Ситуация в ОСАГО – определенный прогресс налицо Бунин Павел Борисович Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) до 15.01.2015 г.
|
С 1 октября 2014 начали действовать новые тарифы и лимиты ответственности по ОСАГО, месяцем ранее вступили в силу изменения, касающиеся порядка урегулирования убытков при ДТП. Позволят ли эти новации вывести рынок ОСАГО из кризиса? В каких направлениях следует совершенствовать систему далее? Об этом с корреспондентом портала «Страхование сегодня» беседует Президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА) Павел Бунин.
Мария Жилкина,
Медиа-Информационная Группа «Страхование сегодня» (МИГ)
Павел Борисович, давайте немного вернемся к началу. Как Вы в целом оцениваете своевременность принятия поправок в закон об ОСАГО и итоговое содержание документа?
Поправки в закон об ОСАГО, безусловно, назрели. Система работает уже 11 лет, каких-либо существенных реформ за все это время не проводилось. Поэтому изменений ждали давно, готовились к ним. Конечно, с учетом того, что подписан закон был только в конце июля, госорганам и страховому сообществу пришлось в очень сжатые сроки проделать достаточно масштабную работу. При этом впереди еще целый ряд изменений, реализация которых потребует существенных усилий от всех профессиональных участников рынка.
Что касается самого текста закона, то самое важное, что урегулирован ряд принципиальных для страхового рынка вопросов. Во-первых, введено безальтернативное прямое возмещение убытков (ПВУ). Благодаря этому страховая компания не имеет возможности манипулировать страхователем, поскольку обслуживает «своего» клиента, которого не хочет терять. Во-вторых, появилось досудебное урегулирование убытков. Страхователь теперь обязан сперва все-таки уведомить в свою страховую компанию о том, что у него есть претензия, попробовать решить проблему без обращения в суд. И, в-третьих, наконец появилась единая методика расчета расходов на восстановительный ремонт, которая уже утверждена Банком России и в развитие которой РСА теперь обязан издавать ценовые справочники – 16 октября Президиум их утвердил. Это все – крайне важные, краеугольные аспекты, которые должны в какой-то степени нормализовать ситуацию в ОСАГО.
А недостатки у закона есть?
Думаю, следует говорить не о недостатках, а скорее о сложностях, которые возникают в случае с исполнением отдельных норм закона. Например, крайне неудобно, что срок обслуживания клиентов уменьшен до 20 дней. Для сравнения в Европе он составляет до 60 дней. Добросовестных клиентов страховщики и так готовы обслуживать быстрее, но если по заявленному убытку есть признаки мошеннических действий, то страховщику нужно время, чтобы досконально все проверить, провести дополнительный анализ обстоятельств ДТП и т.д., – в этом случае 20 дней, безусловно, может не хватить.
А что можно сказать о подзаконных актах, принятых в развитие принятого закона?
Прежде всего, нужно отметить, что все документы, которые необходимы на сегодняшний день страховщикам для работы, уже опубликованы мегарегулятором. В частности речь идет о единой методике, которую рынок ждал много лет. Вступление в силу этого документа – ключевой шаг по установлению в России единообразных подходов к оценке стоимости восстановительного ремонта автомобиля, который позволит в дальнейшем существенно снизить количество судебных споров по ОСАГО. Очень важно, что Банку России удалось подготовить все в такие сжатые сроки.
В то же время очень неудобная ситуация возникла с принятием постановления Правительства, касающегося «эксперимента» с увеличением лимита выплат по Европротоколу в 4-х регионах до 400 тыс. рублей. По различным оценкам, количество страховых случаев с признаками мошенничества колеблется от 10 до 20 процентов. Соответственно, когда страховые лимиты по упрощенному оформлению ДТП без сотрудников ДПС выросли в 4 регионах в 16 раз, увеличились и риски мошенничества.
Принятый закон учитывает необходимость минимизации рисков мошенничества и предусматривает обязательное определение координат места ДТП с применением ГЛОНАСС или иных навигационных спутниковых систем – эта данные нельзя скорректировать. Однако постановление правительства, которое было принято в начале октября, отсрочивает требование об использовании средств спутниковой навигации до 2016 года. Единственной гарантией того, что данные не редактировались, служит заявление пострадавшего. Конечно, это никак не ограничивает возможности мошеннических действий: добросовестных страхователь и так не будет корректировать данные, а мошенник исправит и заявит как некорректированные. И как быть страховщику в этой ситуации? 400 тысяч рублей – достаточно большие деньги, чтобы мошенники постарались их получить.
