Страховщики ставят под сомнение возможность установления сбалансированных тарифов в ОСАГО
Основной этап марафона законодательных обсуждений изменений в ОСАГО завершен, закон с поправками, реформирующими ОСАГО, принят депутатами Госдумы в третьем чтении. Автостраховщики анализируют свод норм, вошедших в окончательную редакцию документа. Как показал опрос представителей страховых компаний, они слабо верят в то, что власти смогут установить баланс между объемом новых обязательств и ценой на полис «автогражданки».
Показатель уровня убыточности может увеличится до 30% к концу 2015 г.
Реформа значительно расширила обязательства страховщиков ОСАГО, однако решений о сбалансированности с новыми обязательствами возможностей страховщиков еще не принято. «Несмотря на то, что самые опасные инициативы в последний момент были отозваны депутатами и не вошли в окончательную редакцию поправок к закону об ОСАГО, автостраховщики остаются в сильной тревоге за отрасль», - заявил агентству «Интерфакс-АФИ» генеральный директор ОАО «Росгосстрах» Дмитрий Маркаров. «Банк России озвучил готовность корректировать базовый тариф в ОСАГО на 24%», - сказал, комментируя принятие закона, член совета директоров «Ингосстраха» Александр Григорьев. Он напомнил, как буквально в последний момент, накануне рассмотрения законопроекта с поправками к ОСАГО во втором чтении, к прежним поправкам, повышающим выплаты автостраховщиков, добавились новые. В частности, о снижении износа в расчете стоимости ремонта с 80% до 50%. «Только одно это нововведение обеспечит рост убыточности на 20% к нынешнему уровню, - считает А.Григорьев. - Плюс к этому заложенный законом рост выплат из за новых лимитов до 400 тыс. рублей по имуществу даст еще от 25% роста показателя. Выплаты по утрате товарной стоимости (УТС), оставленные на усмотрение судов, обещают страховщикам дополнительные 5% к весу коэффициента. С апреля следующего года вступят в силу поправки о выплатах за вред жизни и здоровью в ОСАГО с новыми лимитами и упрощенным порядком возмещения вреда. Частота обращений за компенсациями резко возрастет». По его оценке, к концу 2015 года даже с учетом тарифных корректировок, если они не окажутся уравновешивающими обязательства, уровень убыточности в ОСАГО увеличится на 30%.
Подарки закон обеспечил не всем
Что даст реформа ОСАГО участникам процесса, задался вопросом Д.Маркаров? Определенные блага для страхователей - конечно. Но и рост цен для потребителей. Правительство от введения законопроекта получит желаемую реформу в урегулировании небольших ДТП, специалисты рассчитывают, что участники небольших происшествий смогут после ДТП убрать автомобили с дороги, не вызывая представителей дорожной полиции. Однако страховщикам ОСАГО радоваться вовсе нечему. Во-первых, как уже говорилось, их ждет резкий рост убыточности, во-вторых, даже те нормы, которых они ждали, сформулированы так, что работать не смогут. Представитель «Росгосстраха» оценил влияние на увеличение убыточности в ОСАГО от снижения допустимого износа транспортного средства на 30% в 30% дополнительной убыточности. Расхождение в оценках с «Ингосстрахом», возможно, связано с особенностями распределенного по территории РФ портфеля ОСАГО «Росгосстраха». Износ автопарка в регионах РФ гораздо выше, чем в столичных парках, в большей степени определяющих портфель «Ингосстраха». Кроме того, в регионах ниже стоимость полисов «автогражданки». Оценка вклада в убыточность поправки об УТС, по словам Д.Маркарова, вдвое больше, чем у представителя «Ингосстраха», и может составить около 10%. Однако пока нет даже прогнозов на второй этап повышения тарифов в ОСАГО в связи с увеличением до 500 тыс. рублей лимитов выплат за вред жизни и здоровью. Как сообщалось ранее, актуарии, проводившие оценку достаточности тарифа в ОСАГО по заданию Российского союза автостраховщиков (РСА) высказали предположение, что при введении новых лимитов по жизни и здоровью потребуется увеличить тариф в ОСАГО еще 25%. «Если тариф в ОСАГО сделать сбалансированным, насколько должна вырасти цена обязательного полиса, и сможет ли ОСАГО остаться социальным видом страхования? Пока на эти вопросы ответов нет», - заявил Д.Маркаров. «Даже те положения, которые по идее должны были бы облегчить жизнь автостраховщикам, появились в законе в таком виде, что их очень трудно применять, - добавил он. - Так, к примеру, была введена процедура досудебного разбирательства споров, но страховщикам отводится на все про все 5 дней, а значит, до трех рабочих дней на практике. Процедура введена как мера временная. При этом срок первичного рассмотрения убытка сокращается с 30 до 20 дней. И это при европейских стандартах такой нормы в 60 дней». «Как, спрашивается, автостраховщикам справляться с ростом страховых мошенничеств, если такая спешка не позволяет страховщикам перепроверить документы и факты события. За просрочку выплаты законодатели предусмотрели штрафы в законе об ОСАГО, ставки которых увеличены против прежнего в 10 раз», - отметил представитель «Росгосстраха». Принятие поправок в закон об ОСАГО - важное и ожидаемое страховым рынком событие, зая-вил агентству президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин. «Повышаются лимиты страховых выплат, реформируется система прямого урегулирования убытков и упрощенного оформления ДТП (европротокол), регламентируется порядок создания единой методики оценки ущерба. Кроме того, решен весьма болезненный для страховой отрасли вопрос распространения закона о защите прав потребителей на ОСАГО и введено обязательное досудебное рассмотрение споров. При этом понятно, что в ближайшее время госорганам и страховому сообществу в достаточно сжатые сроки предстоит проделать значительную работу для реализации принятых положений», - сказал он. «Самое сложное положение теперь у Банка России, - полагает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. - Регулятору предстоит найти компромисс, благодаря которому цена нового полиса не окажется скандальной с точки зрения потребителей, а выплаты не окажутся убийственными для страховщиков ОСАГО». В резерве ЦБ РФ - проект пересмотра не только базовых тарифов, но и региональных коэффициентов к ОСАГО. Однако даже по совокупности этой добавки может не хватить, поскольку до сих пор прогнозы повышения тарифов учитывали только фактор роста лимитов. Факторы износа и УТС присоединились накануне второго чтения, сказала аналитик.
Депутаты спорили о поправках в ОСАГО до последнего дня
Во втором чтении свод поправок к закону об ОСАГО Госдумой был принят 2 июля, обсуждения и жаркие дискуссии сопровождали поправки буквально до последнего часа. В третьем чтении проект был принят депутатами 4 июля. Поддержанные депутатами изменения предусматривают увеличение лимитов имущественных выплат в ОСАГО с 1 октября 2014 года. До этого срока тарифы в ОСАГО будут заморожены. Повышенные лимиты по вреду жизни и здоровью в ОСАГО вступят в силу 1 апреля 2015 года и будут сопровождаться очередным повышением тарифов. Будет реформировано ценообразование в ОСАГО с переходом от фиксированных тарифов к тарифному коридору, имеющему верхнюю и нижнюю границу. Пока ширина коридора даже примерно не озвучивалась Банком России, который по новому закону отвечает за тарифную политику в ОСАГО. Законопроект содержит ряд новаций, направленных на улучшение сервиса для потребителей услуг в ОСАГО, одновременно ужесточается ответственность страховщиков за исполнение обязательств.
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 4 июля 2014 г.
Версия для печати
Все новости за 4 июля 2014 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|
|
|
Архив новостей
|
|
|
|
|
|