Игорь Юргенс, Президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) обратился к собравшимся с приветственным словом и привлек внимание к будущей работе специализированного комитета ВСС по дигитализации, который возглавит Мария Мальковская. Появляющиеся инновации, по мнению Президента ВСС, могут нести угрозу роста мошенничества, но это не повод отставать в технологическом развитии. Если страховщики не будут действовать сами, за них все сделают другие – регулятор (ЦБ уже ведет работу по созданию собственной платформы для продажи финансовых услуг), игроки рынка хайтека и др. У страхового рынка есть большой потенциал в сфере инноваций, но нужно работать, необходим ряд нормативных изменений и допуск страховщиков к некоторым данным, которые собирают государственные органы.
Вице-президент ВСС Максим Данилов выразил сомнение в справедливости популярного тезиса о том, что страхование – более консервативная отрасль, чем банковская, однако обратил внимание участников Форума на сохранение у страховщиков бумажного документооборота, отсутствие у них консолидированной позиции по вопросу целесообразности допуска в онлайн-продажи посредников и агрегаторов, появление страховых, по сути, продуктов, реализуемых без лицензии, и на ряд других проблем.
Владимир Гурдус, партнер и соучредитель компаний «РМИ Партнерс» и «Тим Драйв» в своем докладе на тему «Новые технологии и новые ценности для традиционных отраслей» охарактеризовал ключевые направления технологизации страхования: диджитализация, персонализация предложения, Big Data и искусственный интеллект. Страховщики будут конкурировать с цифровыми компаниями, в том числе с такими гигантами как Google, нестраховые институты будут продавать страховые услуги. Однако в ближайшие 10 лет оффлайновые каналы в страховании сохранятся.
Вице-президент ВСС Сергей Ефремов обратил внимание аудитории на ограничивающие условия, затрудняющие применение современных технологий в России. Например, телематика, призванная снизить цену страхования и повысить уровень безопасности, применима не везде, зачастую отказывающиеся от нее водители не желают «тотальной слежки». Перспективными направлениями использование дронов на месте страхового случая и интернет-приложений для урегулирования убытков. А вот боты и сервисы по автоматическому заполнению жалоб активно используются автоюристами против страховщиков. РСА идет по пути развития цифровых технологий, в частности, с 1 июня 2018 года будет запущено мобильное приложение по ОСАГО.
Ольга Крайнова, заместитель руководителя Службы Банка России по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, сообщила, что регулятор ведет мониторинг рисков в сегменте инноваций. Развитие цифровых финансовых услуг позволит, по мнению ЦБ, повысить прозрачность финансовых потоков и доступность качественных услуг для различных регионов и групп потребителей. В ЦБ готовится ряд новых цифровых возможностей для потребителей ОСАГО («Помощник ОСАГО», «Финэксперт»).
Татьяна Пучкова, заместитель генерального директора, директор по маркетингу и развитию АО «АльфаСтрахование» отметила фундаментальную разницу между технологиями в банках и в страховании, заключающаяся в том, что страхование – это не сеть, а продукт, продаваемый разными сетями, в том числе банками. Мировые тенденции показывают, что 90 % продаж концентрируются около объекта страхования. Это значит, что близкие к финансам продукты хорошо продаются в банках, а, например, моторное страхование в финансовых организациях продается сложно. Страхование само по себе не является консервативной отраслью, но продает через посредников, требующих консервативного подхода. В будущем почти все продажи останутся у посредников, и страховщик будет бегать не за клиентом, а за сетью.
Дмитрий Кудлов, Начальник отдела регулирования организации страхового дела и личного страхования Управления регулирования деятельности на рынке страхования Департамента страхового рынка Банка России, отметил связь многих успехов в развитии технологий для страхования с действиями регулятора. В 2016-2017 годах рост продаж через онлайн-канал составил 482 %, основная роль в этом у ОСАГО. В ближайшие лет 5 в России будет постепенно развиваться новый тренд – страхование кибер-рисков. Новые перспективы может открыть упрощение удаленной идентификации клиентов страховых организаций. В целом, для ЦБ именно потребитель, защита его интересов – это основной фактор оценки любых изменений в сфере дигитализации.
