Страховщикам автокаско может не хватить на выплаты до 100 млрд руб. в 2015г – мнение
Негативный сценарий развития ситуации на рынке автокаско на 2015 год может привести к образованию «финансовой бреши» у российских страховщиков в размере 100 млрд рублей, такой прогноз агентству «Интерфакс-АФИ» привел представитель одной из ведущих компаний на рынке автострахования.
С такой оценкой знаком и президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс. «Ряду экспертов страхового рынка кажется чрезмерной, - сказал он агентству. - Однако все сходятся в том, что ситуация на валютном рынке последних месяцев и последующий рост цен на ремонт иномарок в сервисных центрах крайне негативно скажется в ближайшей перспективе на росте убыточности по автокаско в следующем году». Бизнес автокаско в последние годы выступал драйвером развития страхового рынка, что определялось в первую очередь ростом продаж автомобилей в РФ и развитием кредитных программ. В настоящее время продажи иномарок существенно сокращаются, ограничивается платежеспособность населения, падает спрос на приобретение автотранспорта в целом. Естественно, следом снижаются премии автостраховщиков. Однако есть и более драматичный поворот. На фоне падающих премий наметилась тенденция резкого увеличения убыточности: производители и ремонтники увеличивают стоимость запчастей к автомобилям, растут цены на лакокрасочные материалы и нормо-часы. Затраты на выплаты страховщиков соответственно также растут, в том числе по давно заключенным договорам, где страховщик получал взнос по старым тарифам, из него он и формировал резервы будущих выплат. Заместитель генерального директора «Ингосстраха» Илья Соломатин высказал агентству «Интерфакс-АФИ» предположение о том, что по-настоящему проблемы страховщиков автокаско не будут видны по итогам 2014 года. «Скорее всего, ведущим автостраховщикам удастся закрыть этот год с плюсом. Все негативные скрытые тенденции проявятся в следующем году», - сказал он. Вместе с тем И.Соломатин поставил под сомнение объем прогнозируемых по негативному сценарию убытков для российских автостраховщиков - 100 млрд рублей. Впрочем, он признал, что «процесс пересмотра договоров между автостраховщиками и ремонтными организациями идет, цены восстановительного ремонта на автотранспорте поднимаются постоянно. Пока невозможно дать оценку, насколько в среднем они увеличатся, понять, к чему все приведет». В свою очередь представитель сервисного центра «Ниссан» (входит в «Автомир») сообщил агентству, что за последний квартал с учетом изменения курса рубля к мировым валютам в целом по рынку цены на ремонт увеличились на величины от 15% до 30%. В техцентре «Ниссан» за тот же период средняя стоимость ремонта выросла на 10-15%. Главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова добавила, что в отличие от автокаско «инфляция цен на авторемонт в ОСАГО ограничена появлением единой методики оценки восстановительного ремонта и ценовых справочников». «Пересмотр цен на запчасти и расходные материалы, нормо-часы в единой методике заложены, переоценка будет проводиться периодически. Однако резких колебаний стоимостных значений на авторемонт в краткосрочной перспективе это позволяет избежать», - считает А.Долгополова.
В острой ситуации автостраховщики пойдут в Центробанк за помощью
Как показал опрос представителей страховых компаний, они не исключают возможности обращения в Банк России за помощью при обострении кризисных явлений в сегменте автокаско. Об этом сообщил агентству и президент ВСС И.Юргенс. Заместитель министра финансов Алексей Моисеев, отвечая на вопрос агентства «Интерфакс-АФИ», заявил, что «ведомство не планирует инициировать создание и законодательную поддержку каких-либо инструментов, призванных блокировать развитие кризисных явлений на страховом рынке. «В настоящее время у Центробанка как у регулятора таких инструментов вполне достаточно. Последние актуальные изменения были предложены Минфином РФ в закон о банкротстве в части банкротства страховых организаций», сказал А.Моисеев. «До сих пор финансовой поддержки страховщикам регулятор никогда прежде, даже в кризисных условиях, не оказывал», - сказал агентству один из представителей страхового рынка. Но речь можно вести о поддержке регулятора в более широком смысле, например, участия ЦБ РФ или АСВ в процедурах санации и оздоровления страховщиков. Финансовая поддержка, в определенных случаях, вероятно, также может быть предоставлена сектору, но на жестко определенных условиях. Как правило, в разных сегментах варианты финансовой поддержки рассматриваются регулятором в отношении не всех, а системообразующих игроков.