Что показал первый месяц действия нормы о возможности выбора потерпевшим формы получения страхового возмещения (деньги или направление на ремонт), вступившей в силу с 1 сентября 2014 года?
Одного месяца, безусловно, недостаточно для того, чтобы делать выводы. Страховщик и раньше имел право предложить страхователю организовать ремонт транспортного средства по ОСАГО, но в законе эта возможность была прописана достаточно нечетко. Страховая компания не обязана заключать договор со станциями техобслуживания – это определенное конкурентное преимущество. Ряд страховых компаний – те, кто хотел – давно этим занимаются, а кто не хотел – те и не будут. Мы пока не отмечаем резкого роста числа страховщиков, которые поспешили воспользоваться этой возможностью. Думаю, страховщики начнут более активно осваивать это направление после того, как в полную силу заработает единая методика оценки ущерба от ДТП, поскольку ее обязательное применение предусмотрено законом.
В период с 1.09.2014 по 1.07.2015 года действует обязательный претензионный порядок досудебного урегулирования – считаете ли Вы эту меру правильной в том виде, как ее приняли? Поможет ли это реально пресечь активность автоюристов?
Досудебное урегулирование – это нужная, обязательная вещь. Без этого страховая компания, зачастую, просто не знала о том, что произошло ДТП, и соответственно, не делала часть своей работы по урегулированию. Страховщики постоянно сталкивались с ситуациями, когда потерпевшего перехватывали автоюристы и сразу шли в суд.
Сейчас потерпевший должен обязательно обратиться в страховую компанию. Если он недоволен качеством оказанной ему услуги – сообщить страховщику о том, что он недоволен. А страховщик в свою очередь в 5-дневный срок обязан рассмотреть обращение и ответить на него. Только после этого, если потерпевший по-прежнему считает, что его права нарушены, он может обратиться в суд.
Конечно, 5-дневный срок на обработку претензии – это тоже очень мало. Ведь для нас главное, чтобы платили действительно в срок, а какой именно срок установлен, – существенной разницы нет. Но раз законодатель установил такие сроки – будем их соблюдать.
Законом определено, что досудебный порядок введен в качестве своеобразного «эксперимента», – он будет действовать только до 1 июля 2015 года. К этому времени мы соберем полную статистику, которая позволит проанализировать, насколько эффективно работает механизм, и тогда можно будет говорить о необходимости его дальнейшего применения.
Какие еще изменения на рынке автострахования, на Ваш взгляд, являются важными, требующими внимания и обсуждения?
Безусловно, самое важное изменение – увеличение до 400 тыс. рублей выплат за вред, причиненный имуществу потерпевшего. За 11 лет действия закона об ОСАГО существенно увеличилась стоимость транспортных средств, повысились цены на детали и услуги ремонтных организаций. Очевидно, что в случае крупного ДТП с участием нескольких автомобилей 160 тыс. рублей было недостаточно для полноценного возмещения вреда пострадавшим, и виновнику аварии зачастую приходилось компенсировать ущерб «из своего кармана». Увеличение страховой суммы по ОСАГО до 400 тыс. рублей за каждое транспортное средство, пострадавшее в ДТП, – существенное изменение, которое в большей мере отвечает интересам страхователей и более адекватно отражает сегодняшнюю ситуацию.
А как обстоят дела внедрением инноваций, предусмотренных законом?
На сегодняшний день у нас в работе два главных проекта – электронный полис и Бюро страховых историй.
В Бюро страховых историй должно быть запущено с 1 января 2015 года. Создание такой системы – важный шаг для всего страхового рынка. Одна из основных задач Бюро – обеспечить возможность более индивидуализированного и персонифицированного подхода к формированию тарифа. Имея доступ к полной страховой истории водителя, страховщики смогут предлагать страхователям более справедливые тарифы, учитывающие данные об аварийности в предыдущие периоды.
В крайне сжатые сроки страховому сообществу предстоит проделать очень масштабную работу. Сложность в работе с Бюро страховых историй заключается в том, что к информационной базе должны подключиться компании, которые занимаются только добровольным автострахованием и не являются членами РСА, – таких 179, – соответственно, им потребуется больше времени. Что собой представляют их IT-системы, мы пока не знаем, для нас это «черный ящик». Прогнозируем, что будет не просто, но для нас это не впервые – нечто похожее мы проходили с операторами техосмотра, не думаю, что в этот раз будет сложнее.
