Forbes Украина,
28 октября 2014 г.
Ода выжидательной позиции страховщиков
1048 просмотров
На днях прочитал в Forbes статью уважаемого мной автора, Галины Третьяковой – «Ода рискам, или О бедном страховщике замолвите слово». Автор задает вопрос: «Почему власть не понимает социальной роли страхового сектора?»
Хочется отметить следующее. Страховщик наш – далеко не бедный. Что касается «Оды рискам», то мне кажется, украинский страховой сектор испытывает большее чувство восторга от своих личных доходов, чем от возможности управлять риском и спасать чьи-то жизни.
Ассоциации безопасности дорожного движения, начиная с 2006 года, были сфокусированы только на одном риске: риске гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Сегодня в страховом портфеле большинства страховых компаний это – доминирующий риск.
Но страховая отрасль не хочет заниматься управлением этим риском. Его нужно не только правильно оценить, но и, главное – «нейтрализовать вероятные негативные последствия от риска». Цитата взята из теории управления риском. Эта, очень важная часть риска, страховую отрасль не интересует. Логика страховщиков примерно следующая: «Какой нам интерес разбираться и искать причины, почему у нас растет аварийность на дорогах? Зачем? Мы себе не враги. Зачем нам терять свои личные доходы? Личные доходы – это 40-50% от сбора страховых платежей, или 1 млрд гривен, вместо 15%, по нормативам, отдается агентам наличными при продаже полисов ОСАГО. Примерно 25-30% от полученного вознаграждения агенты возвращают назад страховому сектору. Мы попросим государство повысить страховой тариф – и все будет хорошо. Подняв тарифы, мы увеличим свои личные доходы».
Страховщики думают, что если они начнут разбираться и снижать аварийность и смертность от ДТП, то они потеряют аргументы для повышения тарифа.
Получается, страховой рынок ждет, пока государство создаст условия для мотивации. А на дорогах в это время каждый день в ДТП погибают люди, от 15 до 20 человек ежедневно. Сколько людей получает травмы – никто не считает. По оценкам международных экспертов, на одного погибшего в ДТП приходится 20 пострадавших. Примерные абсолютные цифры: в год от ДТП погибает от 5-7 тысяч человек и травмируется 100-140 тысяч. В основном это мужчины трудоспособного возраста (до 50 лет), кормильцы семей. Для детей ДТП – первая причина смертности: ежегодно на дорогах погибает более 300 детей и свыше 3000 травмируются.
Примерная стоимость восстановления травмы от ДТП средней тяжести – 60-70 тысяч гривен. Можно представить, во сколько обходится семье восстановление после травмы человека, который стал инвалидом 1-й группы. Всемирный банк оценил ежегодные потери экономики Украины от ДТП в $5 млрд. ООН призывает снизить уровень смертности от ДТП до 2020 года в два раза. Страховой рынок это не беспокоит. Он ждет, пока государство создаст условия для его развития, и удивляется, «почему государство не понимает социальной роли страхового сектора».
Ассоциация провела исследование роли страховщиков в обеспечении безопасности дорожного движения за рубежом. Особенность ОСАГО на Западе – то, что этот вид страхования является важным инструментом повышения безопасности дорожного движения.
Положительное влияние на поведение водителей за рулем оказывает последовательное применение страховыми компаниями системы скидок по схеме «бонус-малус». Суть в следующем: водитель, часто попадающий в ДТП, платит по ОСАГО в разы больше, чем предполагает базовый тариф. Эта система куда более действенна, чем штрафы автоинспекции. Ключевым моментом является достижение согласия всеми участниками страхового рынка и последовательная работа в рамках этой системы. В противном случае виновники ДТП могут «мигрировать» между страховыми компаниями, избегая применения финансовых санкций. Например, в Чехии некоторое время назад заработала центральная база данных всех убытков в рамках ОСАГО. При заключении каждого нового договора страхования любой страховщик может проверить историю определенного клиента, и на основании этого варьировать страховой тариф.
В Германии система «бонус-малус» работает следующим образом. Сумма страхового взноса зависит от стажа водителя. Больше всех платят новички, и неважно, сколько молодому водителю лет – 18 или 40. И тот, и другой попадают в одну категорию. Такие начинающие водители платят 240% от базовой суммы страховки, которая колеблется в различных компаниях от 550 до 750 евро в год, или 20-30% от среднемесячной зарплаты. Через год новичок, отъездивший без аварий, новичком больше не считается, и платит стандартный базовый взнос. Еще через пару лет безаварийной езды он будет платить всего 85%, и далее с увеличением безаварийного стажа скидка будет возрастать. Самый маленький годовой взнос составляет всего 30% от базовой суммы, что означает, как минимум, 22 года безупречного вождения.
