Общий рынок финуслуг в ЕЭП: плюсы для бизнеса, но риски для белорусских игроков
С созданием в рамках Единого экономического пространства общего рынка финансовых услуг белорусские страховые компании юридически получат право работать на рынках России и Казахстана, а белорусские юрлица будут иметь доступ к более широкому спектру страховых услуг. В то же время, риски для белорусских участников рынка страхования достаточно велики: они столкнутся с конкуренцией не только на территории России и Казахстана, но могут потерять свои позиции и внутри страны.
Как ожидается, пакет соглашений о создании в рамках ЕЭП общего рынка финуслуг будет подписан до конца первого полугодия 2014 года. В частности, Белоруссия, Россия и Казахстан подпишут соглашения об обмене информацией и о требованиях к осуществлению деятельности на финрынках стран ЕЭП.
Последний документ определит детальный порядок и этапы гармонизации законодательства.
«Эти проекты планировалось принять еще в 2013 году, однако в силу длительных согласований в России и Казахстане подписание документов перенесено на первое полугодие 2014 года», - говорится в публикации в ведомственном журнале «Финансы. Учет. Аудит», подготовленной при участии специалистов главного управления страхового надзора и департамента по ценным бумагам министерства финансов Белоруссии.
Этапы гармонизации
В Минфине отметили, что до начала 2020 года странам ЕЭП предстоит завершить работу по гармонизации законодательств на рынках ценных бумаг и в сфере страхования, разработать общие требования к лицензированию субъектов хозяйствования, их платежеспособности и финансовой устойчивости.
Предполагается, что эта работа будет вестись в три этапа.
На первом этапе, до конца 2015 года, страны будут заниматься общей унификацией законодательства и вырабатывать концепцию создания наднационального регулятора рынка финуслуг. Штаб-квартирой этого органа станет Казахстан, заработает же мегарегулятор после того, как финрынок ЕЭП начнет функционировать.
На втором этапе, до конца 2017 года, планируется согласовать единые лицензионные требования для участников финрынка ЕЭП. На третьем этапе, к концу 2019 года, планируется согласовать порядок надзора за участниками финрынка, а до 1 января 2020 года необходимо выйти на взаимное признание лицензий в финансовом секторе. Это даст право небанковским финорганизациям свободно работать на территории всего Таможенного союза.
Белорусские госстраховщики лишатся преимуществ
«В страховом секторе приход на национальный рынок российских и казахстанских страховщиков может затруднить развитие отечественных страховых организаций, а учитывая высокий уровень капитализации иностранных страховщиков - привести к вытеснению отечественных страховых организаций со страхового рынка Белоруссии», - отмечают в Минфине.
Как считают специалисты министерства, для защиты интересов белорусских компаний в рамках ЕЭП следует ввести заявительный принцип регистрации правил страхования и страховых тарифов, как это сегодня принято в России и Казахстане. В то же время при этом следует определить механизмы защиты от демпинга.
Сегодня в Минфине признают, что в Белоруссии, по сравнению с Россией и Казахстаном, существует ряд принципиальных различий в правовом регулировании небанковских финорганизаций - страховых компаний и профучастников рынка ценных бумаг.
«В частности, в Белоруссии ниже, чем у партнеров по ЕЭП, минимальные требования к финансовой достаточности страховых организаций и профучастников рынка ценных бумаг. Также в республике созданы более благоприятные условия работы для страховых организаций, контролируемых государством», - отмечают в министерстве.
Так, сегодня минимальный уставный капитал для страховой организации в Белоруссии должен составлять 1 млн евро, тогда как в России это 3 млн евро, в Казахстане - более 5,5 млн евро. Кроме того, в Белоруссии обязательным страхованием могут заниматься только страховые компании, в уставных фондах которых доля государства составляет 50% и более. В России и Казахстане таких ограничений для частных компаний нет; там также установлены более жесткие стандарты раскрытия информации участниками рынка ценных бумаг.
«С развитием интеграции трех государств эти различия будет необходимо постепенно устранить», - признают в Минфине.
