Сторонним наблюдателям может показаться, что две группы страховщиков – НСА и Агропромстрах – ведут борьбу по переделу рынка. Может даже создаться впечатление о том, речь идет о колоссальных объемах сверхприбыльного бизнеса, ради которого обе стороны используют административные рычаги для создания себе преференций.
Но, на самом деле, все намного банальнее.
В портфеле крупных страховщиков на долю агрострахования, и уж тем более страхования урожаев с господдержкой, как лишь одного из сегмента агрорынка, приходятся сущие доли процента (например, в структуре Ингосстраха в 2008 г. на все агрострахование приходилось чуть более 1,25% всей собранной страховой премии).
Страховые компании обладают возможностями для постоянного расширения сфер своих интересов – сначала все конкурировали на рынке страхования имущества, потом все больше компаний стало работать на рынке страхования воздушных и морских судов, сегодня значительная часть страховщиков представлена в сегменте страхования энергетических рисков. Почему так происходит? Это связано с ростом масштабов компаний, с ростом бизнеса, с желанием диверсифицировать портфель рисков.
Именно таким эволюционным путем многие федеральные компании попали в сегмент агрострахования.
Попали и увидели, что на этом сегменте творится то, с чем весь остальной страховой рынок распрощался в 2004 году, когда страховой рынок больше напоминал прачечную, а не цивилизованный финансовый сектор.
Проявление интереса крупных игроков к этому сегменту рынка автоматически привело к тому, что те, кто сидел на нем, молча занимаясь не страховым бизнесом, а перераспределением государевых средств, вдруг, стали активно обороняться, проявлять «инициативу», писать жалобы и обращаться в Высший Суд.
Представители Агропромстраха, имея историческую убыточность на уровне 40-60%, при чем вне зависимости от фактической урожайности или наличия опасных природных явлений, официально стали выступать с речами о целесообразности повышения тарифов по страхованию урожаев с государственной поддержкой, об увеличении объемов средств, выделяемых из федерального бюджета.
Спросим, а зачем? Много видов страхования имеют убыточность 40 или 60%? Да по многим видам страхования такой результат только снится, более того, еще и с конкурентами круговую оборону приходится держать! А тут нужно повышать тарифы!
Интерес крупных страховщиков к теме страхования на селе, представителями Агропромстраха стал преподноситься в качестве последнего способа крупных страховщиков улучшить свое материальное положение. Отмечу, что те страховщики, которые пришли на этот рынок без господдержки, понесли громадные убытки от летней засухи в ЮФО в 2007 году - меньше заработали, больше отдали.
Изначально предлагаемый НСА инструмент самоконтроля и унификации правил поведения на рынке через взаимное перестрахование рисков был отвергнут Агропромстрахом.
В адрес вновь приходящих на рынок агрострахования страховщиков звучали проклятья – их приход приводит к массовому отказу сельхозстрахователей от страхования. Виной всему были новые игроки, мешающие «пилить» бюджет и пытающиеся найти возможность честной (чего, оказалось, найти, в принципе, было нельзя) конкуренции.
Сегмент рынка оказался настолько гнилой, что даже сельхозпроизводители, за уши вытащенные на конференции Агропромстраха, с трибуны говорили – «но ведь мы копеечку-то со страховой компании получаем, и то хорошо». Вот это принцип и был поставлен во главу всей модели организации страхования урожаев с государственной поддержкой - сначала «пожалеть» и через покупку векселя дать денег на оплату страховой премии, потом, получив государственную субсидию, вернуть ее в виде убытка, в виде копеечки, т.к. выплата никогда не была связана с фактически понесенным ущербом.
Может такое быть благом? Наверное, да. Но только тогда давайте называть это не страховой операцией, а приравняем к операции, схожей по характеру с обслуживанием страховщиком бюджетных средств, выделяемых на ОМС, где заработок страховщика измеряется 1-2%. И, абсолютно уверен, что нет, если мы хотим создать нормально действующий механизм страхования в сельском хозяйстве.
Когда это произойдет? Когда страховщики, причем активно позиционирующие себя в качестве традиционных аграрных страховых компаний, перестанут из сельхозпроизводителя делать «лапотника», которому можно повесить любую чушь на уши, который потом будет доволен полученной «копеечке» страхового возмещения.
Страна меняется, меняется и агробизнес. Посмотрите, какая техника работает на полях, посмотрите, как новым хозяевам удается собирать урожай на поле в неурожайные годы в размере, превышающем урожай, считающийся рекордным для соседнего колхоза в самые благоприятные времена.
Идет объективный процесс слияний и поглощений, идет активный процесс формирования холдинговых структур, уже закупаются зарубежные посевные фонды, уже анализируется качество посевов из космоса.
И этому новому сельскому хозяйству нужна новая страховая услуга.
Вот истинная причина того, что многие сельхозпроизводители отказываются от страхования урожаев с господдержкой.
По данным МСХ, страхованием с господдержкой охвачено только 25% посевных площадей. Кто эти счастливчики? Кто и по какому принципу посчитал, что именно эти 25% должны получить госсубсидии? Насколько эффективные менеджеры работают в этих хозяйствах? Насколько урожайность в этих хозяйствах выше? - нет ответа на эти вопросы. Потому что существующая модель страхования с господдержкой озабочена другими вопросами – перераспределением средств.
Кульминацией развития событий, хотите, верьте, хотите, нет, для всех страховщиков, и в первую очередь НСА, явилось принятие Постановления Правительства № 1091 от 31 декабря 2008 г.
Это первый документ вообще в истории российского страхового рынка, который выдвигает весьма конкретные и весьма объяснимые критерии для страховых компании, которые могут удерживать на себе эти риски.
И тем, что эти критерии были неожиданностью для самого НСА, является тот факт, что почти 50% страховых компаний, входящих в НСА, вообще в список, который на основе этих требований был сформирован ФССН, не попало. А еще часть компаний, которые оказались в списке ФССН, вообще не были членами ни Агропромстраха, ни НСА.
Но самое главное, на что, безусловно, надо обратить внимание – Постановление не регулирует действия страховщиков на рынке прямого страхования. Страховщиком на рынке страхования урожаев с господдержкой может выступать любая российская компания, обладающая лицензией ФССН. Страховые компании обязаны задумываться о перестраховании рисков, особенно те, которые не дотягивают до требований, изложенных в пункте 5 Постановления. И то, только в небольшой части, в размере 30%.
Так из-за чего такая волна негодования? По страховщикам никаких ограничений нет, доля риска, передаваемая в перестрахование, 30%... Где ущемление прав и свобод? Нет этого. Есть только понимание явной угрозы тому, что это рынок не будет в самом скором времени схемным. И если будет убыток, платить его придется в полном объеме, а если убытка не будет, то и копеечек тоже не будет. Ни одной.
Что нужно делать? Нужно оставить Постановление, нужен жесткий контроль со стороны МСХ над своевременностью заключения договоров страхования и полнотой урегулирования убытков, необходимо предоставить право сельхозпроизводителям самостоятельно выбирать себе продукт из утвержденной линейки продуктов, надо распространить систему господдержки, распространив ее на страхование животных и другие виды, нужна последовательность курса, необходимо продвижение продуктов сельчанам, нужно время.
Обсуждение данного материала предлагается провести в форуме на портале «Страхование сегодня»