По Вашим оценкам, запустить систему к новому году – реально? Можно ли ожидать противодействия со стороны каких-то участников, например, новых 179 компаний?
С технической точки зрения уложиться в срок сложно, но вполне реально. Большая часть данных у нас уже есть в рамках автоматизированной информационной системы ОСАГО – это сведения об убытках, загруженные за 3 года. Проникновение каско ниже, чем проникновение ОСАГО, каско страхуют примерно 10% автовладельцев, так что и данных будет меньше.
В 2012 году в рамках создания информационной базы ОСАГО нам удалось подключить к системе более 100 компаний, среди которых крупнейшие участники рынка. Если нам справиться с этой задачей, то сможем подключить и страховщиков каско. Их много, но доля рынка, которая на них приходится, совсем небольшая.
У нас теперь есть своя служба технической поддержки, созданы 2 центра обработки данных – основной и резервный, проведены серьезные мероприятия по обеспечению безопасности системы и защиты данных, отказоустойчивости системы – ведь доступ к базе данных нужно осуществлять в режиме 24/7. Это элементы очень масштабной работы, которые, может быть, не видно «извне», но они обеспечивают развитие рынка.
Какое влияние на будущую конфигурацию рынка автострахования, конкуренцию на нем окажет появление «электронного полиса»?
Электронный полис – это, прежде всего, удобство для клиента, чтобы он мог купить полис, не выходя из дома. А для страховщика это конкурентное преимущество за счет того, что он обеспечивает это удобство для клиента. 20 лет назад не было интернет-магазинов, а теперь люди привыкли к тому, что можно купить что угодно, не вставая с дивана.
Безусловно, в России есть страховые компании, которые умеют работать в электронной форме и готовы к продажам электронных полисов ОСАГО – мы это видим по тому, как они загружают данные в информационную систему ОСАГО. В тоже время бумажные полисы никто не отменяет, если компания не хочет «выходить в онлайн» – никто ее не заставляет.
С учетом того, как много товаров и услуг сейчас продается в электронном виде, – даже госуслуги стали доступны в электронной форме, – постепенное внедрение электронного полиса неизбежно.
И это перераспределит рынок в пользу более крупных, технологичных компаний?
В данном случае масштаб компании – совсем не главное. Этим дополнительным конкурентным преимуществом сможет воспользоваться любой страховщик, который захочет. Некоторые страховые компании, например, вообще планируют уйти из розницы, им это неинтересно. Так что участвовать или нет – каждая компания решает исходя из своих бизнес-задач.
А как Вы относитесь к тем, кто решил уйти из розницы?
Это их право, так решили собственники бизнеса. Главное, чтобы компании, уходя, в полной мере исполнили свои обязательства перед клиентами.
Не бросают ли уходы страховщиков из розничного сегмента тень на всю систему ОСАГО?
На рынке сейчас сложилась ситуация, в которой многие компании не готовы работать, – это экономика, бизнес не может работать в убыток. Если, например, закрывается магазин, продающий электронику, это не означает, что люди перестанут покупать мобильные телефоны и компьютеры. Убыточность ОСАГО по-прежнему остается критической, и компании в свою очередь, конечно, стараются минимизировать свои риски. Напомню, на сегодняшний день более 30 субъектов Российской Федерации убыточны по ОСАГО.
Каково Ваше мнение по поводу принятых ЦБ новых тарифов?
Документ утверждает минимальный и максимальный размер базового тарифа ОСАГО. По сравнению с действовавшими ранее (до 1 октября 2014 года) ставками базовый тариф увеличен на 23,2% (минимальное значение) – 30% (максимальное значение). В рамках данного «тарифного коридора» страховщики ОСАГО смогут самостоятельно устанавливать стоимость полиса ОСАГО с учетом убыточности в конкретных субъектах. Основные коэффициенты ОСАГО не изменились, добавлен коэффициент для транспортных средств с прицепом.
На наш взгляд, утвержденное повышение тарифа является первым шагом по исправлению ситуации. В ближайшее время необходимо предпринять еще ряд шагов для того, чтобы переломить негативную тенденцию по сворачиванию страховщиками бизнеса в ряде регионов.
Если, по Вашим расчетам, даже повышенного теперь тарифа все равно недостаточно, какое влияние это может в дальнейшем оказать на рынок?
Для того чтобы выровнять убыточность ОСАГО и создать нормальные условия для функционирования системы обязательного автострахования, необходимо пересмотреть ряд территориальных коэффициентов с учетом реальной статистики аварийности, а также предусмотреть более дифференцированный подход для коэффициента «возраст/стаж».