Менеджер по развитию Meta System Владислав Берент рассказал о современных IT- решениях для российских страховых компаний в части изучения использования личного автотранспорта и других паттернов поведения потребителей, а также о трендах в области антифрода и использования телематики. Современные подходы позволяют максимально адаптировать технологию под конкретную страховую компанию, и в зависимости от стиля вождения присваивать клиентам скоринговые баллы, влияющие на размер скидки.
Менеджер по поддержке корпоративных проектов SAMSUNG Electronics Russia Владимир Абраменко посвятил свое выступления вопросам безопасности мобильных решений, в том числе корпоративных. Сегодня технологии делают возможной корпоративную мобильность («мобильное рабочее место»), позволяют разграничивать корпоративную и личную среду пользователя мобильного устройства, обеспечивают кастомизацию устройств под определенные бизнес-задачи, сокращают издержки и объем рутинной работы. Все это будет внедряться в страховании в ближайшие годы.
Президент Национального Союза Агростраховщиков Корней Биждов рассказал об опыте, накопленном НСА по созданию единой централизованной системы, о сотрудничестве с информационной системой Минсельхоза и об использовании данных космического мониторинга. Следующий проект – рисковое районирование РФ – будет востребован страховщиками и аграриями, поскольку предполагает создание карты рисков с детализацией до района и конкретного хозяйства. В недавно опубликованном консультативном докладе ЦБ по агрострахованию НСА также заложены возможности применения здесь цифровых технологий.
Генеральный директор ADV/web-engineering co. Алексей Персианов подготовил выступления по двум темам. Первое касалась общих вопросов развития страхования в цифровую эпоху. Докладчик проанализировал этапы цифровизации страхования в России, отметил роль регулятора во внедрении технологий, проанализировал ценовые тренды в страховании и постепенное вытеснение продуктов премиального сегмента. По мнению Алексея Персианова, страховщики должны перестать строить «витрины продуктов» и начать развивать омниканальность, предлагать реальный «продукт будущего» – тот, в котором индивидуально определяется цена. Второй доклад «Лидирующие практики онлайн-офиса страховой компании сегодня и послезавтра» был посвящен конкретным технологическим решениям, способствующим оптимизации бизнес-процессов страховщиков.
Директор Представительства в России «Дженерал Реиншуранс АГ» Капитолина Турбина в своем докладе «Технические изменения в транспортном средстве и вокруг него – (ре)эволюция в страховании транспортных средств» обратила внимание на изменения в конкуренции на фоне падающего рынка. Автостраховщики теперь борются сами с собой, поскольку цена полиса с телематикой всегда ниже, что снижает общую сумму премий. Появление автомобилей с автономным вождением или ограниченным участием человека – это челлендж для страховщиков. С одной стороны, причина 70% аварий – человеческий фактор, значит, можно ожидать снижения аварийности, однако появляются другие риски, и кто будет нести ответственность за ошибку беспилотного автомобиля – пока не ясно.
Александр Генцис, Член Совета Директоров компании «Диасофт», посвятил выступление внедрению XBRL в российских страховых компаниях. По его мнению, финансовый сектор по его зрелости и готовности к цифровизации существенно обгоняет другие отрасли экономики РФ, так как мегарегулятор не просто принуждает финансовые организации к переменам, но и ставит конкретные сроки реализации IT-проектов. Из новой формы отчетности страховщики могут извлечь много информации о собственном бизнесе, в этом смысле XBRL – это для них бонус.
