Законопроект, призванный преодолеть кризис в страховании туроператоров
Парламентская газета,
24 октября 2014 г.
Туристический рынок спасёт закон
833 просмотра
Прошедший летний туристический сезон можно смело назвать «чёрным»: четырнадцать крупных российских туроператоров прекратили свою деятельность, тысячи туристов оказались за границей без билетов домой — их вывезла на родину организация «Турпомощь», — у десятков тысяч поездки вовсе не состоялись. К тому же все потеряли деньги: страховые фирмы вернули пострадавшим всего 5-15 процентов от стоимости путёвки.
Кроме того, туристический бизнес практически полностью потерял доверие клиентов. Люди опасаются покупать туры и стараются планировать свои отпуска самостоятельно.
Люстрация для директоров? И это только начало
Пришлось Министерству культуры, курирующему туристическую отрасль, в срочном порядке готовить поправки в законодательство.
«Выездной туризм сейчас никак не регулируется государством, — пояснила корреспонденту «Парламентской газеты» заместитель министра культуры Алла Манилова. — Это привело к тому, что в этом году четырнадцать из 1700 туроператоров ушли с рынка, и ушли плохо: пострадали туристы. Рынок был перегрет: он ежегодно рос на десять процентов. С этим связана безумная конкуренция, которая приводила к демпингу и продаже туров ниже себестоимости. Естественно, стали накапливаться долги, и это привело к краху компаний». Чтобы исправить ситуацию и был разработан законопроект. Он вводит люстрацию: директора, заместители директоров и главные бухгалтеры закрывшихся и вылетевших из государственного реестра туроператоров больше не смогут занимать те же должности в новых компаниях. Также увеличивается финансовая ответственность турфирм. Кроме существующих отчислений в «Турпомощь» и страховых взносов, появится фонд персональной ответственности, в который компания должна положить по сто рублей за каждого отправленного на отдых туриста.
Все туроператоры теперь будут обязаны сдавать в Ростуризм прогноз на год: сколько путёвок они продадут и по какой цене. А финансовое обеспечение, которое предоставляют банки или страховые компании, должно будет составлять не менее трёх процентов от годовой цены туристического продукта, но не менее 50 миллионов рублей. Плюс ещё 100-500 тысяч надо будет положить в общий фонд ответственности туроператоров.
Предусмотрена и дополнительная финансовая нагрузка на турагентов — компании, которые туристический продукт не формируют, но являются посредниками между туристами и туроператорами. Они тоже должны будут ежегодно сдавать в общий фонд по 500 тысяч рублей.
Все эти деньги пойдут на возмещение клиентам потерянных средств в случае ухода турфирмы с рынка.
Задумались чиновники и о механизмах, которые привели в этом году к краху туркомпаний. Они выяснили, что крупный туристический бизнес работает по довольно рискованным правилам: деньги, которые платит турист, тратятся не на него лично, а на выплаты по кредитам и отдых клиентов, купивших путёвки раньше. Получается своеобразная пирамида: пока туристический поток стабильный, всё хорошо. Но стоит ему снизиться, как случилось в этом году, так вся конструкция рушится. Чтобы так больше не было, закон вводит нормативы на соотношение собственных капиталов компании и принятых на себя финансовых обязательств. Эти нормативы должно будет разработать Правительство.
А бизнесмены против
По мнению предпринимателей от туризма, гигантские финансовые гарантии будут не по карману большинству компаний. В итоге на рынке останутся только крупнейшие туроператоры, работающие на массовых направлениях: Турция, Египет, Таиланд. Все остальные разорятся.
«Здесь нет механизма ответственности туроператоров перед туристами и турагентствами, только лишь механизм сбора дополнительных средств, чтобы и дальше покрывать расходы несостоятельных туроператоров, которые «кинули» туристов и своих партнёров», — категорична директор петербургской турфирмы Saut travel Ирина Туркова. Она предлагает сделать все действия туроператора прозрачными, чтобы любой клиент мог на сайте турфирмы ввести номер своей брони и увидеть, когда прошла оплата его перелёта, отеля и прочих услуг.
«Не банковские гарантии, а заблаговременная стопроцентная оплата авиаперелёта и отельной базы туроператором может решить проблему, — уверена директор зеленоградской фирмы «Большая перемена» Ирина Баранова. — Захотели уйти с рынка — уходите, но уже всё проплачено и туристы не страдают». «Я считаю, что для небольших туроператоров финансовые гарантии завышены, а для больших, наоборот, очень низкие, — отозвался на законопроект гендиректор компании «Море Трэвел» из Екатеринбурга Алексей Курмачёв. — Туроператорский бизнес очень низкодоходный. Для примера, с оборота в 400 миллионов рублей остаётся не более двух процентов чистой прибыли. Если с этой суммы мне придётся заплатить банковскую гарантию в районе тех же 2-3 процентов — на данный момент банки озвучивают такую цифру, — бизнес можно сворачивать. Если умножать количество туристов на 100 рублей, получим около трёх миллионов рублей, а это почти 40 процентов от годовой прибыли. Мне не понятен механизм контроля и учёта стоимости путёвок и количества туристов у операторов. Если это всё будет с отчётов от самих операторов, то информация на сто процентов будет недостоверная. Считаю, нужно контролировать полётные графики авиа-компаний: загрузку рейсов учитывать ежедневно по статистике аэропортов, — а они ведут такую статистику, — только тогда можно понять реальные цифры выездного туризма».
«Решение проблемы есть, — предлагает директор турфирмы «Каравелла» из Курска Александр Ашурков. — Установить страховку «на всё» по каждой путёвке». Впрочем, и такому предложению не рады не все.
«Страховщик, заключающий договор с туроператором на страхование его ответственности, исходит из его реальных оборотов, — пояснил директор компании «Европейское туристическое страхование» Андрей Тюрин. — Это означает, что страховщик принимает на себя определенную ответственность на основании котировки и расчёта риска».
А при персональном страховании, по мнению Андрея Тюрина, так не получится: котировки и риски для каждого конкретного случая придётся рассчитывать отдельно, а это непросто.
Однако все турбизнесмены признают: без поправок в законодательство не обойтись. По словам Аллы Маниловой, главной задачей Минкультуры было «поставить барьеры на пути тех безобразий в труиндустрии, которые творились». И с этой задачей чиновники справились. «Этот законопроект — очень трудный и тяжёлый, мы работали над ним даже ночами! Необходимо было ответить на вопросы, ответы на которые не знали даже эксперты рынка, — объяснила позицию разработчиков замминистра культуры. — Сейчас документ в оперативном порядке согласуется и будет рассмотрен Госдумой вне очереди. Думаю, до конца ноября он уже будет внесён в парламент, и надеюсь, его быстро примут».
И если Минкультуры и депутаты учтут предложения представителей отрасли, это пойдёт на пользу и гражданам-туристам, и туроператорам, и государству в целом.
Мнения
Игорь Руденский, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству:
- Увеличение взносов в компенсационный фонд, увеличение страхового возмещения не решат проблему. Нужно, чтобы система работала прозрачно, чтобы была ответственность всех туроператоров за каждого из них. Это возможно сделать в рамках саморегулируемых организаций.
Елена Драпеко, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по культуре:
- Увеличение финансовых гарантий смоет с рынка малые и средние компании. Поэтому, я думаю, увеличивать фингарантии можно только для крупных. А для остальных нужно ограничить масштабы их деятельности: сколько поездок можешь гарантировать, столько и можешь продать путёвок. О персональном страховании туристов мы уже давно говорим со страховщиками, но они упираются: страховые компании не хотят заниматься «розницей», им проще страховать турбизнес по-крупному.
Александр ГОРЕЛИК
Вся пресса за 24 октября 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности, Страхование финансовых рисков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
2 апреля 2025 г.

