Страховщики готовятся выйти на новый уровень борьбы с мошенничеством после усовершенствования УК
Российские страховщики готовятся выйти на новый уровень борьбы с мошенничеством после усовершенствования Уголовного кодекса РФ в этой части.
Такое мнение высказали агентству «Интерфакс-АФИ» участники страхового рынка. Верховный суд РФ предложил дифференцировать статью 159 Уголовного кодекса о мошенничестве, в том числе ввести раздел «страховое мошенничество». Эта новация может оказаться важным шагом в деле противодействию мошенничеству на страховом рынке, считают страховщики, опрошенные агентством «Интерфакс-АФИ».
Страховые компании долгое время выступали за необходимость введения подобной детализации. Как отметил вице-президент, руководитель департамента экономической и информационной защиты бизнеса компании «Росгосстрах» Александр Мозалев, внесение поправок является необходимостью, поскольку это позволит конкретизировать противоправные действия лиц в страховании.
«Предлагаемые поправки дают состав страхового мошенничества, чего не было никогда. Сегодня есть возможность прикрываться несовершенством статьи УК, отказывая в возбуждении уголовных дел, что несет в себе возможную коррупционную составляющую. Если у дела будет судебная перспектива, то следственная практика будет увеличиваться, правоохранительным органам будет интересно возбуждать такие дела, поскольку это дает им возможность реально улучшать раскрываемость тяжких преступлений», - сказал представитель «Росгосстраха», добавив, что крайне важна также судебная практика. «Если суды начнут выносить решения по данной статье, поправки будут оправданны, если не будет судебной практики, ничего не изменится, на сколько бы подразделов ее ни разделили», - отметил он.
В настоящее время правоохранительные органы почти не возбуждают дела по ст.159 УК, поскольку они практически не имеют судебной перспективы, отметил А.Мозалев. К примеру, почти невозможно возбудить дело в отношении, например, страховых брокеров по фактам хищения полученной страховой премии.
«Отказ правоохранительные органы мотивируют тем, что это невыполнение обязательств по договору, а потому такие дела должны рассматриваться в рамках гражданско-правовых отношений. Нам предлагают обращаться в суд, совершенно не учитывая того факта, что брокер, например, физически прекратил свое существование, то есть пострадавшими являются клиенты и страховые компании, которым нанесен как материальный, так и репутационный ущерб», - сказал А.Мозалев.
«Росгосстраху» удалось добиться возбуждения нескольких уголовных дел, в том числе в отношении страхового брокера «Гарант-Сервис», поскольку данный случай был резонансным, и ущерб компаниям, работающим на рынке, составил более 500 млн рублей, но это лишь исключение, которое подтверждает правило, полагают в компании.
«Что касается мошенничества при урегулировании убытков, в возбуждении дел по подобным фактам нам часто отказывают на основании того, что не было факта получения денег, иногда в подобных случаях стараются 159 статью квалифицировать через ст.30 УК («Приготовление к преступлению и покушение на преступление»). Даже если такие дела доходят до суда, наказание по ним смехотворное. У нас есть дела, по которым люди получают реальные, и немалые, сроки, но это исключение, а не правило», - подчеркнул А.Мозалев.
Со своей стороны руководитель направления риск-менеджмента IT-компании «SAS Россия/СНГ» Николай Филипенков считает, что «отсутствие детализации статьи 159 во многих случаях препятствовало классификации и расследованию случаев страхового мошенничества». По его данным, «опыт других стран показывает, что модификация и детализация Уголовного кодекса способствует повышению эффективности систем противодействия мошенничеству в страховых компаниях и, как результат, приводит к его снижению».
Для подтверждения своей мысли Н.Филипенков привел данные SAS по различным странам о мошенничестве в сфере страхования имущества, в том числе движимого. Он сообщил, что в Австралии, в частности, объем страхового мошенничества оценивается в 10 15% от всех заявленных убытков, в Южной Африке - в 15%, а Шведская ассоциация страховщиков оценивает уровень мошенничества в 5-10%.
«Если посмотреть на шведское законодательство, то в нем статья по мошенничеству в сфере страхования является достаточно детализированной. Поэтому мы видим, что совершенствование Уголовного кодекса в конечном счете сказывается на повышении качества противодействия мошенничеству», - сообщил эксперт.
Н.Филипенков убежден, что после внесения изменений в законодательство компаниям необходимо совершенствовать внутренние системы противодействия мошенничеству. В предложениях Верховного суда есть наказания и для группы лиц по предварительному сговору. Это означает, что законодательство будет в том числе совершенствоваться для противодействия организованным группам мошенников. По опыту внедрения решений SAS в ряде стран эффект от применения продвинутой аналитики позволяет увеличить точность определения мошенников на 30% и повысить доходность, например, по автострахованию на 35%.
Представители страховых компаний рассчитывают, что потенциальных мошенников может остановить в том числе и риск штрафа, который, по предложению Верховного суда, будет составлять от 120 тыс. рублей.
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 12 апреля 2012 г.
Версия для печати
Все новости за 12 апреля 2012 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|