Генеральный директор страховой компании «Зетта Страхование» Игорь Фатьянов рассказал о том, что мешает развитию цифровых экосистем на базе страховых компаний – это, прежде всего, более низкий уровень доверия граждан к страховщикам, чем к банкам и автосалонам. Страховая компания не рассматривается как регулярный сервис, с ней стремятся контактировать как можно реже. Однако есть примеры (Китай), когда сформировать экосистему вокруг страховщика все же удавалось.
Советник генерального директора компании «Проминстрах» Валерий Курганов проанализировал основные технологические тренды на мировом рынке страхования, где ежегодные инвестиции в иншуртех составляют порядка $3 млрд и запускается порядка 500 стартапов в год. И если ряд направлений, таких как телемедицина и телематика, агрегаторы и маркетплейсы, социально ориентированное страховании и др. сомнений не вызывают, то возможность применения блокчейн в страховании докладчик назвал очень спорной.
Президент Группы компаний ООО «ЦПА «Ваше право» Татьяна Ветошкина посвятила выступление резервам сокращения издержек юридического подразделения страховой компании с помощью IT технологий. За счет них можно сократить затраты рабочего времени юристов на техническую работу и подготовку типовых документов, увеличить скорость подготовки правовой позиции и процессуальных документов более чем в 30 раз, исключить технические и сократить правовые ошибки, отслеживать дела, информацию и сроки по любым параметрам на любой стадии судопроизводства, автоматически вычислять штрафы, госпошлины, сроки исковой давности и обжалования,
сортировать и анализировать дела по категориям, формировать отчеты, акты приема-передачи, доверенности и прочие документы. Тем самым резко повышается эффективность работы юристов страховой компании, им удается выигрывать в судах заметно чаще.
Тимофей Волков, Заместитель генерального директора ООО СБ «Топ Тайм», основатель и генеральный директор сервиса по страхованию криптовалют B.SURE, считает, что для централизованной страховой компании децентрализованная база данных, коей является блокчейн, практически не подходит, за исключением отдельных процессов. Зато технология блокчейн очень хорошо подходит для ОВС, позволяя сохранять всю информацию о транзакциях и реализовывать бизнес-процессы через смарт-контракт.
Руководитель отдела разработки и внедрения страховых решений ООО «АДС-софт» Артем Саблин рассказал о новых возможностях использования мобильных приложений в процессе дистанционного получения информации и урегулирования убытков. Информационная система может автоматически выявлять действия мошенников и определять недобросовестный осмотр.
Заместитель Председателя Правления ГК ЦФТ Андрей Фомичев проанализировал влияние на цифровизацию российского страхования двух ключевых факторов: дигитализации общества и требований регулятора. Поскольку банки прошли этот путь первыми, есть возможность адаптировать банковские IT под страховщиков. В то же время переход на отчетность в формате XBRL начался в 2018 году со страховщиков, к 2022 году будут охвачены все некредитные финансовые организации, по результатам этого проекта будет принято решение о масштабируемости формата XBRL и на кредитные организации.
Восемь компаний, наиболее активных в разработке и внедрении инноваций в страховании были отмечены премией «Эврика», учрежденной Оргкомитетом Форума страховых инноваций InnoIns-2018. В номинации «Прорыв года» за активное внедрение сервисов в продукты личного страхования премия «Эврика» была присуждена ООО СК «Сбербанк страхование жизни». Три страховые компании - участницы первого страхового акселератора были награждены в номинации «За активное внедрение инноваций» - АО «АльфаСтрахование», ООО СК «ВТБ Страхование» и АО «Д2 Страхование». В номинации «За разработку инноваций в страховании» премия «Эврика» была вручена стартапам Gero, Insurion и Viewapp. Еще один стартап - B.Sure – получил премию «Эврика» в номинации «За освоение инновационных ниш в страховании».
|
При поддержке
Организаторы
Официальный партнер
Традиционный спонсор
Спонсор
Партнер
Тематические партнеры
Медиа-партнеры
|