Страхование – это бизнес. И страховщик должен отвечать требованиям акционеров Сивков Арташес Владимирович Заместитель генерального директора, коммерческий директор, заместитель председателя правления ОАО СК «Альянс» до 23.07.2014 г.
|
Сложности работы на российском рынке заставляют некоторые международные страховые группы сворачивать бизнес в нашей стране. При этом другие, напротив, намерены оставаться здесь всерьез и надолго. О том, что необходимо для того, чтобы стабилизировать бизнес в сложных и динамично меняющихся реалиях российского рынка, читателям портала «Страхование сегодня» рассказывает Заместитель председателя правления ОАО СК «Альянс» Арташес Сивков.
Как Вы оцениваете обстановку на рынке в условиях обещанного мегарегулятором курса на ужесточение требований к страховщикам?
Ситуация, как и сам рынок, неоднородна, в разных его сегментах – разная обстановка. Самая обсуждаемая, острая тематика связана с рынком автострахования, и все сейчас сконцентрированы на этой проблеме. Но если посмотреть на ситуацию сверху, весь рынок находится в очень интересной фазе и, несмотря на какие-то тактические проблемы, он разворачивается в сторону правильного пути развития. В перспективе 6-8 лет у тех игроков, которые сегодня построят правильную платформу, появится возможность всерьез заниматься системным страхованием.
Что касается изменений, связанных с работой мегарегулятора, то первые результаты работы ЦБ, направленной на объединение под своим крылом участников всех финансовых рынков, для нас уже ощущаются практически. Есть вопросы к нам, есть вопросы, которые идут от нас, и теперь они гораздо более оперативно обрабатываются ЦБ. Всегда есть какая-то обратная связь, пусть и не всегда та, которую хотелось бы получить.
Еще обращает на себя внимание то, что новый регулятор готов принимать решения, осуществлять движение вперед. И мы, как системообразующий и по некоторым сегментам лидирующий игрок, это оцениваем положительно.
Почувствовали ли Вы в практике работы своей компании какие-то проявления более жесткого курса ЦБ, направленного на сокращение числа страховщиков, усиленный контроль за активами, другие изменения?
После того, как были отозваны лицензии у ряда крупнейших банков, страховщики, к которым есть вопросы по активам, резервам и модели ведения бизнеса, думаю, сильно напряглись. А основные системообразующие компании, если и обеспокоены, то скорее не по основному содержанию вопроса, а в отношении того, чтобы не возникло излишней бюрократии и волокиты.
С точки зрения консолидации рынка, есть ощущение не просто сокращения числа участников, а приближения к модели большинства развитых рынков других стран, где количество игроков существенно ниже, чем у нас. Американская модель экономики и страхования, где в каждом штате свои принципы и свои лицензии, нам не подходит, а в Европе большого числа банков и страховых компаний нет.
Банковский и страховой рынок – социально значимые системы, поэтому они должны строиться на лимитированном числе игроков, понятных, прозрачных правилах ведения бизнеса, достаточно жестко контролируемых регулятором. За простыми и краткосрочными коммерческими решениями в страховании инвесторам идти не стоит, акционеры должны понимать, что это бизнес на десятилетия. Наши акционеры это понимают. Философия Allianz строится на долгосрочных системных решениях, в том числе во взаимодействии с регуляторами разных стран.
Как последние тренды в экономике (падение рубля, негативные прогнозы инвестиционной активности и динамики производства и т.д.) повлияют на российский страховой рынок? Удастся ли российским страховщикам, как в 2008-2009 пересидеть кризис без серьезных потерь?
Пересидеть не удастся. Ситуация, с экономической точки зрения, сложная, кроме внутренних проблем самого страхового рынка создается довольно безрадостная ситуация по финансовым рынкам в целом. Экономический и политический фон заставляет делать крайне умеренные прогнозы. И если говорить о страховых компаниях, которые строили свой бизнес исключительно на модели роста, - их время закончилось. Те, кто не ориентировался на модель долгосрочного развития, тоже свою игру отыграли. Останется только тот, кто очень хорошо понимает этот бизнес на практике и не ждет быстрого возврата на капитал.
Основное отличие Allianz - стабильность и спокойное, взвешенное поведение. Мы, безусловно, реагируем и будем реагировать на реалии рынка, но не отказываемся от своих стратегических решений. Здоровый, сильный и нацеленный на выживание игрок сейчас ориентирован на тактические шаги в конкретный момент времени. Основная проблема известна – регионы, ОСАГО, суды. Все это заставляет страховщиков пересматривать свои бизнес-модели.
Если бы в 2003 году кто-то сказал, что страхователи будут бороться, чтобы получить заветный полис ОСАГО, его бы посчитали безумцем…
В разные периоды существования ОСАГО были разные трудности, но есть и общая фундаментальная проблема – как соблюсти баланс интересов всех сторон, чтобы водители были довольны, страховщики не несли убытков, и при этом государство могло все это контролировать. Решение проблемы ОСАГО на самом деле требует долгосрочного системного подхода. По тарифам ОСАГО не выработано решение, которое в долгосрочной перспективе стратегически давало бы выход из сложившейся ситуации. Одно из предложений, которое могло бы решить сложившуюся проблему: разделить тариф на минимальный (дает право сесть за руль при минимальном страховом покрытии) и расширенный (позволяет покрыть все риски, но образующий свободный тарифный коридор).
Значит, пока улучшений на рынке автострахования Вы не ждете ни с какой стороны?
Напротив, я не считаю ситуацию безнадежной. Но влияние фактора падения автопродаж и другие негативные макроэкономические тенденции, к сожалению, пока сохранятся. Темпы роста на страховом рынке будут сильно падать, особенно в отдельных сегментах, которые сейчас явно перегреты (например, кредитное страхование жизни). Расти будут все немоторные сегменты розничного страхования, поскольку страховщики будут диверсифицировать свои модели бизнеса и начнут продавать то, что раньше продавать не умели и не хотели. Методы продаж, которые раньше использовали классические страховщики, например, через агентов-физлиц, на этих продуктах не работали, продать это было невозможно. Но при более современных технологиях продаж (через партнеров, напрямую, дистанционно), с появлением дешевых коробочных продуктов и стимулирующих мотивационных инструментов, для продавцов возникает реальная возможность заинтересовать покупателя.
Я не верю в рынок открытого спроса на страхование, его в России нет. Есть рынок правильного предложения. Я убежден, что в страховании само ничего не реализуется, требуется чтобы совпал ряд принципиальных условий: заинтересованность страховых компаний в развитии того или иного сегмента и одновременное сокращение по каким-либо причинам сегментов, где раньше было присутствовать легко.
По нашему портфелю я могу сказать, что мы запустили ряд значимых коробочных продуктов для физлиц, и темп роста по ним очень высокий.
А что Вы думаете по поводу государственных стимулирующих мер, например, о законопроекте по страхованию жилья?
Я надеюсь, что пилотные проекты по муниципальному страхованию жилья, которые дают очень интересные результаты, трансформируются во что-то более серьезное, что это будет одним из катализаторов развития.
Что же касается стимулирующих мер государства, в целом, надо понимать, что такие меры должны приводить строго к поставленным целям – защита населения от риска и т.д. Может, я повторю не самую популярную точку зрения, но я против того, чтобы создавать, например, стимулы в классическом страховании жизни до того, как изменится соотношение: фиксированный доход по полису не более 4 %, а инфляция в стране – 6-7 %. Несправедливо зарабатывать на низкой финансовой грамотности населения. Поэтому неспешность государства в отношении этих мер – это правильно. Надо поддерживать продукты и решения, направленные на то, чтобы приносить гражданину и обществу пользу. Я уже говорил о том, чем обернулась ситуация с продажей продуктов unit-linked в Восточной Европе: когда в 2008 году «родео фондовых индексов» остановилось, все резко перестали быть счастливыми. И регуляторам пришлось ужесточить свои требования к участникам рынка.
Если страховое сообщество будет консолидированно предлагать те решения, которые интересны и самому сообществу, и государству, и при этом работают на потребителя, тогда ситуация продвинется. Что хорошо в новом мегарегуляторе, это то что лоббирование интересов отдельных групп лиц не работает. Это защитит и рынок, и игроков, и приведет, в конечном итоге, к построению достаточно здоровой бизнес-модели страхового рынка.