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Сборы по договорам ОСГОП увеличились на 60,4% в 2024 году, выплаты выросли на 9,3%

|
|
ТурДом, 2 апреля 2025 г.
Туроператор застраховал ответственность перед туристами на рекордную сумму

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Главврач частной клиники в Удмуртии подозревается в хищениях средств фонда ОМС

|
|
МК в Хакасии, 2 апреля 2025 г.
Пенсионерка из Хакасии отсудила у «РСХБ-Страхование Жизни» 600 тысяч за странные условия договора

|
|
Интерфакс, 2 апреля 2025 г.
Цены на полисы ОСАГО снизились в 2025 году в номинальном выражении на 3%,

|
|
Forbes, 2 апреля 2025 г.
Страховщики предложили ЦБ создать новый инвестиционный инструмент с высоким риском

|
|
МК в Воронеже, 2 апреля 2025 г.
Суд обязал страховую компанию выплатить курянке 154 тысячи после ДТП

|
|
ТАСС, 2 апреля 2025 г.
«Ингосстрах» застраховал произведения Ван Гога, Моне и Сезанна на 23 млрд рублей

|
|
KrasnodarMedia, 2 апреля 2025 г.
Полис путешественника для выезжающих за рубеж стал дороже

|
|
Национальное аграрное агентство, 2 апреля 2025 г.
Российские аграрии получили рекордные страховые выплаты

|
|
Эксперт Online, 2 апреля 2025 г.
ЦБ сообщил о желании страховщиков создать продукт с высоким риском

|
|
СибМедиа, 2 апреля 2025 г.
Почти 300 жителей Иркутской области получили компенсацию ОСАГО в 2024 году

|
|
Версия, 2 апреля 2025 г.
Российские работодатели массово ухудшают условия по ДМС для сотрудников

|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 2 апреля 2025 г.
В «тюменской матрешке» жители застраховали жизни на 50 млн рублей за год

|
|
РБК (RBC.ru), 2 апреля 2025 г.
ЦБ сообщил об интересе страховщиков к созданию продукта с высоким риском

|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 2 апреля 2025 г.
Работодатели стали специально ухудшать условия по ДМС

|
|
Российская газета, 2 апреля 2025 г.
Туристические страховки подорожали из-за переориентации турпотока в Азию

|
 Остальные материалы за 2 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|