В ОСАГО вводят принципы демократии и сохраняют строгость контроля на втором десятке лет
Закону ОСАГО исполнится 10 лет в конце апреле. Поначалу новый обязательный для водителей страховой закон многие бранили, но постепенно страна привыкла видеть автовладельцев ответственными. Российский союз автостраховщиков (РСА) все эти годы был главным ответственным за реализацию закона. Президент РСА Павел Бунин в интервью агентству «Интерфакс-АФИ» сказал, что считает судьбу ОСАГО в России успешной. Он оценил пройденный автостраховщиками путь, рассказал о насущных задачах РСА и наметил контур грядущих глобальных перемен на рынке ОСАГО.
Павел Борисович, каким вы видите первое десятилетие жизни ОСАГО и чего ждать в ближайшей перспективе? Стоило ли автостраховщикам ввязываться в историю с техосмотром?
- Мы многого добились за эти годы, я помню, сколько критических замечаний высказывали скептики, когда закон принимался. Сегодня ОСАГО – один из наиболее развитых видов страхования в нашей стране, опыт по внедрению и организации ОСАГО, накопленный РСА с 2003 года, успешно используется как модель для других видов обязательного страхования. С начала действия системы ОСАГО почти 14 млн потерпевших получили возмещение причиненного им в результате ДТП вреда, общая сумма страховых выплат потерпевшим составила 322 млрд рублей. Более того, за годы своего существования РСА выплатил страхователям более 14 млрд рублей из компенсационных фондов. Сумма ежегодных выплат уже составляет около 56 млрд рублей, и эта цифра растет год от года. Объем страховых премий по ОСАГО за 2003–2011 годы составил 631 млрд рублей. Число заключенных договоров ОСАГО за этот период – 282,6 млн. Кроме того, РСА реагирует на все обращения, поступающие от страхователей, с 2004 года союз обработал более 50 тыс. жалоб. Все эти цифры говорят о том, насколько огромен вклад ОСАГО в дело развития страхования в России. Ушли разборки на дорогах, для людей право на страховую защиту стало привычным, вся система страхования стала более цивилизованной. Что касается закона о техосмотре, как Вы понимаете, он создавался не ради РСА. Государство передало функции техосмотра на рынок, при этом оно наделило наш союз полномочиями по организации системы техосмотра, аккредитации операторов ТО и контролю их деятельности. Включение страховщиков ОСАГО в закон о ТО - первый опыт государства по наделению некоммерческой организации контрольными полномочиями. На мой взгляд, это важный показатель доверия страховому сообществу.
В свою очередь, страховщики получили жалобы, проверки…
- В какой-то степени это так, но среди жалобщиков на новый порядок ТО практически нет водителей, ради которых закон и создавался. Жалуются, как правило, одни операторы на других, активность вызвана конкурентной борьбой. Конечно, сложно говорить о том, что премьера нового закона о ТО прошла «без сучка и задоринки», да и подготовка к введению закона осуществлялась в рекордные сроки: за 6 месяцев госведомства разработали порядка 30 документов. Закон вводился без переходного периода по всей территории страны. Можно вспомнить, каких нервов страховщикам и водителям стоило начало действия закона об ОСАГО, однако через некоторое время вопросы о необходимости обязательного страхования перестали возникать. Нужно понимать, что закон о техосмотре работает всего четыре месяца. За это время уже более 600 операторов технического осмотра получили аккредитацию в РСА в дополнение к тем, которые были автоматически включены в реестр. На сегодняшний день в Реестре операторов технического осмотра более 2500 организаций.
Все 10 лет законодатели работали над изменением закона об ОСАГО, а теперь появился закон о ТО. Чего ждать еще?
- В настоящее время рассматривается вопрос о расширении полномочий РСА в рамках закона о техосмотре, с тем, чтобы в сфере внимания союза оказывались не только вновь аккредитованные операторы ТО, но и те операторы, кто прежде работал по договору ГИБДД и получил аккредитацию автоматически. Кроме того, мы рассчитываем, что законодатель скорректирует закон в соответствии со сложившимися реалиями.
А каких поправок ждать в ОСАГО, может ли в ближайшей перспективе быть объявлено о частичной либерализации тарифа ОСАГО в рамках установленного коридора?