На сегодняшний день есть ряд тем, которые требуют детального обсуждения, проработки не столько политической, сколько технической, и дальнейшей поддержки со стороны государства. Это темы, связанные с агробизнесом, где сейчас вообще болото, тема страхования жизни, автострахование. Корпоративный сектор кажется более защищенным. И наконец, все уже забыли пример недавнего крупнейшего наводнения, когда жилой фонд на пострадавшей территории был застрахован менее чем на 5 %, а о таких бедствиях нужно думать заранее. В Европе тоже случаются крупные наводнения, но никаких критических последствий они не имеют. Не возникает ни социальных ударов, ни экономических последствий для местных бюджетов по одной простой причине – более 90 % объектов частной собственности застрахованы.
Однако способность мирового страхового рынка без последствий оплачивать крупные катастрофы со времен 11 сентября 2001 года принципиально повысилась?
В развитой экономике вообще во всем случающемся нет особого драматизма, даже глобальный кризис для Западной Европы означал всего лишь, что корпорации закрывают свои производства в Азии, сбавляют темпы роста, а не сворачивают собственное производство внутри страны. В Европе проблема безработицы – это в худшем случае сокращение 200-300 тысяч высокооплачиваемых сотрудников с пособием по безработице в десятки раз превышающим наш МРОТ, а средний и мелкий бизнес продолжает работать.
В отличие от них, у нас в стране, если пара системообразующих предприятий-гигантов даже не обанкротится, а просто на непродолжительное время остановится, то на улицу пойдем мы все. Это накладывает отпечаток на нашу ментальность. Мы привыкли, что у нас основа всего – корневые системообразующие структуры, главным образом, принадлежащие государству. Об этом приходится помнить каждый раз, когда мы намереваемся построить на каких-то рынках модель, сопоставимую с моделями западных стран. У нас страна другая, рынок другой. Якорные позиции разные. Это не значит, что наш рынок не надо развивать и не надо брать на вооружение лучшие зарубежные практики и опыт. Просто не надо забывать их адаптировать под нашу действительность. А сделать из нашего населения нечто, что по ментальному прообразу будет соответствовать Западу, невозможно и не нужно.
С точки зрения страхования, нашим гражданам надо предложить хорошие продукты, защищающие их интересы. При этом у нас многое еще предстоит, например, до сих пор не проработан механизм банкротства гражданина. Страховщики должны создать человеку такую финансовую защиту, чтобы в случае неких непредвиденных событий, до статуса банкрота дело не доходило. То о чем неоднократно говорил бывший глава «Ингосстраха» Александр Григорьев – страхование должно быть в интересах человека, о чем часто забывают. Мы как страховщики должны выстраивать все – и свои продукты, и взаимодействие между собой и с регулятором – так, чтобы, в конечном счете, во главе угла были интересы человека. Взять те же известные решения Пленума Верховного Суда. В некоторых инстанциях, вероятно, думали, что эти решения позволят защитить человека. А в действительности человека это не защитило. Но зато дало возможность огромному количеству автоюристов заработать деньги, и это был совершенно неожиданный и непрогнозируемый результат.
Как Вы считаете, в какую сторону пойдет развитие рынка автокаско? Сейчас предпринимается ряд попыток нормализовать ситуацию в сегменте по разным направлениям, правильны ли выбранные направления и достаточны ли предпринимаемые сообществом усилия?
Даже в текущий момент, когда работать крайне тяжело, ситуация в разных регионах и сегментах все-таки неодинаковая. Старый формат бизнес-моделей в изменившихся условиях абсолютно непригоден, ухудшение условий спровоцировало определенные изменения в самих страховых компаниях. Однако некоторое смягчение давления, оказываемого на страховщиков, и одновременное изменение ими своих бизнес-моделей в итоге должны в среднесрочной перспективе привести к нормализации рынка. Во-первых, должны измениться подходы к агентскому вознаграждению, форме продаж, затратам на продажи, поддержание и развитие сетей. Во-вторых, многое должно измениться в урегулировании – сроки и формы реакции на обращение клиента, жалобы и пр. Те страховщики, которые хотят остаться на рынке и продолжать работать в долгосрочной перспективе, должны пойти на определенные внутренние изменения.
Другой вопрос, слишком долго продолжать работу в ситуации убыточности, превышающей все разумные пределы, никто не будет. Конечно, не стоит думать, что ситуация нормализуется в течение нескольких следующих месяцев. Я думаю, что в лучшем случае к концу 2015 года у нас может быть более-менее стабильная конъюнктура рынка.
В то же время не могу не отметить, что многие компании вели и ведут себя сегодня достойно, сохраняют лицо в сложной ситуации.
