Известия,
14 ноября 1996 г.
Барский стол Минздрава
977 просмотров
На нужды медицины каждый месяц государство удерживает 3,4 процента из нашей зарплаты. Из этих денег формируется Фонд обязательного медицинского страхования (ОМС). Тем самым медицинские услуги становятся для нас как бы бесплатны. Как бы.
Потому что реально — по самым разным причинам — мы не оплачиваем разве что вызов «Скорой помощи». Но служба «03» и не входит в систему ОМС.
Кроме Фонда ОМС и многочисленных страховых компаний Минздравмедпром получает средства из федерального бюджета и так называемых внебюджетных источников.
И все-таки медицинские чиновники утверждают, что этих денег катастрофически не хватает. Настолько не хватает, что в последнее время Минздрав прекратил финансировать даже социально защищенные статьи бюджета: медикаменты, зарплату медикам и питание больным.
«Катастрофа, — охарактеризовал финансовое состояние Минздрава начальник Управления организации медицинской помощи населению Алексей Карпеев, — в этом году, как и в прошлом, здравоохранение профинансировано всего на 43 процента от положенного Минфином».
Не знаю, откуда взялась эта, много раз слышанная и, мягко говоря, неверная цифра. Исполнение бюджета на 1995 год в сфере медицины составило не 43, а 97 процентов.
Правда, треть федерального бюджета, предназначенного Минздравмедпрому России в 1995 и первой половине 1996-го, была израсходована им не по назначению. Этими деньгами чиновники и бизнесмены от медицины пользовались для посещения ресторанов, покупки костюмов, поездок за границу.
В это время из-за отсутствия денег закрывались больницы и медицинские центры. Смертность в стране резко возросла: в 1996 году по сравнению с 1993-м — с 14,5 до 15,1 человека на каждую тысячу.
Действительно — катастрофа.
Есть нечего, спать не на чем, лечить нечем…
В такой ситуации даже слегка болеть опасно. Болеть серьезно просто нельзя. И абсолютно невозможно не болеть: при такой воде, таком питании, таком воздухе.
На месте Радиологического научного центра, о котором речь, вполне мог быть Онкологический научный центр. Или любая обычная больница. С жалобами на платное лечение этой осенью откуда только не звонили. Но коллективное письмо от онкобольных пришло именно из Обнинска, из МРНЦ РАМН.
Коллективные обращения в газету нынче в диковинку. Это было написано в лучших традициях прежних времен: «Администрация клиники неожиданно ввела плату за лечение — 30 тысяч рублей в день. Убедительно просим редакцию: приезжайте и разберитесь». Доверие средствам массовой информации объяснилось просто: случай, когда действительно приехали и разобрались, имел место в 1993 году. Тогда институт закрылся из-за отсутствия финансирования. Пациенты взбудоражили общественность письмами и звонками в газеты и на телевидение. Случай получил огласку, институт — средства.
Но смертью скольких больных обернулся тот финансовый крах, до сих пор не знает никто. Однако в соответствующих инстанциях прекрасно знали, что замминистра Минздравмедпрома России (теперь бывший) В.Агапов в это время вместе с женой лечился за рубежом.
Угроза закрытия клиники сохранялась. Чтобы не допустить такого, возглавляющий МРНЦ академик Анатолий Цыб по нескольку раз в неделю посещал кабинеты высоких чиновников своего министерства. Денег не хватало уже на бензин.
«Почему выделяются крохи на здравоохранение?» — недоумевал директор. Легенда о «крохах», столь удобная Минздравмедпрому, имела хождение даже среди врачей.
В 1995 году на счету Минздравмедпрома остались неизрасходованными 150 миллиардов рублей.
Осенью 1996-го по примеру московских коллег они решились на крайнюю меру. С 12 августа вступил в силу приказ № 54 о частичной компенсации расходов на содержание больных в стационаре.
Это был чудовищный приказ, в частности, потому, что касался онкологических больных, инвалидов первой и второй групп, пенсиями которых оплачивались ровно четыре дня лечения.
Это был гуманный приказ, потому позволял выжить единственному в стране центру, где бесплатно лечились больные раком щитовидной железы дети и ликвидаторы чернобыльской катастрофы из четырех областей: Брянской, Калужской, Тульской, Орловской.
Администрация центра, получив первые 35 миллионов рублей, заплатила за телефонные переговоры, купила 30 смесителей для душа, стиральный порошок для прачечной и бензин для машины.