Убыточность по автокаско может достигнуть 145% в I квартале 2015г
Анализ данных статистики Центробанка по автокаско, проведенный «Интерфакс-ЦЭА», показывает: в первом квартале 2014 года совокупные премии составили 48,52 млрд рублей (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2013 года составил 7,6%), во втором квартале - 55,8 млрд рублей (сокращение на 0,7%), в третьем квартале - 53,7 млрд (сокращение на 3,3%). «С учетом «финальной распродажи» автомобилей в 2014 году можно прогнозировать поступление объема премий в четвертом квартале 2014 года в размере 58 млрд рублей», - считает главный эксперт «Интерфакс-ЦЭА» А.Долгополова. Выплаты в первом квартале 2014 года составили 40,3 млрд рублей (рост на 20,1%), во втором квартале - 44 млрд рублей (рост на 15,7%), в третьем квартале 42,9 млрд рублей (рост на 7%). «Если учесть текущую макроэкономическую ситуацию (инфляцию, падение курса рубля и ряд других факторов), можно прогнозировать объем выплат в четвертом квартале на уровне около 50 млрд рублей», - полагает аналитик. Простой уровень выплат в автокаско по итогам первого квартала 2014 года составил 83%, второго квартала - 78,8%, третьего квартала - 79,8%. Можно предположить, что уровень выплат по итогам четвертого квартала составит 86,2%, прогнозирует А.Долгополова. «Таким образом, можно предположить, что по итогам всего 2014 года простой уровень выплат сложится в размере примерно 82%. К этому требуется добавить расходы на ведение дел, которые в автокаско составляют примерно 20 25%, а с учетом выплат посредникам - и более», - считает она. «Скорее всего, объем продаж автомобилей резко сократится в первом квартале следующего года из за падения доходов населения и роста цен на автотранспорт, снизится спрос на страхование каско. Это факторы, которые «играют» на понижение премии. Между тем страховщики в сложившихся условиях снова подкорректируют тариф на каско, что, в свою очередь, сыграет на повышение объема поступлений. Какой фактор в результате перевесит, трудно сказать. Но можно с осторожностью предположить, что объем премий в первом квартале 2015 года составит около 45 млрд рублей», - сказала аналитик ЦЭА. Одновременно давление на рост выплат будут оказывать сложившиеся негативные макроэкономические факторы (падение курса рубля, рост инфляции и другие). Тяжелый вклад в статистику общих выплат по автокаско дело продолжат вносить судебные выплаты. По данным «Ингосстраха», в 98,6% всех судебных споров с применением закона о защите прав потребителей суды становились на сторону страхователей. Даже если они прямо нарушают правила страхования или условия договора. В результате средний объем убытка по добровольному автострахованию увеличился за последний год на 86% в результате применения штрафных санкций судами к автостраховщикам. В первые месяцы года действуют такие факторы, как следствие увеличения тарифов по автокаско, оно в среднем по рынку превысило 25% за последние 6 месяцев. Сдерживающим фактором в начале года окажется замораживание цен на ремонт автомобилей: производители запчастей и ремонтники вынуждены будут умерить аппетиты в мертвый для продаж сезон. Тем не менее можно предположить, что объем выплат в первом квартале 2015 года может составить около 55-57 млрд рублей. «Сценарий опережающего роста выплат над премиями в первом квартале 2015 года в итоге может привести к росту простого уровня выплат в этот период до 125%. Добавив к этому расходы на ведение дел, можно получить резко негативную картину убыточности (до 145%)», - отметила аналитик ЦЭА. При этом А.Долгополова считает преждевременной оценку дефицита финансовых средств на покрытие убытков в автокаско в целом по 2015 году.
Подписаться на новости Интерфакса можно по телефону (495) 787-43-43, доб. 2172, либо по электронной почте ksenia.dmitrieva@interfax.ru, контактное лицо – Ксения Дмитриева.
Источник: Интерфакс, 19 декабря 2014 г.
Версия для печати
Все новости за 19 декабря 2014 г. Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Игроки, Автострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию новостей на своем сайте
|
|
|
Архив новостей
|
|
|
|
|
|