Госдума приняла во II чтении «третий антимонопольный пакет»
Госдума РФ на заседании в четверг приняла во втором чтении два законопроекта, предусматривающих поправки в антимонопольное законодательство - так называемый «третий антимонопольный пакет».
Предлагается внести изменения в закон «О защите конкуренции», Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) и некоторые другие законодательные акты.
Документ внесло в Госдуму правительство РФ, его подготовкой занималась Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
В частности, пакет поправок устанавливает более четкие и прозрачные правила признания цен монопольно высокими. В случае принятия поправок нельзя будет признать монопольно высокой цену, сложившуюся в ходе биржевых торгов.
Также поправки предлагают сократить перечень запретов на соглашения и согласованные действия хозяйствующих субъектов и основания признания таких соглашений картелями. При этом разрешаются в ряде случаев заключения соглашений компаний о совместных действиях. Такие соглашения возможны, если ими не создается для отдельных лиц возможность устранить конкуренцию на соответствующем товарном рынке, не налагаются на третьих лиц ограничения.
Кроме того, результатом таких соглашений может быть совершенствование производства, стимулирование экономического прогресса или прямые инвестиции на территории РФ, а также получение покупателями преимуществ.
Поправками ко второму чтению также предложено не признавать координацией экономической деятельности действия компаний в рамках «вертикальных» соглашений.
Еще одним нововведением является предоставление дополнительных гарантий лицам, в отношении которых ведется производство по делам о нарушении антимонопольного законодательства. В частности, предлагается установить минимально необходимый период анализа товарного рынка - не менее 1 года.
«Третий антимонопольный пакет» предусматривает введение ограничений контроля экономической концентрации в отношении иностранных лиц. Сделки будут контролироваться только в случае поставок такими лицами товаров на территорию РФ в сумме не менее 1 млрд рублей в течение года.
Уточняется понятие группы лиц. В нее включены компании или физлица, по предложению которых избран единоличный исполнительный орган этой компании или более 50% состава коллегиального исполнительного органа или совета директоров этой компании.
Поправками расширяются полномочия Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Служба сможет выдавать предписания об отмене протоколов или аннулировании торгов по продаже госимущества. Она также будет выдавать предупреждения о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
При этом исключается полномочие ФАС по утверждению методики определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями.
Закон о защите конкуренции также дополняется нормами о праве ФАС направить предостережение должностному лицу компании о недопустимости некоторых действий. Основанием для предостережения является публичное заявление этого лица о планируемом поведении на товарном рынке, которое может привести нарушение антимонопольного законодательства, и отсутствие оснований для возбуждения службой дела.
ФАС также будет выдавать предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. При условии выполнения предупреждения в отношении компании ФАС не возбуждает дело.
Предлагается создать реестр лиц, привлеченных к административной ответственности, в целях исключения случаев необоснованного привлечения к уголовной ответственности за однократное злоупотребление доминирующим положением, а также уточнить процедуру возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
Законопроектом предлагается также внести изменения в Уголовный кодекс в части исключения уголовной ответственности за согласованные действия и вертикальные соглашения хозяйствующих субъектов. Таким образом, уголовное преследование будет осуществляться только за наиболее опасные для конкуренции деяния - картели.
Также законопроектом предусматриваются изменения в законы «Об электроэнергетике», «О естественных монополиях», «О недрах», Земельный, Градостроительный, Водный и Жилищный кодексы РФ, а также ряд других законодательных актов.
Изменения касаются в том числе антимонопольного регулирования рынка электроэнергии. Так, законопроект запрещает хозяйствующим субъектам совмещать передачу электроэнергии в пределах ценовой зоны с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.
Кроме того, предусмотрено отнесение к сферам естественных монополий услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием системы коммунальной инфраструктуры.
Предлагаемые изменения в КоАП предусматривают дифференциацию ответственности хозяйствующих субъектов за нарушение антимонопольного законодательства, в том числе установление фиксированного штрафа в сумме до 1 млн рублей за злоупотребление доминирующим положением, ущемляющее интересы контрагентов, но не ограничивающее конкуренцию на рынке.
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 17 ноября 2011 г.
Версия для печати
Все новости за 17 ноября 2011 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|