Накопленная за 11 лет статистика подтверждает, что аварийность в некоторых возрастных сегментах была существенно недооценена. Как следствие этого, старшие и более опытные водители субсидируют более молодых и менее опытных, переплачивая за полис ОСАГО.
Как это получается?
На сегодняшний день самая многочисленная группа договоров, заключенных с водителями старше 22 лет и стажем более 3 года (более 70% договоров) является крайне неоднородной. Статистика показывает, что более взрослые и опытные водители реже попадают в аварии, и последствия таких ДТП менее серьезны. В тоже время наиболее частыми виновниками ДТП являются водители-новички. В целом согласно предложенным изменениям коэффициента «возраст/стаж» наиболее существенное повышение предполагается для водителей со стажем вождения менее года – на них приходится не более 3% договоров. В тоже время водителям старше 45 лет с большим опытом вождения – их достаточно много, около 20% – согласно нашим предложениям, коэффициент «возраст/стаж» позволит сэкономить на стоимости полиса ОСАГО до 23%. Финансово-экономическое обоснование размещено на нашем сайте, с ним может ознакомиться любой желающий.
При этом, думаю, в дальнейшем дифференцировать тарифы можно было бы еще глубже. Сейчас стали доступны системы мониторинга действий водителя на дороге, технический прогресс достиг уровня «бытовых задач». Эти системы тоже можно было бы задействовать – анализировать стиль вождения и предлагать более индивидуализированный тариф.
По закону тарифы теперь можно менять дважды в год, есть ли консенсус с ЦБ по поводу следующего транша изменений?
Центральный Банк пока не использовал свое право на изменение коэффициентов ОСАГО, поэтому мы надеемся, что предложения страховщиков будут рассмотрены. Кроме того, с 1 апреля 2015 года вступает в силу новый лимит выплат по здоровью (увеличение до 500 тыс. рублей), а кроме того, меняется сам порядок выплат – вводятся фиксированные суммы выплат и существенно расширяется список выгодоприобретателей. Это также потребует корректировки тарифа.
Автовладельцы иногда спрашивают, почему после 1 октября им выдан полис старого образца, где указаны старые лимиты?
Согласно Положению Банка России о правилах ОСАГО до 31 марта 2015 года страховщики могут использовать при заключении договоров ОСАГО «старые» бланки страховых полисов (то есть бланки, изготовленные до вступления в силу указанного документа). При этом страховая сумма по всем договорам ОСАГО, заключенным с 1 октября 2014 года, установлена законом и составляет 400 тыс. рублей.
Макет нового бланк также уже утвержден, он будет запущен в производство в ближайшее время.
Также напомню, что заключение нового договора ОСАГО с увеличенной страховой суммой (400 тыс. рублей) до истечения срока действия предыдущего договора ОСАГО возможно только через расторжение действующего договора. «Перезаключение» или «переоформление» договора на новых условиях законом не предусмотрено.
Раз уж мы заговорили о бланках, вспомним, что в период большого числа жалоб на невозможность купить полис в проблемных регионах РСА пошел на выдачу дополнительных бланков полисов, сверх ограничений по группам рисков. Отменены ли эти «аварийные» меры сейчас?
Бланками ОСАГО автостраховщики на сегодняшний день обеспечены, что называется, «с запасом» во всех регионах. Этот факт подтвердила проверка Банка России 17 ведущих страховщиков ОСАГО. «Временный порядок» обеспечения бланками пока продлен на 1 и 2 квартал 2015 года. Дополнительные бланки выдаются для 31 проблемного региона. Территориальный коэффициент там остался прежним, а значит, для страховщиков, несмотря на новые тарифы, ситуация там не изменилась. Если бы был свободный тариф, страховщики могли бы назначить справедливую стоимость, по которой можно работать. А пока они могут работать только в нешироких рамках тарифного коридора.
Кстати, еще один способ скорректировать убыточность – тарифный коридор достаточной ширины. Это позволило бы страховщикам самостоятельно регулировать ситуацию с учетом убыточности конкретных регионов. Компании получили бы возможность маневра, который помог бы им выстоять в критических обстоятельствах, при давлении различных негативных внешних факторов. Конечно, это не быстрый путь, – тариф нужно «отпускать» поэтапно, но постепенно мы должны к этому прийти. Правильно было бы создать поэтапный план, как сейчас принято говорить, «дорожную карту», чтобы страховщикам было понятно, каких изменений ждать, и когда. Когда Банк России проводил кампанию по увеличению уставных капиталов банков, существовал четкий план, известный всему рынку – какие требования к уставным капиталам банков будут через год, через два, через три.