- На протяжении всего десятилетия законодатели принимали поправки в закон об ОСАГО, в основном направленные на защиту интересов потребителей. В планах этого года – рассмотрение очередного блока поправок, которые увеличивают лимиты выплат в ОСАГО за ущерб жизни, здоровью и имуществу пострадавших в результате ДТП. Предлагается, что лимит, связанный с причинением вреда имуществу потерпевшего, будет увеличен с максимальных сегодня 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей, а по причинению вреда жизни и здоровью - со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Кроме того, существенно меняется и порядок осуществления страховых выплат при причинении вреда жизни или здоровью. Сейчас выплаты производятся только в размере понесенных расходов, а согласно законопроекту выплаты будут осуществляться в размере фиксированных сумм. Помимо увеличения лимита выплат по ОСАГО законопроект предусматривает увеличение лимита выплат по Европротоколу, закрепление безальтернативного порядка прямого возмещения убытков и ряд других изменений. Обсуждение модели введения ценового коридора, в пределах которого компании смогут определять тот или иной тариф по договору ОСАГО, ведется. Однако это революционное изменение, оно требует тщательной проработки и анализа возможных последствий. Минфин России и РСА обсуждают тему.
РСА реформирует органы управления. Насколько я понимаю, речь идет о постепенном переходе к модели влияния членов союза на принятие решений 1 участник- 1 голос. Схема выглядит просто, почему так упорно идет работа над документами на эту тему?
- Согласно новым изменениям в устав РСА, принятым внеочередным собранием в марте 2012 года, страховщики ОСАГО теперь разбиты на несколько групп в зависимости от объема собранной премии. Представители каждой из групп могут быть избраны в Президиум. Но это только первый шаг. За ним неумолимо следует второй – более демократическое перераспределение нагрузки по финансированию текущих расходов союза. Невозможно ограничить властные полномочия тех или иных представителей в органах управления и сохранить для них прежнюю финансовую нагрузку по формированию бюджета союза. С другой стороны логично, что компании, которые получают больше прав на управление организацией, получают и больше ответственности. Рабочая группа президиума РСА обсуждает изменение модели финансирования текущей деятельности союза. Предложения будут выноситься на рассмотрение общего собрания РСА 7 июня этого года. При этом ни о каких изменениях механизма отчислений в гарантийные фонды РСА речь не ведется.
В прошлом году на общем собрании группа страховщиков обратилась в РСА с предложением закрепить принцип «все представляют всех» при урегулировании убытков. Сделано ли что-то в этой области?
- В РСА была создана рабочая группа, в которую вошли как представители крупных страховых компаний, так и небольшие региональные страховщики. Была проведена большая аналитическая работа, разработан текст новых правил профессиональной деятельности, основной принцип которых заключается в том, что договор о представительстве становится публичным. Это значит, что страховщик, осуществляющий деятельность по представлению других страховщиков, обязан заключить договор представительства с любой компанией, обратившейся к нему. При этом был разработан закрытый перечень оснований для отказа в заключение договора представительства. Сейчас мы ведем интенсивный диалог с ФАС России относительно содержания данных правил.
РСА ввел методику разделения компаний на группы риска. Есть ли результаты?
- За последние 1,5 2 года существенно увеличились расходы союза на осуществление компенсационных выплат, поэтому разделение компаний на группы надежности – мера более чем оправданная. К сожалению, опыт предыдущих лет показал, что обеспечение страховых компаний бланками страховых полисов должно быть более строго регламентировано, поскольку некоторые недобросовестные страховщики в преддверии банкротства имели формальную возможность получения бланков. На сегодняшний день применение такой схемы стало невозможно. РСА разработал и согласовал с госорганами правила профессиональной деятельности, которые предусматривают, что размер обеспечения страховщика бланками полисов ОСАГО зависит от группы риска, в которую отнесена страховая организация. Это существенно ужесточило порядок получения бланков полисов ОСАГО, и заставило компании взвешивать свои силы и просчитывать бремя потенциальных обязательств. Правила профессиональной деятельности начали применяться со второго квартала 2011 года. Данный подход направлен на сокращение рисков наращивания объема заключенных договоров в случае возникновения проблем в компании. А, следовательно, на минимизацию рисков как для страховых компаний и их клиентов, так и для РСА. Пока преждевременно оценивать порядок, который работает всего три квартала, однако, очевидно, что польза от него есть. Количество отгружаемых компаниям бланков сократилось на несколько миллионов, при этом объем заключения договоров ОСАГО не уменьшился. Кроме того, страховщики стали бережней и внимательней относиться в первую очередь к своим запасам бланков. И уже не раздают их безоглядно в руки страховых посредников. Кроме того, страховщики, безусловно, стараются отслеживать все параметры, влияющие на распределение в группах. Это дисциплинирует отделы учета, отчетности и положительно влияет на уровень клиентского сервиса.
