Экономика и жизнь,
21 ноября 1996 г.
Споры госорганов разрешает только суд 510 просмотров
Процесс становления страховой медицины в России сопровождается множеством трудностей и нерешенных проблем.
Одна из них — это правомерность налогообложения деятельности фондов обязательного медицинского страхования (ОМС) по размещению временно свободных средств на банковские депозиты и в государственные ценные бумаги. Газета «Экономика и жизнь» уже обращалась к теме судебных разбирательств между фондами ОМС и налоговыми инспекциями по этой проблеме. Однако, как показывает практика, актуальность этой темы не уменьшилась.
Закон «О медицинском страховании граждан в РСФСР» был принят Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Такой шаг был очень своевременным, поскольку планировавшийся переход страны к рыночным отношениям означал уменьшение объемов бюджетных средств, за счет которых финансируется здравоохранение. Это, в свою очередь, влечет снижение объемов получаемой гражданами бесплатной медицинской помощи, сокращение заработной платы медицинским работникам.
Для страны, вставшей на рыночный путь развития и обладающей относительно слабым бюджетом, планировать средства на социальную сферу, в том числе, на охрану здоровья достаточно сложно.
Дело в том, что бюджет является источником средств не только для здравоохранения, но и для других направлений деятельности государства, к которым относится обеспечение обороноспособности страны, общественная безопасность и так далее. Поскольку средства, как правило, поступают в бюджет неравномерно и часто не в том размере, который запланирован, то и финансирование ведомств в полном объеме не происходит.
Так, на здравоохранение средств, как правило, не хватает. Однако невнимание к охране здоровья часто оборачивается отрицательными последствиями: сокращением средней продолжительности жизни, ростом хронических заболеваний.
Решение этой проблемы достаточно просто. Оно состоит в выделении специальных источников финансирования охраны здоровья (обязательные страховые взносы) и аккумулировании собираемых средств во внебюджетных фондах, и не позволяет расходовать их на цели иные, чем охрана здоровья. Подобный способ финансирования социальных расходов, как наиболее приемлемый, выбран Россией. Созданы государственные социальные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования.
Объем средств, собираемых на социальные нужды, в этих фондах в настоящее время приблизился к величине государственного бюджета. Однако такая ситуация создает соблазн использовать эти средства не по назначению. Например, пополнить ими государственный бюджет.
Одним из самых простых способов изъятия средств внебюджетных социальных фондов является их налогообложение. Предвидя подобные попытки, российское законодательство статей 12 Закона о медицинском страховании установило: «финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат». Более того, в статье 13 этого же Закона дополнительно уточнено, что фонды ОМС освобождаются от уплаты налога по доходам от основной деятельности.
Однако именно последнее уточнение законодателя и явилось для налоговых органов той »лазейкой», посредством которой они постарались «записать» фонды в плательщики налогов в бюджет. В соответствии с этим уточнением можно предположить, что фонды, являясь государственными учреждениями, вправе заниматься не только основной деятельностью — охраной прав граждан в обязательном медицинском страховании, но и побочной, например, предпринимательской.
Именно к такой деятельности налоговые органы попытались отнести, предписанную Положением о территориальном фонде ОМС, утвержденным Верховным Советом РФ за номером 4543-1 от 24 февраля 1993 года, защиту средств фондов от инфляции путем размещения временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса в банковские депозиты и государственные ценные бумаги.
Дополнительные средства, привлеченные в 1993-1995 годах в систему обязательного медицинского страхования за счет использования экономических рычагов управления финансами, законодательно предоставленных фондам ОМС, позволили полностью обеспечить текущее содержание последних, а также дополнительно направить на оплату медицинской помощи населению 0,96 трлн рублей, в том числе 408,7 млрд рублей за счет доходов, полученных от использования временно свободных средств. Именно эти средства налоговые органы постарались обложить налогом на прибыль, отобрав значительную часть этих средств в бюджет.
Некоторые фонды примирились с подобным положением вещей и перечисляют указанные средства, а часть стала защищать свои права (и вместе с этим права пациентов, которым из данных средств оплачивается медицинская помощь) в арбитражных судах. Свое официальное отношение к решению этой проблемы не высказала только высшая судебная инстанция — президиум Высшего арбитражного суда.
На взгляд налоговых органов, размещение средств фондами на депозитных счетах банков с целью защиты от инфляции не является основной деятельностью, так как не перечислено в списке функций территориального фонда, содержащемся в Положении. Поэтому доходы от такой деятельности (предпринимательской, по мнению налоговых органов) подлежат обложению налогом на прибыль.
Однако, ознакомившись с этим мнением, многие арбитражные суды в соответствии со статьей 5 Арбитражного процессуального кодекса РФ остаются полностью независимыми и при осуществлении правосудия руководствуются только Конституцией и федеральным законом, а не толкованием данных законов Государственной налоговой службой РФ. И в этой их независимости, возможно, одно из главных завоеваний демократии.
Подавляющая часть арбитражных судов в субъектах Российской Федерации поддержала законные требования фондов. Аналогичные решения были вынесены коллегией и заместителями председателя Высшего арбитражного суда РФ. Правовые основания для отказа налоговым органам во взыскании в бюджет средств фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан, у арбитражных судов достаточно веские.
В силу своего правового статуса фонды ОМС не являются плательщиком (субъектом) налога на прибыль и не обладают объектом этого налога.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 статьи 1 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» плательщиками (субъектами) налога на прибыль являются юридические лица, в том числе некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Пункт 10 статьи 2 определяет объект обложения налогом и порядок исчисления облагаемой прибыли. Так, бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Таким образом, необходимым условием для отнесения учреждений и других некоммерческих организаций к субъектам налога на прибыль, а полученного ими дохода к объекту применения этого налога является осуществление ими предпринимательской деятельности.
Действующее налоговое законодательство не содержит определения понятия предпринимательской деятельности, однако оно есть в пункте 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ. Согласно ему предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом она должна осуществляться лицами, зарегистрированными в данном качестве в установленном законом порядке.
В статье 12 Закона о медицинском страховании фонды определены как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования для аккумулирования финансовых средств, обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.
В разделе 2 Положения о территориальном фонде ОМС определены задачи фонда, в том числе: обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе ОМС; обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования.
Для выполнения этих задач территориальный фонд наделен правом осуществлять мероприятия, перечисленные в разделе 3 Положения, то есть осуществлять деятельность несвободную, предписанную ему законом.
В соответствии со статьей 27 Закона о медицинском страховании в случае отказа хозяйствующих субъектов от регистрации в качестве плательщиков страховых взносов, сокрытия или занижении сумм, с которых должны начисляться страховые взносы, нарушения установленных сроков их уплаты территориальный фонд вправе применять к плательщикам финансовые санкции. При взыскании штрафа и (или) пени территориальный фонд ОМС пользуется правами, предоставленными налоговым органам Российской Федерации.
Таким образом, перечисленные в разделах 2 и 3 Положения о территориальном фонде его задачи и функции, а также статья 27 Закона о медицинском страховании, характеризуют его как орган государственного управления — властный субъект административного права, наделенный законодательными актами специальной гражданской правоспособностью некоммерческой организации для деятельности в публичных интересах — реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. При этом ни Закон о медицинском страховании, ни Положение не предоставляют территориальному фонду право заниматься предпринимательской деятельностью.
Кроме того, в разделе 4 того же Положения определяются финансовые способы реализации основных задач и функций территориального фонда. Так, временно свободные средства фондов в целях защиты от инфляции могут использоваться для размещения в банковских депозитах и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, а доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса фонда используется на следующие цели: пополнения фондов территориального фонда; выравнивания условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования; экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений; организацию мероприятий по снижению рисков заболеваемости среди граждан.
Соответственно размещение территориальным фондом временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках и приобретение высоколиквидных государственных ценных бумаг не представляет собой предпринимательскую (самостоятельную, инициативную) деятельность. Она предписана ему Положением.
Таким образом, фонд не является плательщиком (субъектом) налога на прибыль, а доходы, от размещения временно свободных средств на банковских депозитах и от приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, налогом на прибыль не облагаются.
Деятельность по получению таких доходов предписана законодательными актами в целях реализации возложенных на территориальный фонд основных задач и функций, в том числе предусмотренных разделами 2, 3 и 4 Положения. Следовательно, относится к основной. Она помогает решить одну из основных задач территориального фонда — обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования. То, что законодатель поместил это направление в работе фонда не в разделе 3 Положения о территориальном фонде, где дано перечисление его функций, а в другом, не может служить основанием для отнесения такой деятельности к «неосновной».
Однако органы налоговой службы стремятся взыскать с фондов обязательного медицинского страхования налоги в бюджет. В то же время, в соответствии с Законом о медицинском страховании, часть их должна перечисляться из бюджета (что, к сожалению, не всегда делается исправно) обратно в территориальный фонд в качестве платежей за неработающее население. Очевидно, что подобная финансовая карусель не имеет никакого смысла.
Тяжбами с налоговыми органами по вопросу налогообложения территориальных фондов ОМС фонды занимаются уже около двух лет. Надо отметить, что подавляющее большинство решений арбитражных судов принято не в пользу налоговых служб.
Не так давно по инициативе Высшего арбитражного суда состоялось предварительное изучение материалов с привлечением спорящих сторон, экспертов и специалистов. Рассмотрение дел показало, что размещение фондами временно свободных денежных средств на депозитных счетах в банках — прежде всего мера защиты средств от инфляции. Она предписана законом, не является предпринимательской деятельностью, так как этими средствами фонды распоряжаются не самостоятельно, а направляют их на нужды здравоохранения. Правительство Российской Федерации поручило Министерству финансов, Государственной налоговой службе совместно с Федеральным фондом ОМС рассмотреть данный вопрос и внести согласованные предложения.
Позиция фондов ОМС остается прежней: законодательство определяет размещение временно свободных средств однозначно и не позволяет толковать одну и ту же норму закона двояко, что и было подтверждено решениями арбитражных судов.
М.КЛИНОВА, начальник юридического отдела Федерального фонда ОМС
Н.КОВАЛЕВСКАЯ, доцент юридического факультета С.-ПбГУ, кандидат юридических наук
М.КОВАЛЕВСКИЙ, старший научный сотрудник С.-ПбГУ
Г.АДАБАШЯН, член Санкт-Петербургской коллегии адвокатов
(Члены Международной ассоциации страхового права)
Вся пресса за 21 ноября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Обязательное медицинское страхование, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Будущее под защитой: как работает накопительное страхование жизни
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Владельцы старых автомобилей стали чаще покупать добровольную страховку
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Регулятор финансовых услуг Великобритании обещает не ужесточать правила для страховщиков
|
|
ФедералПресс, 24 января 2025 г.
В Чечне создадут структуру по борьбе с мошенничеством в сфере ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Страховщики США поддерживают законопроект об управлении лесами после лесных пожаров
|
|
Коммерсантъ, 24 января 2025 г.
Сгорел торгцентр — гори и полис
|
|
Известия онлайн, 24 января 2025 г.
В России могут расширить возможности оформления ДТП без ГИБДД
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|