Еще меня очень волнует то, что наша система страхования построена на работе с посредниками, будь то агенты-физлица, автосалоны и т.д. И если рассмотреть проблему более детально, становится понятно, что экономические проблемы страховщиков возникли, в том числе из-за высоких расходов на ведение и поддержание бизнеса. Инфраструктура обходится в слишком большие деньги. Всем страховщикам нужно искать здесь компромиссные решения, как в отношении продающих сетей, так и в отношении тех страховых компаний, кто на сегодняшний день давит на цены и комиссионные.
Что делает «Альянс», чтобы улучшить работу с каналами продаж?
С партнерами, которые не понимают, что убытки не нужны ни одному акционеру, мы расстаемся. А с теми партнерами, которые понимают ситуацию и готовы идти на компромиссы, работаем дальше. Важно отметить, что большинство тех, с кем мы сотрудничаем, оказалось заинтересовано в поиске этих компромиссов, исключения есть, но обычно найти баланс интересов удается, хотя для понимания приходится прилагать усилия. Для страховщика, который больше не может писать убытки, это не переговорная, а единственно возможная позиция.
Как Вы можете прокомментировать последние изменения в работе «Альянса», его менеджменте и рыночной политике?
Я не могу комментировать назначения и отставки моего непосредственного руководства, это неэтично. Allianz - с нами или без нас, с новыми или старыми людьми, - это компания, которая намерена работать всерьез и надолго. Сто двадцать пять лет – это не шутка.
Люди – носители той или иной политики, будут ли кадровые изменения отражаться на текущей деятельности компании, чего от них ожидают акционеры?
Все просто – компания должна генерить прибыль. Это базовая задача любого актива, который есть в группе Allianz. Прибыль должна быть максимизирована в тех условиях, в которых компания работает – не любыми путями, не любой ценой, но должна. Эта задача стоит и перед новым руководством. Все, что мы делаем, направлено на это. Мы будем строить бизнес-модель, которая позволит нам зарабатывать деньги. Группа уже сделала большие вложения в российский рынок, приобретая различные активы и поддерживая их. Цель – создание фундамента для долгосрочного поступательного развития, зарабатывания прибыли на этом рынке. Для этого есть разные сценарии. Если мы поймем, что нам нужно развернуть сеть и открыть тысячу офисов, мы их откроем, если поймем, что их надо свернуть – мы и это сделаем, но действия тактического характера, которые сами по себе могут иметь любую направленность, должны работать на единую конечную цель – получение прибыли.
Занимать лидирующую строчку в рэнкинге с финансовыми проблемами никому не интересно. Мы, претендуя на лидерство и системообразующую позицию, не отменяем для себя основного акционерного требования – прибыльности. Другой вопрос, что сегодня рынок, по разным причинам, не очень дает возможность сохранять прибыльность, и не только в автостраховании.
Означает ли это, что в условиях сжимающегося рынка, который не дает толком зарабатывать и имеет слишком много проблемных сегментов и регионов, новая управленческая команда будет ориентирована скорее на минимизацию издержек?
Уровень операционных расходов можно посчитать средний по рынку, если у компании он выше – пришла пора подзатянуть ремешок.
Наша компания будет стремиться работать в таком коридоре значений этого показателя, который экономически приемлем для группы Allianz. То же относится к возврату на капитал, порядку работы с резервами, причем требования, действующие внутри группы, более суровые, чем у российского регулятора. В Европе Solvency II полным ходом реализуется, поэтому и мы здесь оказались под действием более жестких стандартов, чем наши коллеги по рынку. Понятно, что с нашим известным всем убытком по МСФО за прошлый год мы всерьез думаем, как сокращать операционные издержки, это один из ключевых факторов. В то же время мы видим для себя прибыльные направления, расширяем присутствие в стратегически важных сегментах.
В каких именно сегментах? И будет ли меняться продуктово-видовая структура портфеля, соотношение каналов продаж?
Мне бы не хотелось раскрывать нашу коммерческую стратегию в части выбираемых сегментов и продуктов. Могут только точно сказать, что поканальная диверсифицированность у нас останется.
Но рынок и сам меняется. Я уверен, что в конечном итоге ОСАГО может стать абсолютно электронным, КАСКО – почти полностью, ввиду ряда естественных ограничений. Модель розничного бизнеса поменяется. Агенты будут нужны, но это должна быть сеть, способная продавать не только полисы автострахования.