В 1996 году бюджетные ассигнования Минздравмедпрому были определены в размере 3784,4 миллиарда рублей. Недоиспользованные за первое полугодие средства составили 171,5 миллиарда. Сколько денег использовали не по назначению в текущем году, сказать трудно, но в прошлом, 1995-м, эта цифра была равна 748,6 миллиарда рублей. И расходование еще 120,5 миллиарда не подтвердилось документами.
Кормушка
С барского стола Минздравмедпрома России питались коммерческие структуры. Например, АООТ «Фармснабсбыт» министерство подарило 132 миллиарда рублей. Эти деньги якобы предназначались для закупки медицинских препаратов. Надо ли уточнять, что препараты никто не купил, а деньги попросту незаконно списали.
Генеральный директор государственного унитарного предприятия «Национальное медицинское агентство» А.Шапкин деньги, предназначенные для закупки медикаментов, перечислил в коммерческий банк и получил золотую кредитную карточку на свое имя, которой пользовался для оплаты всех своих нужд. Перепало и сотрудникам «НМА»: в 1995 году они получали по 12 миллионов в месяц.
Расходование валютных средств, выделенных Минздравмедпрому, осуществлялось, минуя счет министерства, тоже через упомянутые фирмы и АО «Фидем». Кроме денег, которые отправились прямиком в карман бизнесменам, те покупали бракованные медицинские препараты, просроченные медикаменты. Так «растаяли» еще 15 миллиардов.
На этом фоне «всего» 900 миллионов досталось сотрудникам Минздрава — в виде незаконных премий.
Описание нарушений закона Минздравмедпромом, сделанное Счетной палатой РФ, занимает десятки страниц и с какого-то момента уже не впечатляет.
Зато меры, которые сочла нужным принять по отношению к коммерсантам министр Минздравмедпрома Татьяна Дмитриева, достойны упоминания. Генеральному директору ГУП «НМА» А.Шапкину она объявила выговор. Правда, строгий. Генеральный директор ГП «Фидем» А.Ермаков отделался замечанием.
Изучив приведенные здесь факты, замминистра финансов И.Молчанов сообщил: взыскивать суммы не будем. Нет доказательств, что они растрачены незаконно. Еще бы.
Скажем, приказ о продаже лекарств на 32 миллиарда «Ферейну» подписал замминистра здравоохранения А.Вилькен. А Брынцалов продавал их населению в полтора-два раза дороже.
Зачем одному замминистра ссориться с другим замминистра?
Если тратить отпущенные Минздраву деньги по назначению, то у наших граждан претензий к качеству медобслуживания не будет. Правда, шальных денег у министров тогда не будет тоже.
Более того, на счету министерства останутся весьма крупные суммы, поскольку Минфин перечисляет этому министерству завышенные, ничем не обоснованные суммы. К большинству других ведомств любви у Минфина гораздо меньше. Скажем, средняя зарплата в Министерстве культуры — примерно 300 тысяч, столько же получают и медицинские работники. Зарплата чиновников Минздрава — больше миллиона.
Знающие толк в государственных деньгах министр Нечаев и замминистра Агапов ныне чувствуют себя вполне комфортно — за границей, но по-прежнему на службе у нашего государства. Никто не считает нужным возбудить против них уголовное дело.
Надо добавить, что прошедшие через коррупцию, капиталистические страны беспощадны к финансовым аферам в области медицины. Там виновные чиновники направляются прямиком за решетку. У нас пока еще законы не писаны для тех, кто их пишет.
«Если я заболею, к врачам обращаться не стану…»
Платное лечение — вопреки всем указам и законам — для пенсионеров, инвалидов, малоимущих без преувеличения равносильно смертному приговору. Авторов письма, принадлежащих именно к этим категориям населения, мы вместе с заведующим радиологическим отделением Вячеславом Павловым, конечно, не нашли. Хотя обошли все палаты (в каждой — по одному-два человека, с отдельными удобствами).
— Дело ведь не в том, что у Минздрава есть деньги, а он не дает, — объяснил мне заведующий, то и дело отвлекаясь, чтобы поинтересоваться самочувствием своих подопечных, — просто ситуация такая в стране…
Сами больные тоже верили именно в это.
«Вся надежда на ФОМС», — почему-то считают медики. На сегодняшний день Фонд обязательного медицинского страхования, направляющий в Обнинский радиологический научный центр онкобольных, должен центру 200 миллионов. Куда деваются деньги, уже не является откровением.
Остается только пожелать читателям здоровья.
***
Автор приносит благодарность аудитору Петру Черноморду и другим сотрудникам Счетной палаты РФ за помощь в подготовке материала.
Светлана МАРЗЕЕВА
Вся пресса за 14 ноября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Регулирование, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|