Если водитель становится виновником ДТП, его страховка весьма ощутимо дорожает. Поэтому немцы предпочитают при небольших авариях избегать обращения в страховую компанию. Интересно, что водитель в Германии может передавать свою скидку близким: детям, родителям, супругу/супруге. Правда, при этом сам передающий право на нее утрачивает и начинает свой страховой стаж сначала. Также скидка сохраняется за страхователем и при переходе из одной страховой компании в другую.
В Украине система «бонус-малус» работает только «в одну сторону». Страхователям предоставляются только бонусы за безаварийную езду. Применить «малус» – штраф за аварии – у страховщиков практически нет возможности из-за отсутствия единой информационной системы. При возникновении угрозы применения штрафа автовладелец зачастую просто меняет страховую компанию, естественно, не сообщив новому страховщику, что был виновником аварии. Другими словами, система в Украине не работает, хотя закон призывает страховой сектор решать социальные задачи, снижая уровень смертности и травматизма от ДТП, используя механизм «бонус-малус», доказавший свою эффективность в странах ЕС.
Страховые компании Евросоюза, участвующие в системе обеспечения безопасности дорожного движения, имеют и другие возможности влиять на ситуацию. В некоторых странах страховщикам был даже передан ряд функций, ранее осуществлявшихся органами исполнительной власти. Например, в Австрии с декабря 1999 года страховые компании получили право осуществлять регистрацию всех автомобилей. Другим примером влияния страховщиков на повышение безопасности на дорогах может служить деятельность Института технических средств регулирования дорожного движения, который был основан страховым сообществом Германии в январе 2004 года.
Таким образом, проведенное нашей ассоциацией исследование показывает, что страховой сектор может сильно помочь государству значительно снизить уровень смертности и травматизма от ДТП. Может, но не хочет. Ждет, когда государство наконец поймет его социальную роль.
Михаил БЕРЛИН, президент Всеукраинской общественной организации «Ассоциация безопасности дорожного движения»
Вся пресса за 28 октября 2014 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, За рубежом, Регулирование, Автострахование, Управление риском
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
13 января 2025 г.
|
|
ТАСС, 13 января 2025 г.
«Эксперт РА»: в 2025 году прирост на страховом рынке может составить до 40%
|
|
ПРАЙМ, 13 января 2025 г.
«Эксперт РА»: страхование не-жизни в 2025 году вырастет на 10%
|
|
ПРАЙМ, 13 января 2025 г.
«Эксперт РА» назвало два сценария развития страхового рынка России
|
|
Frank Media, 13 января 2025 г.
Эксперт РА: страховщики критически зависят от премий по страхованию жизни
|
|
Российская газета, 13 января 2025 г.
«Белый» полис и долевое страхование жизни: глава РСА Евгений Уфимцев – о нововведениях для автомобилистов
|
|
Российская газета, 13 января 2025 г.
«Рекорды» страхового рынка может обеспечить дублирование статистики
|
|
Коммерсантъ, 13 января 2025 г.
Истечение страховых обстоятельств
|
|
Ведомости, 13 января 2025 г.
В 2025 году страховой рынок может вырасти более чем на треть
|
12 января 2025 г.
|
|
29.ru, Архангельск, 12 января 2025 г.
Жительница Коношского района стала жертвой обмана, ответив на звонок от якобы сотрудника страховой компании
|
|
161.ru, Ростов-на-Дону, 12 января 2025 г.
Страховщик рассказал, как страхуют предприятия и дома в Ростовской области от дронов и ракет
|
|
Казинформ, Астана, 12 января 2025 г.
Страховые выплаты за вред здоровью: как это работает в Казахстане
|
|
Дейта, Владивосток, 12 января 2025 г.
Водителям с ОСАГО могут начать рассылать предупреждения
|
|
Конкурент, Владивосток, 12 января 2025 г.
В ОСАГО грядут новые перемены? Депутат вступился за водителей
|
|
properm.ru, Пермь, 12 января 2025 г.
В Чусовом за пожар в пожарной части с поджигателей потребовали сотни тысяч
|
|
Финмаркет, 12 января 2025 г.
Всероссийский союз страховщиков разработает стандарты для «коротких» полисов
|
|
МК-Чебоксары, 12 января 2025 г.
В 2024 году на дорогах Чувашии зафиксирован 51 случай гибели животных
|
|
Forbes, 12 января 2025 г.
Аналитики оценили выплаты страховых компаний из-за пожаров в Лос-Анджелесе
|
 Остальные материалы за 12 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|