Реализация нового этапа создания мегарегулятора приостановила рассмотрение в Думе поправок к закону об ОСАГО – источник
Реализация нового этапа создания мегарегулятора приостановила рассмотрение в Госдуме РФ поправок к закону об ОСАГО, сообщил агентству «Интерфакс-АФИ» эксперт на страховом рынке.
Он напомнил, что снятие с повестки рассмотрения на пленарном заседании Госдумы РФ 12 марта правительственного законопроекта с поправками в ОСАГО оказалось неожиданностью для страховщиков и представителей Минфина РФ. «Однако ситуация стала понятнее после объявления вечером этого же дня кандидатуры на пост главы Банка России. Президент РФ выдвинул кандидатуру Эльвиры Набиуллиной на пост председателя Банка России», - отметил собеседник агентства.
«Вторым важным решением, повлиявшим на судьбу законопроекта с поправками к ОСАГО, оказалась ранее объявленная передача полномочий по определению уровня тарифов в обязательных видах страхования (в первую очередь в ОСАГО) от Минфина РФ новому мегарегулятору», - считает источник.
«Сочетание упомянутых событий для людей, знакомых с инициативами законопроекта, означало следующее: ответственность за инициативы, разработанные одним ведомством, в случае принятия документа в существующем виде падает на другое. Как минимум, новый мегарегулятор должен успеть сориентироваться в теме», - подчеркнул собеседник агентства.
Он добавил, что поправки в закон об ОСАГО, в частности, предусматривают отсрочку введения новых лимитов на срок 3 месяца, 15 месяцев или более. «Понятно, что к этому времени все полномочия по надзору на страховом рынке в полном объеме перейдут к Банку России, именно ему предстоит стать ответственным наблюдателем за ходом реализации нововведений в ОСАГО», - сказал эксперт.
Новый раунд консультаций по ОСАГО начался
Выступая в Госдуме РФ 12 марта, заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев сказал, что правительство считает необходимым проведение дополнительных консультаций в отношении поправок к закону об ОСАГО.
Уточнить сказанное журналистам он отказался.
«Новый раунд консультаций начался на этой неделе, в четверг прошло обсуждение с участием экспертного управления администрации президента РФ, - сказал агентству «Интерфакс-АФИ» информированный источник на страховом рынке - На него страховщики и представители профобъединений не приглашались».
По его словам, «никаких решений в ходе обсуждения принято не было, определялись общие подходы».
«К настоящему времени определился круг первоочередных задач в ОСАГО, в том числе связанных с необходимостью установления большей прозрачности и контроля в сегменте. Кроме того, обсуждалось мнение актуариев о неизбежности корректировки базовых тарифов в ОСАГО после введения новых повышенных лимитов», - отметил он. В этой связи собеседник агентства затруднился дать прогноз о дальнейшем прохождении законопроекта в Госдуме РФ.
Разрыв между первым и вторым чтениями может достигать несколько лет
Представители крупнейших игроков на рынке ОСАГО считают приемлемым вариант, при котором Госдума РФ может принять в первом чтении законопроект с поправками в ОСАГО, а затем законодатели станут дорабатывать его на этапе подготовки ко второму чтению. Между первым и вторым чтениями может пройти несколько лет, напомнил первый вице-президент «Росгосстраха» Дмитрий Маркаров. «Вспомните, между рассмотрением в первом и втором чтениях законопроекта об ОПО прошло пять лет», - сказал он.
«Практически все инициативы законопроекта направлены на социальную защиту граждан», - добавил Д.Маркаров. «Ничто не мешает принять законопроект в первом чтении. Времени на его доработку будет достаточно», - считает он.
Позицию коллеги разделяет генеральный директор компании «Ингосстрах» Александр Григорьев. По его мнению, «это был бы логичный и разумный выход из положения».
Представитель другой крупной страховой компании, пожелавший остаться неизвестным, предположил в интервью агентству «Интерфакс-АФИ», что временно профсообщество устроил бы промежуточный вариант, при котором в закон об ОСАГО на первом этапе вносились бы только те изменения, которые не позволяли судам произвольно трактовать статьи действующего закона и увеличивать выплаты без достаточных оснований.
«Речь идет о поправках, конкретизирующих невозможность взыскания со страховщика ОСАГО выплат по утрате товарной стоимости, выплат без учета амортизации автомобиля. Кроме того, есть в проекте поправки, конкретизирующие санкции к страховщикам ОСАГО, которые исключают одновременное применение к ним санкций по закону о защите прав потребителей. На этом ресурсе даже без пересмотра тарифов в ОСАГО компании могут работать еще некоторое время», - считает собеседник агентства.
При этом в настоящее время, по его словам, также в качестве варианта обсуждается и полностью противоположное решение - о самоустранении госорганов с поля тарифного регулирования в ОСАГО, то есть о «полной либерализации тарифа в ОСАГО».
В необходимости пользы такого решения в перспективе никто из страховщиков ОСАГО не сомневается. Вместе с тем собеседник агентства отметил, что «в нынешних условиях оно сильно порадует неблагонадежных игроков в этом сегменте, которые понастроят «финансовых пирамид» в страховом секторе и скроются от внимания властей». «До сих пор за подобное поведение никто по всей строгости закона наказан не был», - подчеркнул он.
«Если на рынке ОСАГО начнется кризис, это неизбежно создаст проблемы мегарегулятору. Неважно, что именно может послужить его началу - недостаточность или перекос в тарифной политике, отсутствие контроля за неплатежеспособными компаниями или опустошение гарантийных фондов Российского союза автостраховщиков. Лучше определиться с приоритетами заранее и осваивать намеченные планы шаг за шагом, оценивая поэтапно их результаты», - считает страховщик.
«Базовый тариф в ОСАГО держится на рынке ОСАГО в первоначальном виде уже 10 лет, подвергался корректировке через ряд коэффициентов и не разу не индексировался с учетом инфляции», - отметила главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова.
Для сравнения она привела экспертные данные по пересмотру цен на коммунальные услуги за последние 10 лет. «Эксперты полагают, что они выросли в сотни раз», - сказала она.
«Страховщики ОСАГО научились минимизировать выплаты, убыточность в ОСАГО колеблется на уровне, близком к 50%, за последние несколько лет. Но это никого не радует, поскольку означает занижение выплат клиентам. Если позволить тарифу расти, теперь параллельно следует вводить дополнительные стимулы для страховщиков по неукоснительному исполнению обязательств», - считает аналитик.
Одной из важнейших в ОСАГО можно признать меру по доработке официальной методики восстановительного ремонта на автотранспорте, которой Минтранс РФ безуспешно занимается все те же 10 лет действия ОСАГО. «Если отклонения в оценке ущерба будут незначительными, автостраховщикам трудно окажется занижать уровень выплат», - полагает А.Долгополова.
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 14 марта 2013 г.
Версия для печати
Все новости за 14 марта 2013 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|