У Вас не вызывает опасений финансовая устойчивость бизнеса тех компаний, которые берут у вас дополнительные бланки? Ведь если они не смогут выполнять обязательства, эта обязанность ляжет на фонд РСА?
В первую очередь наша обязанность – обеспечить клиентов полисами. Компании, конечно, должны разумно вести бизнес и заботятся о своей финансовой устойчивости. Тем не менее, определенные опасения, конечно, есть.
При негативном развитии ситуации, придется делать выплаты из компенсационного фонда. На сегодняшний день Союз осуществляет компенсационные выплаты по обязательствам 75 страховых организаций, из которых 5 ушли с рынка в 2013 году. В последние годы ситуация обостряется еще и за счет того, что рынок покидают достаточно крупные компании, входящие в топ-20 по сборам. Например, в прошлом году была отозвана лицензия на осуществление страховой деятельности у ОСАО «Россия», на которое приходилась 1,65% рынка ОСАГО, – выплаты по обязательствам страховщика из фонда РСА превысили 1,2 млрд рублей. С этой нагрузкой фонд справился.
Величина компенсационного фонда сейчас составляет более 8 млрд. рублей. В определенный момент возникала тревога за сохранность фонда, и ограничение выдачи бланков как раз позволило тогда остановить это. Сейчас фонд продолжает увеличиваться. Теперь мы надеемся, что так же выправится ситуация с автоюристами, поскольку введена обязательность обращения в страховую компанию в претензионном порядке.
Как организована работа по ОСАГО в Крыму?
В Крыму нет проблем с продажей полисов ОСАГО. Они продаются более чем в 15 городах полуострова. Перечень адресов, где можно приобрести полис ОСАГО, размещен на сайте РСА.
Для крымских автовладельцев до конца этого года действует переходный период, – российская система ОСАГО вводится постепенно. В настоящий момент мы ведем там информационную кампанию, проводим семинары (в том числе для технических экспертов). К 1 января 2015 года все страховщики, имеющие лицензию на ОСАГО, должны будут открыть филиал или заключить договор о представительстве для урегулирования убытков на территории полуострова.
Пока РСА осуществляет компенсационные выплаты жителям Крыма по обязательствам украинских страховщиков, – уже выплачено более 500 компенсаций на сумму более 28 млн. рублей.
Российские страховщики постепенно приходят в регион. Условия страхования там пока «социальные»: коэффициент мощности равен 1, поскольку в украинских регистрационных документах мощность автомобиля не указывается; коэффициент «бонус-малус» (отсутствие или наличие аварий в предыдущий период) также равен 1, потому что мы не знаем, какой была страховая история у автовладельца. А самый главный коэффициент – территориальный, который определяется по месту жительства собственника, – составляет 0,6. Это один из самых низких показателей в России, соответственно, и цена полиса значительно ниже.
В Крыму также действует 24 организации, занимающихся техосмотром: 6 уже прошли аккредитацию и стали операторами ТО, еще 18 имеют право работать без аккредитации до конца года. Затем, чтобы продолжить заниматься этим бизнесом, им также нужно будет получить аттестат аккредитации в РСА. Еще несколько заявок от крымских организаций, подавших документы на аккредитацию в качестве операторов техосмотра, находятся на рассмотрении.
Что касается системы технического осмотра, в целом, какие здесь отмечаются результаты?
Система успешно работает. Все проблемы, из-за которых и было начато реформирование системы ТО, решены – исчезли очереди, водителям стало удобнее.
Однако существует проблема «продажи» диагностических карт, которую необходимо решать. Эта проблема актуальна не только для России. Системы технического осмотра во всем мире в большей или меньшей степени сталкиваются с этим явлением. Способы борьбы с «продажей» документов о технической исправности транспортного средства достаточно понятны. Во-первых, необходимо максимально исключить человеческий фактор при проведении технического диагностирования, а, во-вторых, и это, пожалуй, имеет первостепенное значение – изменить само отношение владельцев транспортных средств к техническому осмотру. Процедура техосмотра не должна сводиться к тому, чтобы «отдать деньги» и получить взамен некий документ (карту, талон) или запись в информационной системе. Основная задача техосмотра – гарантировать безопасность транспортного средства на дороге. Водитель должен быть сам заинтересован в том, чтобы его автомобиль честно прошел техосмотр и был полностью технически исправен.
Кроме того, согласно принятым Госдумой поправкам в КоАП, вводится штраф в размере до 300 тысяч рублей за выдачу диагностической карты без проведения соответствующей процедуры осмотра. При этом на составление протоколов по таким правонарушениям уполномочены органы внутренних дел, а на их рассмотрение – суды. Причем субъектами указанных правонарушений являются не только операторы технического осмотра, а любые лица, которые выдали такие диагностические карты или передали соответствующие сведения в информационную систему ТО.
Также необходимо вносить поправки в законодательство с учетом правоприменительной практики, сложившейся за прошедший период реформы, и в том числе опыта РСА по аккредитации операторов. Требования для получения аттестата оператора ТО нужно ужесточать, и достаточно серьезно. Соответствующий законопроект уже подготовлен Минэкономразвития России совместно со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Отмечаете ли Вы какие-то изменения в работе посредников по ОСАГО, пришлось ли им умерить свои аппетиты в части комиссионных вознаграждений?
Страховщики перестали устанавливать большие комиссионные – ОСАГО убыточно. Первое, что сделали компании, которые сворачивают продажи, для «сужения» своего присутствия в том или ином регионе – сократили комиссионные.
Какова на настоящий момент, по Вашей оценке, эффективность системы «бонус-малус» в ОСАГО? Удалось ли сделать этот механизм реально работающим, и в каком направлении следует его совершенствовать?
Автоматизированная информационная система ОСАГО работает уже почти два года – на сегодняшний день в нее загружена информация о более 150 млн. договоров ОСАГО. В целом система работает без сбоев и страховщики могут загружать в нее информацию и проверять историю по ОСАГО каждого водителя, определять реальный коэффициент «бонус-малус». На начало работы системы среднее значение КБМ было 0,85; сейчас – 0,89.
Работа по запуску системы, как я уже говорил, была очень сложной. Конечно, ошибки неизбежны, все-таки данные вносят люди – сотрудники страховых компаний. В год страхователи заключают порядка 43 миллионов договоров ОСАГО. На это количество договоров в этом году мы получили около 7 тысяч жалоб по КБМ, – меньше 0,02%. Мы работаем по каждому заявленному факту несоответствия. Случается, что в базе действительно значится неверная информация, и люди недовольны обоснованно. Но нередко бывает и так, что водитель, например, сам не помнит, что когда-то в его полис был вписан другой водитель, и у него был убыток. КБМ – это открытая информация, каждый автовладелец в любой момент может проверить на сайте РСА по базе свой КБМ.
В дальнейшем мы, безусловно, планируем развивать систему, строить более глубокую аналитику на основе данных системы, использовать АИС для сбора отчетности и т.д. Реализацию тех глобальных проектов, о которых уже говорилось выше, – Бюро страховых историй и электронный полис – также невозможно осуществить без АИС ОСАГО.
Говоря о жалобах и обращениях граждан в РСА, отмечаете ли Вы, что характер потока жалоб как-то изменился в связи с сокращением срока рассмотрения дел и прочими законодательными новациями?
Один месяц совсем не показателен – об этом слишком рано говорить. Обычно при любом изменении порядка жалобы, если они есть, начинают идти с отставанием на один-два месяца. Первые выводы о влиянии «новаций» на удовлетворенность граждан ОСАГО можно пытаться делать не ранее конца года.
Когда рынок автострахования, наконец, будет выведен из кризиса? И сколько игроков на нем к тому моменту уцелеют?
Точный прогноз дать невозможно. Что касается положительных изменений, то по разным новациям они будут проявляться в разные сроки. Пользу от безальтернативного ПВУ мы увидим сразу. Результаты введения претензионного порядка можно будет обсуждать не ранее, чем через полгода – надо набрать статистику судов, а суды – дело не быстрое. Для того, чтобы заработала единая методика, тоже нужно время.
Конечно, эти изменения очень позитивные для рынка, но для выхода из кризиса их недостаточно. Единственный способ вернуть желание компаний продавать полисы ОСАГО, сделать тарифы ОСАГО адекватными и привлекательными для бизнеса. РСА разработал комплексное предложение по тарифам, которое позволит сделать стоимость полиса более справедливой для конкретных групп водителей и вместе с тем позволит вывести ОСАГО из кризиса. Наши расчеты, в частности по коэффициенту «возраст/стаж», направлены в Банк России и, мы надеемся, что они будут учтены при дальнейших корректировках.