Количество точек продаж и офисов в части автострахования, безусловно, будет сокращаться – сознательно, управляемо, основываясь на оценке эффективности работы конкретного офиса. Если офис продает 150 полисов КАСКО в год, а стоимость аренды превышает размер поступлений, такой офис нам не нужен. Что касается партнерского канала, то с дилерами и крупными федеральными партнерами мы сейчас договариваемся и продолжаем сотрудничество. В лизинговом сегменте – продолжаем работать. Корпоративные продажи – будем только расширять.
Банковский бизнес в части крупных системообразующих банков становится все более кэптивным, и только вопрос времени, когда он будет кэптивным на 100 %, поэтому, хотя этот канал нам и был интересен, фокус смещен в ту его часть, где можно долго работать.
Мое видение будущего продаж и развития страховых продуктов таково: сильно изменятся только продажи автострахования через агентов и офисы. Все остальное будет модифицироваться постепенно и без потрясений. Возможен сценарий активного развития онлайн-продаж и интернет-магазинов. Может, развитие пойдет по пути сетей недорогих и доступных офисов.
«РОСНО» до интеграции с Allianz позиционировало себя как агентскую компанию, что сейчас предполагается делать в работе с собственной агентской сетью компании?
«РОСНО» никогда не была агентской компанией, это заблуждение. Доля поступлений через агентский канал не превышала 30 % от общего объема поступлений, 40% приходится на партнерский, 30% на корпоративный бизнес. Агентская сеть была, есть и будет работать, другой вопрос изменение качественных принципов работы самой сети.
В компании устойчивый корпоративный портфель, который хорошо отрабатывается и с точки зрения пролонгации, и с точки зрения привлечения нового бизнеса, много интересных и сложных побед. У нас хороший портфель партнерских проектов. В целом корпоративный и партнерский бизнес сегодня дают около 70 % наших объемов, и мы намерены их развивать.
Мы не видим себя моностраховщиком в каком-то канале продаж. Мы видим себя диверсифицированной крупной компанией, работающей практически во всех сегментах, но не во всех сегментах желающей быть лидером ввиду объективных обстоятельств.
Какова, по Вашим прогнозам, в 2014 году будет динамика страхового рынка, какие сегменты и виды будут наиболее успешны?
Если рассматривать отдельные виды, то в сегменте ДМС я бы прогнозировал прирост 7-8 %; КАСКО – сокращение на 4-5 %; ОСАГО – трудно прогнозировать, причины все знают; страхование имущества физлиц – однозначно будет рост на 12-14 %; СМР – очень незначительный рост, страхование профессиональной ответственности – рост на 5-7 %; ОПО – уже очевидно падение, но окончательно его масштаб сейчас оценить сложно; страхование жизни – будет рост, но таких сумасшедших темпов, какие раньше были за счет кредитного страхования, уже не будет, предположительно 18-24 %.
Как, исходя из результатов 2013 года и прогнозов развития рынка на 2014 год, определены цели Вашей компании на текущий год?
Акционерам, повторюсь, нужна прибыль. Что касается планируемых объемов, какие-то потери из-за сворачивания бизнеса в отдельных сегментах или сокращения небольших офисов продаж возможны, но в целом, на уровне компании, мы надеемся компенсировать их ростом в корпоративном сегменте и заключением крупных договоров. Разумеется, мы собираемся остаться в числе лидеров рынка, но при этом не хотим на себя брать убытки, которых можно избежать. По 2013 году мы были в топ-10. По итогам 1 квартала 2014 года, я думаю, у нас есть все шансы улучшить свои позиции. Важно понимать, что прирасти объемом в российском страховании не сложно, однако ситуация на рынке отдельных видов страхования такова, что гордиться своими масштабами сейчас точно не стоит, здесь нужна взвешенная позиция.
В то же время Allianz, как никому другому, за 125 лет работы известно, что такое маржинальность страхового бизнеса в разные периоды. Внутрикорпоративные требования к возврату на капитал и ожидания маржинальности бизнеса с учетом страховых рисков, а также наши внутренние стандарты диктуют нам определенные цели.
Еще раз повторюсь, Allianz в России всерьез и надолго. У нас есть долгосрочная стратегия, которую мы реализуем и которой придерживаемся. Мы и дальше намерены системно и сегментированно развивать бизнес, диверсифицировать каналы продаж и эффективно взаимодействовать с рынком.