7 новостей, Рязань,
27 января 2015 г.
Медицине требуется лечение 622 просмотра
С проблемой реорганизации государственной системы здравоохранения широкие слои российского населения познакомились в полном соответствии с русской пословицей: «Гром не грянет – мужик не перекрестится». Создаётся впечатление, что только с наступлением 2015 года граждане впервые услышали о реорганизации здравоохранения и осознали опасности, связанные с ней.
«Пошли в народ» страшилки о сокращении врачей – узких специалистов, о том, что на высокотехнологичном оборудовании в связи с этим некому будет работать, о том, что вся медпомощь станет платной, а в больницах в разы сократится число коек… Оправданы ли эти опасения, или у страха глаза велики?
Что предвещало беду
Возможно, читатели удивятся, но в профессиональной среде – как медицинской, так и управленческой – о реорганизации структуры медицинского обслуживания россиян не только говорят, но и пишут в расчёте на широкую аудиторию уже несколько лет. Это касается и Рязанской области. Так, в газете «Совет директоров» в апреле 2013 года была опубликована большая статья Н. Поповой «Здоровье по прейскуранту», рассматривающая проблемы медицинской отрасли и перспективы их решения новым подходом. В ней затронуты следующие аспекты:
– «состояние здоровья» рязанцев. По мнению экспертов и медицинских статистиков, оно оставляет желать лучшего. В 2012 году увеличился такой показатель, как младенческая смертность – с семи до десяти человек на тысячу родившихся живыми. А естественная убыль населения составила минус 5,8 на тысячу.
– состояние учреждений здравоохранения. Здесь наряду с принятием долгосрочных целевых программ по укреплению материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и комплексной профилактике неинфекционных заболеваний у населения (которые вселяют надежду на усовершенствование медицинского обслуживания в рязанской глубинке), отмечены и нерадостные факты. Среди 1100 лечебных корпусов в области свыше 80 процентов требуют ремонта; каждое двадцатое здание – дореволюционной (!) постройки. Меж тем в списках учреждений здравоохранения, подлежащих капитальному ремонту в рамках целевой программы, 51 объект. «Всего» это или «как много», учитывая, что стоимость капремонта одного квадратного метра региональных медучреждений – около 10 тыс.руб.?
– «состояние здоровья» самой медицинской структуры. Здесь собеседники газеты ректор РГМУ им. И.П. Павлова Роман Калинин и главный редактор портала учреждений здравоохранения UZRF.ru Дмитрий Елисеев были единодушны в том, что главная проблема – кадровая: острый дефицит врачей во всех медицинских учреждениях области, особенно в районах, и нежелание выпускников медицинских вузов устраиваться на работу по специальности, опять же, наиболее заметная вне областного центра. Сам же корреспондент газеты попытался получить медицинскую помощь в травмпункте спального района Рязани и описал этот процесс – у него получился натуральный «арт-нуар».
– перспектива перевода государственных медучреждений на коммерческие рельсы, внедрение так называемого частно-государственного партнёрства, о котором говорилось осторожно, в сослагательном наклонении и будущем времени.
Так что «первые ласточки», сигнализирующие не экспертам (которые и так «в теме»), а рядовым пользователям государственной системы здравоохранения, что грядут её скорые и, возможно, необратимые изменения, пролетали по страницам СМИ, в том числе и рязанских. Другое дело, что «народные массы» их не заметили. То ли в надежде на авось, то ли по правилу думать о проблемах, которые наметились «здесь и сейчас», а не наметятся в будущем .
Но если кто-то и читал статьи и внял предостережениям – что лично он мог сделать? Что толку населению от этих предупреждений? Напрашивается две возможности. Первая, радикальная – помереть, не дожидаясь реформы. Вторая, чуть мягче – сменить место жительства, желательно на другое полушарие. Но кто сказал, что там нет проблем?
Как изменилась ситуация
Дмитрий Елисеев, главный редактор портала учреждений здравоохранения, рассказал РИА «7 новостей» своё видение структуры проблемы реформы здравоохранения.
Елисеев начал разговор с того, что, готовясь к нашей беседе, перечитал собственные публикации прошлого года – и увидел, что проблематика реформы здравоохранения в СМИ и в обществе изменилась достаточно сильно. Вопросы, что были актуальны в 2013-2014 гг., потеряли остроту. В первую очередь, сама собой начала решаться кадровая проблема, по крайней мере, по Рязани. По словам Елисеева, с 2014 года начался активный приток свежих выпускников медицинских вузов в лечебные учреждения.
