|
|
Мнения
 Полный список
Не то ТО
С 1 января 2012 года началась работа по новому порядку прохождения технического осмотра (ТО) автотранспортных средств в рамках требований Федерального закона № 170-ФЗ от 01.07.2011 г. «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Практически сразу стали поступать сигналы о различных недоработках и нарушениях. Какова позиция различных участников системы автострахования по развитию ситуации в этой сфере? Правильно ли считать, что страховщики и РСА оказались не готовы к нормальной работе? Есть ли в действиях отдельных страховых компаний и операторов ТО или рынка, в целом, какие-то прямые нарушения законодательства? Какие меры необходимо предпринимать для разрешения ситуации?
Информация о нарушениях будет проверена
Считаю, что сейчас и страховые компании, и РСА должны направить свои усилия на реализацию действующего порядка техосмотра. При этом необходимо неукоснительно соблюдать нормы страхового законодательства.
Вместе с тем, мы готовы участвовать в работе по совершенствованию страхового законодательства, в том числе принимать дополнительные нормативные акты.
Первая информация о нарушении страхового законодательства при выдаче полисов ОСАГО была получена и выявлена нами по компании «Росгосстрах». В этой связи в компанию было направлено предписание. По результатам его исполнения и анализа всего массива информации, которые должна будет представить компания, вынесем соответствующее решение.
В Службу поступает также информация о нарушениях при выдаче полисов ОСАГО и в отношении других страховых компаний. Эта информация проверяется.
Кроме того, 26 января 2012 года мы направили лидерам страхового рынка письма, содержащие запросы определенной информации и документов, а также требование о проведении внутренних проверок. Полученная информация будет проанализирована, проверена, и итогом станут соответствующие решения.
|
|
Полгода на раскачку
Закон 170-ФЗ был принят в рамках инициатив Президента Медведева, направленных на максимальное упрощение прохождения технического осмотра. Поскольку отменить техосмотр, в силу существующих международных обязательств Российской Федерации, пока нельзя, был принят закон, утверждающий новый порядок его проведения. Если до принятия закона процедура ТО занимала 1-1,5 часа, а стоимость в разных регионах России составляла 1,5-2 тыс.руб., то теперь время прохождения сокращено до 30 минут, а средняя цена снизилась в 3-4 раза. Новый порядок не только позволяет автовладельцам приобретать улучшенную конкурентную услугу, но и создает новые рабочие места и открывает новые возможности для среднего и малого бизнеса. Вложив порядка 7 тысяч долларов в покупку оборудования, обучение и получив аккредитацию в РСА, любой желающий может открыть пункт инструментального контроля и вести деятельность по осуществлению ТО, есть возможность создания «мобильных пунктов» с аккредитованными экспертами. По нашим прогнозам, до конца 2012 года число действующих пунктов, осуществляющих техосмотр, может удвоиться.
К сожалению, есть и сложности, связанные с взаимодействием пунктов ТО и страхового бизнеса. В системе теперь фактически нет государственного органа, несущего ответственность за порядок в данной сфере. Не урегулированы и отдельные юридические моменты, в частности пока отсутствует возможность регресса страховой компании к клиенту, не оформившему ТО.
Тем не менее, у себя в компании мы осознали степень ответственности, которая легла теперь на страховщиков, и постарались сделать все, чтобы закон заработал в установленный срок. При том, что в компанию за полисами ОСАГО в январе обращались порядка 52 тыс.чел. ежедневно, мы просто не могли позволить себе потерять клиентов и оставить людей без полисов.
С лета 2011 года мы начали подготовительную работу, в рамках которой была разработана модель реализации полисов ОСАГО, максимально комфортная для наших клиентов и, в то же время, не противоречащую закону о техосмотре, и было начато заключение партнерских соглашений с пунктами ТО. Что удивительно, при поиске действующих пунктов для подписания соглашений в регионах выяснилось, что их число по реестру МВД оказалось в 3 раза меньше, чем должно было бы быть, исходя из количества выданных ими талонов и рабочего времени, затрачиваемого на техосмотр. Тем не менее, нами было заключено более 260 партнерских соглашений с различными операторами ТО, и подписание новых договоров продолжается. ЗАО «Техосмотр», формирующее в настоящее время сеть «мобильных» пунктов технического контроля, является одним из таких партнеров.
Чтобы автовладелец мог своевременно оформить все документы, «Росгосстрах» получает от операторов ТО бланки талонов и выполняет предварительную работу с документами, оформляя договоры, квитанцию на оплату, а также частично заполняя бланки ТО для тех клиентов, которые изъявили желание пройти диагностику у одного из партнеров компании. При этом клиент ставит свою подпись под обязательством пройти диагностику у аккредитованного в РСА оператора до указанного срока вступления в силу полиса ОСАГО. Это позволяет автовладельцу и выполнить свою обязанность по заключению договора ОСАГО, и пройти техосмотр в удобный для него день, без всяких очередей. Услуга по предоформлению документов оказывается клиентам на бесплатной основе.
