Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Репортажи

  7 ноября 2013 г.
Стратегия развития рынка страхования жизни. Практические аспекты реализации
Международная конференция по страхованию жизни. Организаторы – ВСС и АСЖ. Стратегический партнер – Сбербанк страхование. Официальный партнер – Росгосстрах Жизнь. Генеральный партнер – Metlife Alico. Спонсоры – Транснефть, СКОР
7 ноября 2013 года в Москве, в конференц-зале комплекса «8 колонн» прошла международная конференция по страхованию жизни, организованная Ассоциацией Страховщиков Жизни (АСЖ) и Всероссийским союзом страховщиков (ВСС) при организационной поддержке МИГ «Страхование сегодня». Тема конференции 2013 года: «Стратегия развития рынка страхования жизни. Практические аспекты реализации». Конференция вызвала интерес участников не только из России, но и из Германии, Украины, Казахстана и других стран. Программа включала обсуждение различных аспектов развития рынка, одним из центральных вопросом стало развитие и регулирование инвестиционного страхования жизни. Кроме того, была затронута новая тема создания компенсационных инструментов (в том числе опыт других стран в данной сфере). По итогам мероприятия собравшиеся выразили удовлетворенность дискуссией и высказали пожелание, чтобы конференция получила статус ежегодной.

Президент Ассоциации Страховщиков Жизни, президент ЗАО «АЛИКО» группы MetLife Александр Зарецкий сделал подробный доклад о текущем состоянии отрасли. По мнению Президента АСЖ, рынок страхования жизни очищен от налоговых схем и безболезненно прошел кризис 2008-2009. Хотя за последние годы число страховщиков жизни в России сократилось с более 60 до 44, объем собираемых премий растет опережающими темпами, по сравнению с другими сегментами страхования (с 2009 года рынок вырос в 6 раз). Однако 58,8 % премий сегодня собирается по кредитному страхованию жизни и только 18,3 % приходится на накопительное страхование жизни, 11,5 % - на инвестиционное страхование жизни. Соответственно, главную роль в системе дистрибуции играют банки, которые дают 76,4 % сборов, а агенты приносят всего 17,3 %. Такая зависимость рынка от банков несет в себе большую опасность, поскольку любое падение объемов в банковской рознице неминуемо отразится на страховании жизни. К числу проблем отрасли Александр Зарецкий отнес также малочисленность агентских сетей (реально их развивать пытаются только 5-6 компаний) и снижение маржи прибыли с 29 % в 2009 году до 12 % в 2012 году (из-за перекоса структуры каналов в сторону банков и роста расходов на дистрибуцию). Тем не менее, был дан прогноз роста совокупной премии российских страховщиков жизни примерно на 60 % по итогам 2013 года.

Председатель Комитета ВСС по развитию страхования жизни, генеральный директор компании «Сбербанк страхование» Максим Чернин посвятил свое выступление проблемам поиска взаимопонимания государства и страховщиков жизни в России. По его мнению, этому диалогу до сих пор мешает прежняя репутация рынка, испорченная  из-за налоговых схем в 90-х годах. Именно по этой причине страховщики жизни остались за бортом государственной пенсионной системы. Ряд последующих регулирующих норм (в том числе требования к уставным капиталам и условия налогообложения) сделали их неконкурентоспособными по сравнению с НПФ и в страховании дополнительных пенсий. Максим Чернин отметил рост сборов по страхованию жизни в России (на 65 % за 9 месяцев 2013 года), но охарактеризовал этот рост как больше количественный, чем качественный (из-за преобладания кредитного страхования). Чтобы активизировать реальный рост, необходимы меры, обозначенные в Стратегии развития до 2020 года: введение стимулирующего режима налогообложение для клиентов (физических и юридических лиц), развитие инвестиционного страхования и законодательное разрешение продуктов unit-linked, повышение устойчивости и популяризация отрасли (в том числе через сертификацию агентов, создание гарантийных инструментов, информирование населения о продуктах страхования жизни), а также допуск страховщиков к участию в пенсионной системе.

Корпоративное страхование жизни как часть системы социальной поддержки сотрудников рассмотрел генеральный директор страховой компании «Транснефть» Кирилл Бровкович. Недооценка этого инструмента управления персоналом в России ведет к тому, что такими договорами защищаются в лучшем случае руководители верхнего звена. В российской экономике важную роль играют производства с временными контрактами сотрудников на работу в отдаленных территориях с тяжелыми условиями проживания. Страхование жизни на срок 5 лет и более могло бы стать ключевым инструментом привязывания специалистов к рабочим местам в таких регионах, перевести их от вахтового сознания к разумному планированию своей жизни. Бровкович поддержал инициативу АСЖ о поправках в закон 212-ФЗ и Налоговый Кодекс: поскольку освоение территории России отнесено руководством страны к числу серьезных задач, создание стимулирующего режима для страхования жизни нужно самому государству.