– Скорее всего, люди поняли, что лучший бизнес – это надёжная профессия в руках. Молодые врачи сейчас готовы идти на мизерную зарплату, чтобы нарабатывать профессионализм. Также повлияло на кадровый дефицит в Рязани закрытие больниц в Москве. Большинство врачей московских – выходцы из Рязани и других городов-сателлитов, ибо хорошие специалисты традиционно выезжают на заработки в Москву. В первую очередь и сокращают иногородних. Люди возвращаются в свои регионы и устраиваются на работу, – говорит Дмитрий Елисеев.
Иными словами, на трудоустройство выпускников медицинских вузов и опытных врачей в Рязани повлиял экономический кризис. Угадывается и действие других факторов, например, понимание, что сегодня надёжнее работать в государственных, нежели в бизнес-структурах. Так что если совсем кадров больницам недоставало, сейчас всё не так. За одним исключением. По-прежнему очень мало людей соглашается работать участковыми врачами – это самая тяжёлая ежедневная неблагодарная работа. Врачей можно понять, но кто поймёт пациентов?
Как пример. У меня на участке нет врача уже лет шесть (вот и не верь в злокозненность числа 13, а именно таков номер нашего участка!). Но в городе можно придумать какие-то варианты. Посёлку Борки, где живёт 5 тысяч человек, у половины из которых нет участкового, после того как врач «не выдержала», намного тяжелее… Главное, что вопрос дефицита участковых врачей, как говорят специалисты, и не рассматривался в целевых программах, действие которых недавно закончилось и в целом оказало благотворное влияние на рязанское здравоохранение.
Дмитрий Елисеев пояснил: в период с 2008 по 2013 год, во время действия федеральной программы по мобилизации здравоохранения, на отрасль были «спущены» огромные средства, и, так как к хорошему быстро привыкают, она привыкла к обильному бюджету. Были реализованы «размашистые» проекты: построены новые больницы или больничные корпуса, в том числе в районах, куплено сверхсовременное дорогое оборудование. Вместе с тем, по мнению Елисеева, за этим «громадьём планов» как-то «подзабыли» о мелких, рутинных, но стратегически важных моментах.
К тому же реформа здравоохранения возлагает на участковых врачей особые упования. Речь идёт об ожидаемом и пугающем обывателей «сокращении узких специалистов». Дмитрий Елисеев утешил: вопрос не столько в сокращении, сколько в оптимизации лечебного процесса.
– У нас народ устроен так, что если заболело ухо, он сразу бежит к ЛОРу, нога – к травматологу и т.п. Но реалии таковы, что пациент должен пройти через «фильтр» врача общей практики, чтобы тот определил, что именно болит, чья это специализация, направил пациента на необходимые для диагностики анализы, чтобы он к специалисту уже пришёл с ними, – объяснил Елисеев. – Бегая по собственному почину по специалистам, человек тратит уйму времени и сил, а также создаёт ненужную загрузку специалистов, к которым он приходит с заболеванием не по их профилю. Некоторые поликлиники Рязани уже не записывают на первичный приём к узким специалистам – только к терапевту, чтобы тот направил к нужному врачу. Если чётко следовать этой логике, то нагрузка на специалистов снизится, и, возможно, потребности в таком их количестве, как сейчас, не будет. Задача руководства поликлиник – довести до пациентов, что не надо самому себе ставить диагноз.
«Обратного эффекта» – высвобождения, проще – оставления без работы части врачей – узких специалистов Дмитрий Елисеев не видит. Во-первых, потребность в них не исчезает. Во-вторых, сейчас можно устроиться и в частную клинику.
Но вопрос неоднозначный, о чём свидетельствует и прошлогодняя публикация «Наобум лазаря» на портале УЗРФ. Хотя корреспондент, с отсылкой на прямую речь врачей, доказывает читателям выгоды прохождения к специалистам через терапевта, комментаторы, тоже медики, делают оговорки. Один вспоминает случай неправильной диагностики, чудом не приведший к гибели пациентки (она обратилась к врачу в другом городе, и успели принять меры против прогрессирующего заболевания). Другой указывает на поверхностность знаний, присущую, после прохождения в институтах соответствующих курсов, и терапевтам, и узким специалистам, делая резонный вывод, что одна «ветвь» медицины другую не заменит, и что работать над лечением надо комплексно. А самый пространный комментарий принадлежит доктору медицинских наук Н.А. Магазанику. Он сводится к констатации факта, что от врача требуется не только профессионализм в постановке диагноза и назначении лечения, но и сердечность в отношении к пациентам, терпение, милосердие и снисходительность, практически как от священника-исповедника. Но и от пациента требуются те же высокодуховные качества по отношению к врачам.