Редкая птица долетит до середины Днепра
В Минфине также подчеркивают, что новое формирование ЕЭП в финансовой сфере несет и определенные риски для белорусских субъектов хозяйствования. «С признанием в Белоруссии лицензий, выданных в России и Казахстане, неизбежен приход более крупных финансовых компаний из данных стран, что создаст дополнительную конкуренцию для белорусских субъектов хозяйствования, а также может уменьшить их влияние внутри республики», - отмечают в министерстве.
По мнению специалистов, наиболее чувствительными к новым условиям работы окажутся малые финорганизации республики. «Сейчас требования к финансовой достаточности профучастников в Белоруссии составляют ориентировочно от $36,5 тыс. до $2,43 млн. В России и Казахстане эти показатели варьируются в пределах от $600 тыс. до $8,5 млн», - поясняют в министерстве.
Решать эту проблему Минфин планирует путем повышения требований к финдостаточности белорусских страховых компаний. До прямого прихода иностранных компаний это позволит усилить их конкурентоспособность. Данную работу запланировано выполнить в текущем году.
Кроме того, Минфин подготовил и направил в Администрацию президента проект госрешения, нацеленного на комплексную корректировку законодательства о страховании. В частности, предусматривается повысить требования к минимальному размеру уставного фонда страховых организаций с тем, чтобы на 1 мая 2017 года довести этот норматив до 5 млн евро.
Также, полагают в Минфине, нужно выработать единые лицензионные требования к осуществлению страховой деятельности, определить механизмы инвестирования и размещения средств страховых резервов по договорам страхования, заключенным с иностранными страховщиками.
«Вместе с тем в условиях существенного сближения экономики республики с капиталом государств ЕЭП может сложиться ситуация, когда банковский сектор, а также организации, осуществляющие деятельность на рынке ценных бумаг и в сфере страхования, будут в большей степени представлены капиталом из России и Казахстана, чем из других финансовых регионов», - отмечают в Минфине.
Поэтому, по мнению специалистов, одновременно с интеграцией финрынков, следует рассмотреть возможность допуска на белорусский финансовый рынок крупных азиатских и западных компаний. «К примеру, с активным развитием Белорусско-Китайского индустриального парка можно рассмотреть возможность вхождения китайского капитала в финансовый сектор страны в случае проявления соответствующей заинтересованности», - полагают специалисты.
Преимущества для Белоруссии
В Минфине отмечают, что на сегодняшний день в России и Казахстане существуют и активно работают инвестиционные фонды или так называемые схемы «коллективных инвестиций», которые аккумулируют финресурсы за счет сбережений граждан или юрлиц, покупают на эти средства ценные бумаги в целях получения прибыли.
По мнению специалистов, для того, чтобы такие структуры могли работать и в Белоруссии, необходимо как можно скорей принять закон «Об инвестиционных фондах». «В условиях общего рынка ценных бумаг такие фонды также будут иметь возможность привлекать инвестиции из России и Казахстана в экономику Белоруссии», - пояснили в министерстве.
Кроме того, общий финрынок предполагает более свободное обращение облигаций и других ценных бумаг. Так, предполагается постепенное взаимное признание регуляторами проспектов эмиссий ценных бумаг в стране происхождения эмитента. «Это означает, что субъект хозяйствования, зарегистрировавший, к примеру, проспект эмиссии облигаций на территории Белоруссии, сможет беспрепятственно предложить их к размещению на территории всех государств ЕЭП», - пояснили в Минфине.
В целом, отмечают в министерстве, белорусские субъекты хозяйствования заинтересованы в расширении доступа к финрынкам России и Казахстана.
«Кроме того, крупные финансовые организации (к примеру, в России) тесно связаны с деятельностью финансово-промышленных групп, а в некоторых случаях представители российского бизнеса в топливно-энергетической сфере и других экспортоориентированных отраслях российской экономики являются непосредственными учредителями банков, организаций, оказывающих страховые и инвестиционные услуги. Таким образом, подобные компании могут стать дополнительными «проводниками» иностранных инвестиций на территорию Белоруссии», - отметили в Минфине.
Источник: Интерфакс-Запад, 17 марта 2014 г.
Версия для печати
Все новости за 17 марта 2014 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Регулирование, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|