Руководитель рынков Северо-Восточной Европы по перестрахованию жизни компании SCOR Global Life Штефани Шпербер проанализировала практические аспекты внедрения страхования unit-linked на примере Польши и Франции. По ее мнению, отличительной данной чертой этой линейки продуктов является участие страхователя в инвестиционном риске и невозможность гарантировать доходность инвестиций. Основным каналом продаж продуктов unit-linked стабильно остается банкострахование, например, во Франции оно дает более 60 % от объема продаж. В Польше этот канал в разные годы давал от 28,3 до 32,6 % сборов, немного уступая каналу прямых продаж (32,5-36,8 %), при этом 88 % премии, собранной в 2012 году через банки в этой стране, приходилось именно на unit-linked. Из особенностей польского рынка было отмечено, что в период кризиса 2008 года данный вид страхования попал в сферу деятельности по защите прав потребителей, и что в настоящее время такие продукты могут включаться в корпоративные пенсионные программы, но не имеют налоговых льгот. В целом, залогом успеха продуктов unit-linked, по мнению докладчика, является поиск баланса интересов страховых компаний, банков и потребителей.

Александр Федонкин, Начальник Управления андеррайтинга и перестрахования ООО «СК СОГАЗ-Жизнь» продолжил тему развития пенсионной системы РФ и включения в нее страховщиков жизни. Он проанализировал законопроекты, способные изменить ситуацию в данной сфере. По мнению докладчика, достижение поставленных Правительством задач в части повышения коэффициента замещения пенсии по отношению к заработку работника до 60 % невозможно только за счет государственной пенсии. Порядка 15 % пенсий должно приходиться на корпоративные программы, и 5 % - на добровольное индивидуальное пенсионное страхование. Поскольку страховщики жизни объективно находятся в лучшем состоянии, с точки зрения финансовой устойчивости, чем НПФ, целесообразно предоставить их клиентам не худший налоговый режим.

Заместитель директора Департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева охарактеризовала страхование жизни как сегмент, динамично растущий за счет работы с банками, корпоративных договоров и продаж в крупных городах. Развитие в будущем будет связано с реализацией нового закона «Об актуарной деятельности» и поправок в Закон «Об организации страхового дела». В соответствии с его новой редакцией, страховщикам жизни предстоит ревизия всех правил страхования (особенно в части оснований для отказа в выплате), методик расчета инвестиционного дохода, договоров с посредниками (включая банки), а также корпоративных сайтов. Предстоит переход на новый порядок лицензирования (при этом все равно будут необходимы отдельные лицензии на страхование жизни и иное личное страхование), повысится значимость оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности в рамках внутреннего контроля и аудита. Вера Балакирева отметила, что Минфин готов к обсуждению любой проблематики по всем видам страхования.

Светлана Никитина, Начальник Управления статистики населения и здравоохранения Росстата сделала доклад по теме: «Государственная демографическая статистика и страховщики жизни – направления взаимодействия». Отметив ряд сложностей с получением статистических данных в России (таких как отсутствие единого регистра населения, необязательность участия граждан в переписях населения, неточность сведений по временно пребывающим в стране и некачественная фиксация медиками причин смертности и травматизма), Никитина все же констатировала доступность большого количества важных сведений для всех страховых компаний.

Игорь Барановский, Руководитель Департамента страхования профессиональных рисков Фонда социального страхования РФ обобщил сведения органов социального страхования о выплатах по производственному травматизму в России. Он привлек внимание собравшихся к обсуждению новой системы тарификации в соцстрахе (от 0,2 % до 8,5 % по 32 классам профессионального риска). При этом до сих пор менее половины российского населения являются застрахованными в системе соцстраха с соответствующей уплатой взносов, из этой сферы выпадает значительная часть занятых по гражданско-правовым договорам и других категорий граждан. Барановский отметил также важность предупреждения производственного травматизма и предложил всем присоединиться к развернутой ФСС профилактической работе.

 

Организаторы:
Генеральный партнер:
Стратегический партнер:
Официальный партнер:
Спонсор:
Спонсор торжественного вечера:
Партнеры:
Информационные партнеры:
В материале упоминаются:
Компании, организации:
Персоны: