только физлиц, портфель которых в ДВФО у нас достаточно велик, есть несколько промышленных предприятий, которые были у нас застрахованы. В частности, нам уже заявили ущерб от затопления стационарной бетономешалки стоимостью 2 миллиона рублей.
Наводнение не было исключением из покрытия, как в некоторых правилах страхования?
Нет, это наш риск. Конкретную сумму убытков я сейчас не готов озвучить, нужно время на полную оценку и урегулирование. В целом (я сейчас говорю не только про компанию «Гелиос») в регионе было застраховано только 3-5 % имущественных объектов, поэтому катастрофическими для страховщиков эти убытки не будут.
Известно, что после крупных европейских наводнений, многие иностранные компании этот риск исключили, в том числе из перестраховочных договоров, соответственно, эти риски если и были перестрахованы, то в России?
Большая часть убытков по наводнению в ДВФО относятся к договорам страхования имущества физических лиц, это относительно небольшие суммы, в пределах нашего собственного удержания. Что касается перестрахования нашего портфеля вообще, у нас есть смешанная облигаторная защита, включая перестрахование на Западе.
Отдельный вопрос – это исключение наводнения из правил сельхозстрахования. Мы в этом году в сельхозстраховании не участвовали.
Не секрет, что многие страховщики как раз и решают вопрос повышения маржинальности своего бизнеса через невыплаты…
Да, к сожалению. Одна из проблем нашего рынка, которую страховщики создали себе сами – это сложившийся негативный образ страховщиков в глазах многих – потребителей, судов… Экономия на убытках – это тупик, который может привести только к негативным последствиям.
С другой стороны, пока в России несколько сотен страховых компаний, та гонка по тарифам, которая до сих пор существует, неизбежна. Сегодня одна компания, завтра другая, всегда найдется тот, кто будет демпинговать.
И в чем тогда потенциал повышения прибыльности страховщика?
В долгосрочной перспективе основа прибыльности – только в оптимизации расходов. Выживут те компании, которые научатся соизмерять свои доходы и расходы.
Также, безусловно, в долгосрочной перспективе выживут страховщики, обладающие здоровым страховым портфелем. Наша компания могла бы расти быстрее, чем растет сейчас, но при этом мы бы значительно потеряли в качестве страхового портфеля, чего категорически нельзя допускать.
Наши финансовые цели, поставленные акционерами, безусловно, предполагают рост. Но если выбирать между ростом и прибылью, прибыль очень важна. Здравые акционеры в текущей ситуации, когда страховые компании никто не раскупает, как горячие пирожки, цели «поскорее вырасти, надуться и продаться» уже не ставят. Инвесторы стали вести себя осторожнее, чем несколько лет назад. В моем понимании, сегодня на рынке M&A идет естественный процесс концентрации рынка.
Когда мы вначале говорили о региональном развитии, Вы высказали интерес к происходящему на рынке страховых M&A c точки зрения покупки других компаний. А к Вам самим не поступали какие-либо предложения о продаже компании «Гелиос»?
Задачи продать компанию у нас нет, так что все наши усилия направлены на получение прибыли с учетом текущей рыночной ситуации. Извечная проблема «прибыльного роста» решается очень трудно, да и по количеству страховых событий 2013 год для нас оказался очень непростым, тем не менее, мы рассчитываем в этом году на прибыль по операционной деятельности.
За счет чего может быть получена эта прибыль?
Главное в ситуации, когда тарифы, по большому счету, определяет не продавец, а покупатель и посредник, это рационально работать с издержками. Я сейчас говорю не про убыточность страховых операций, а про расходную составляющую организации деятельности. Безусловно, нагрузка в нашей компанией, еще довольно высокая, но ключевая задача сокращения доли собственных расходов компании у нас поставлена. Это единственный путь, как сделать работу прибыльной.
Возвращаясь к началу нашей беседы, скажите, одобряете ли Вы давно обсуждаемую идею объединения профильных ассоциаций страховщиков их в некий «союз союзов», тем более что теперь сильная саморегулируемая структура на страховом рынке потребуется мегарегулятору?
На мой взгляд, об этом надо говорить не в связи с темой мегарегулятора, это отдельный, давний и сложный вопрос. Надеюсь, что на рынке страхования появится орган, который займется продвижением и имиджем страхового сообщества в целом, поможет мегарегулятору навести порядок на рынке и установить единые понятные правила игры среди его участников. Усиление этой работы страховому рынку бы не помешало. Необходим орган, являющийся безусловным авторитетом в вопросах развития рынка страхования. Как он будет себя именовать – союз, союз союзов или как-то еще, совершенно не важно. А вот вопрос личности здесь, безусловно, важен.
Что касается самого мегарегулятора, я считаю, что это не только дополнительные сложности для игроков страхового рынка, но и новые возможности для добросовестных его участников. Мы видим, какое сейчас наблюдается обилие идей по изменению регулирования, законопроектов – необходимо упорядочить этот процесс, есть среди них и откровенно бредовые идеи, но есть и очень здравые. И с этой задачей могут справиться только вместе объединения страховщиков и мегарегулятор.
В целом, мы ожидаем изменений на рынке – и в краткосрочной, и в среднесрочной перспективе. Это будет связано, в первую очередь, с ужесточением регулирования. Время покажет, к каким итогам приведут нынешние изменения. Лично нам хотелось бы успешно работать на этом рынке многие годы, и чтобы сам рынок существовал долго и планомерно развивался. А потенциал у рынка значительный.