Разумеется, эта модель - временная и вынужденная, она будет действовать тот период, пока в стране нет достаточного количество пунктов ТО. Страховщик здесь принимает на себя определенный риск, связанный с возможностью недобросовестного поведения клиента. Фактически ответственность за прохождение ТО возлагается, тем самым, на автовладельца (что полностью соответствует Федеральному закону от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 16 часть 2 «…обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства…»)
Однако по реакции рынка, которая сейчас наблюдается, становится понятно, что, по-видимому, никто кроме нашей компании заблаговременно (за полгода) о разработке будущей модели развития данного направления не позаботился. Возможно, причина в том, что страховщики не верили в то, что закон вступит в действие в таком виде.
Для разъяснения ситуации нами было направлено письмо главе Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Дмитрию Панкину письмо с просьбой провести проверку нашей модели, чтобы подтвердить ее правомерность и выработать рекомендации для ее корректировки в случае необходимости. Кроме того, сейчас готовится несколько документов для направления в Правительство с целью корректировки недочетов нормативной базы.
Я считаю, самое важное, что новый закон по ТО, хотя и не без проблем, но заработал. Вряд ли можно найти хоть один закон, который бы в первые же дни после вступления в силу работал бы идеально. Но так или иначе работа стартовала, инфраструктура формируется, аккредитация операторов при РСА ведется, а главное - клиенты получили возможность беспрепятственно продлевать полисы ОСАГО и помощь в оформлении техосмотра.
|
|
Проблемы будут устранены
Новый закон о техосмотре был подписан 1 июля 2011 года и за 6 месяцев органы государственной власти при активном участии РСА проделали огромную работу по подготовке к реализации новой системы. РСА в течение всего этого времени вел активную подготовительную работу среди своих членов, в декабре Союз провел региональные семинары, посвященные теме технического осмотра, и селекторное совещание, в котором приняли участие представители страховых компаний - членов Союза.
Закон вступил в силу с 1 января 2012 года. Конечно, возникают некоторые проблемы, есть определенные сложности в регионах, но мы решаем их в рабочем порядке. На сегодняшний день не во всех регионах в полном объеме работает единая автоматизированная система технического осмотра (ЕАИС ТО), некоторые операторы еще не начали заключать трехсторонние договоры для получения бланков талонов ТО нового образца, часто организации подают в РСА неполный комплект документов для аккредитации. РСА со своей стороны создал максимально открытую систему для всех, кто выразил желание участвовать в предоставлении услуг по техническому осмотру. Мы аккредитовали всех, кто предоставил необходимые документы, на сегодняшний день ни одна организация не получила отказ в аккредитации. Кроме того, РСА проводит мониторинг по субъектам, и если где-то выявляются проблемы, сотрудники Союза оперативно выезжают в регион, чтобы разобраться в ситуации.
С 1 января 2012 года, то есть менее чем за месяц, РСА аккредитовал 66 организаций и планирует аккредитовать еще около 500 пунктов. Всего в Реестре операторов на сегодняшний день 2033 организаций (2600 пунктов технического осмотра), действовавших в 2011 году и продолжающих свою деятельность в настоящее время. По данным «Гознака», на сегодняшний день напечатано более 9 млн. бланков нового образца. Всего с «Гознаком» заключено 8 договоров на отгрузку новых бланков талонов ТО и бланков международных сертификатов ТО (2 512 400 бланков талонов ТО; 500 бланков международных сертификатов ТО). Кроме того, РСА утвердил заявки на7 073 451 бланков талонов ГТО старого образца.
При подготовке нормативной базы, а также в ходе реализации закона о техническом осмотре были выявлены некоторые пробелы в законодательстве. Сейчас мы активно контактируем с органами государственной власти на предмет корректировки законодательства.
Основная задача новой системы - создание цивилизованного рынка услуг по проведению техосмотра и развитие конкуренции в этой области. Впервые в российской практике автовладельцев появилась возможность выбора, где и в каких условиях пройти техосмотр. Комплекс мероприятий по созданию принципиально новой системы техосмотра, проведенный Правительством РФ при участии РСА, позволит большему количеству предпринимателей прийти в этот бизнес и сделает процедуру техосмотра более качественной и удобной для автовладельцев. На сегодняшний день главная задача страховщиков - консолидировать усилия всего сообщества, и в полном объеме выполнить задачи, возложенные на нас правительством.
|
|
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
27 января 2012 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Автострахование
|
|