Понятно, что снижение рисков для компенсационного фонда – одна из важных задач союза. Что еще делает РСА в этом направлении?
- В 2010 году после массового банкротства страховых компаний (в 2009 году с рынка ушли 17 страховщиков; в 2010 – 15 страховщиков) и резкого роста нагрузки на компенсационный фонд РСА начал активную работу по выявлению мошеннических схем, направленных на незаконное получение денег из фондов союза. Специалисты управления безопасности совместно с комитетом РСА по противодействию страховому мошенничеству провели мониторинг и анализ всех компенсационных выплат, были выявлены общие схемы мошенничества и начата работа по сбору материалов для возбуждения уголовных дел. Одна из распространенных схем мошенничества заключается в том, что бывшие сотрудники ушедших с рынка страховых компаний напрямую или через суд обращаются в РСА за возмещением, используя при этом выплатные дела, по которым уже были произведены выплаты в период работы компании. При направлении в РСА заявления о производстве компенсационных выплат мошенники прикладывают к ним подложные документы (например, документы из ГИБДД, договор переуступки прав требования, нотариальные доверенности на право представления интересов и др.). На сегодняшний день следственным управлением при УВД по ЦАО возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». Установлено, что с 2010 года по май 2011 года группа лиц (в том числе и бывшие сотрудники страховой компании ООО «Генеральный страховой альянс») незаконно получала деньги в качестве компенсационных выплат. В настоящее время проводятся следственные мероприятия по установлению всех участников группы и привлечению к ответственности виновных. РСА оказывает правоохранительным органам всю возможную помощь в расследовании и готовит гражданский иск по возмещению денежных средств. В результате данной работы была предотвращена попытка незаконного получения возмещений из компенсационного фонда РСА на сумму в 6,1 млн рублей. Также была проведена работа по разъяснению принципов действия мошеннических схем для сотрудников управления компенсационных выплат. Таким образом, только в 2011 году по результатам первичной экспертизы документов были предотвращены попытки мошенничества более чем на 23 млн рублей.
Кроме того, в 2011 году РСА начал активную работу по взаимодействию с правоохранительными и надзорными органами. Создана межведомственная рабочая группа для разработки способов предупреждения возможных банкротств и ликвидации причин и последствий действий недобросовестных страховщиков.
РСА не имеет статуса СРО, хотя по существу исполняет ее функции. Нужно ли менять статус РСА?
- Решение об изменении статуса – в компетенции участников союза. Мне кажется, что само по себе название ничего не гарантирует. РСА со своей стороны ввел достаточно жесткую систему контроля за деятельностью игроков ОСАГО и санкций к нарушителям. Утверждены и соблюдаются правила профдеятельности, они служат самодисциплине, документ и изменения к нему утверждаются коллективно в РСА. В этом смысле мы – саморегулируемая организация, разрабатывающая стандарты работы на рынке и проверяющая их соблюдение членами союза.
Какова программа для ОСАГО на новое десятилетие?
- Нам надо очень серьезно готовиться к реформированию. И не просто к изменению модели управления РСА, а к новой модели бизнеса ОСАГО в связи с вступлением в ВТО. На сегодняшний день есть примеры успешной взаимной интеграции зарубежной и российской систем страхования. Например, с 2009 года наша страна является участником международной системы «Зеленая карта», за это время российские страховщики продали более 4 млн «зеленых карт». Кроме того, есть положительные примеры работы крупных иностранных страховщиков на российском рынке. На данном этапе очень важно выстроить грамотный подход к дальнейшему процессу интеграции. Необходимо повышать прозрачность отчетности страховщиков, чтобы поступающая в надзорные органы информация отражала реальное положение дел. Это может быть реализовано при переходе на отчетность МСФО. Кроме того, для интеграции российских страховщиков в страховой рынок Евросоюза необходима унификация нашего страхового законодательства с законодательством ЕС. Вместе с тем важно обеспечить защиту российского финансового сектора, законодательно закрепить обязанность иностранных страховщиков размещать большую часть резервов в России и предусмотреть порядок рассмотрения судебных споров в соответствии с российским законодательством. Думаю, такая перестройка будет способствовать «очищению» рынка, повышению его надежности, а также стимулировать страховые компании увеличить свою платежеспособность и финансовую устойчивость. На рынке останутся работать компании, которые способны качественно выполнять обязательства по заключенным договорам страхования.
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 23 апреля 2012 г.
Версия для печати
Все новости за 23 апреля 2012 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Юбилей
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|
|
|
Архив новостей
|
|
|
|
|
|