К слову, о сокращениях. Муссируется ещё одно нововведение реформы: сокращение коек в стационарах. Оно восходит к тому, что пациент не всегда обоснованно находится на лечении в стационаре, иногда это некий «социальный акт» со стороны лечебного учреждения. По словам Елисеева, процесс стационарного лечения сейчас стандартизируется: больница финансируется по чёткому расчёту, сколько больных в стационаре, с какими заболеваниями, какое лечение им назначено и т.п. Сторонники новшества уверены: если следовать этим стандартам, то такого, как сейчас, количества коек стационарам не понадобится. Им на смену должна прийти расширенная сеть дневных стационаров: человек приходит в больницу только для прохождения процедур. Это метод старый, ещё советский, но сейчас пытаются стимулировать его применение в больницах.
Сколько приходится писать
Что всерьёз «напрягает» медиков, так это организация труда врача. Становится всё больше нормативов, согласно которым должно оформляться множество отчётных документов. К бумажной волоките в здравоохранении уже приспособились, родилась даже невесёлая шутка: «Пациент – это человек, который отвлекает врача от оформления документов». Однако сейчас всё сложнее: программа информатизации лечебных учреждений, начатая с 2010 г. и по идее призванная установить в клиниках информационные системы для разгрузки бумажного документооборота, привела к тому, что весь бумажный объём документов фактически дублируется в электронной базе – а кто её должен составлять?.. Правильно, лечащий врач.
Кстати, врачи в амбулаторном звене в основном пенсионного и предпенсионного возраста и весьма далеки от «высоких» информационных технологий. Новые бюрократические заботы порождают новые штатные единицы. Так, вместе с информатизацией появилась новая должность «медицинский регистратор». Функции этих сотрудников к клинической стезе отношения не имеют, а направлены лишь на обеспечение бюрократического оборота. А это дополнительная нагрузка на дефицитный бюджет поликлиник.
Федеральное правительство ставит перед здравоохранением задачу создания так называемого «электронного кабинета пациента». Чтобы человек приехал из Рязани в Нарьян-Мар, и по коду его страхового полиса в тамошней поликлинике могли просмотреть его «медкарту» и назначить верное лечение. Цель благая, но на этапе её реализации получается, что государственная система здравоохранения теряет гибкость за счёт увеличения документооборота и отчётности.
Почём панацея для народа?
Мы подошли вплотную к самому щекотливому аспекту реформы здравоохранения – её финансированию и переходу к существованию по законам рынка.
Реформа подразумевает переход на одноканальную систему финансирования. Если 10 лет назад это были муниципальные бюджеты, областные бюджеты, федеральные бюджеты плюс фонд обязательного медицинского страхования, то сейчас это только ФОМС, который распределяет средства по тарифам. «Тарифицирован» каждый пациент Рязанской области, и на лечебное учреждение выделяется ровно столько денег, сколько приписано к нему населения. Крупные поликлиники с десятками тысяч приписанных пациентов получают денег достаточно, мелкие – в микрорайонах, детские и пр., – получают, исходя из тарификации, копейки. С середины прошлого года свёрнуты почти все федеральные целевые программы – целевые средства в областной бюджет на здравоохранение практически не приходят. Итак, говорит Дмитрий Елисеев, такого обилия средств, как с 2010 по 2013 год, нет и не будет. Но повод ли это для паники?
Денег стало меньше, но это не значит, что их стало недостаточно. По мнению Елисеева, сейчас всё зависит от квалификации руководителя как отдельного лечебного учреждения, так и всей системы управления региональным здравоохранением. Чтобы существовать в условиях урезанного бюджета, надо проявлять навыки не врачебные, а менеджерские, причём высококвалифицированные.
Централизация медицинских учреждений Рязани уже идёт. Ряд их должен в ближайшее время перестать существовать как юридические лица и стать отделениями более крупных медучреждений. По планам, это даст «экономию» на сокращении административного аппарата в пользу непосредственных услуг населению, лекарств и т.д. Учитывая, что «сокращённые» руководители окажутся не на улице, а в другом кабинете, или даже в том же, но с другой табличкой на двери, менеджеры здравоохранения не видят в оптимизации ничего плохого и «бессердечного» (у нас, надеюсь, будет возможность взглянуть на эту проблему глазами руководителя, подпавшего под сокращение).
И, наконец, о коммерциализации. В Москве, говорит Дмитрий Елисеев, уже вовсю практикуется частно-государственное партнёрство: коммерческая структура берёт в управление государственную клинику. На место главврача приходит квалифицированный менеджер, который отлаживает каждый элемент системы, делая «бедную» поликлинику прибыльным коммерческим предприятием, сохраняя при этом все государственные гарантии, которые поликлиника давала населению. Так, по крайней мере, мыслится в идеале. Конечно, всегда есть вероятность, что планы сбудутся по известному стихотворению Льва Толстого:
Гладко вписано в бумаге,
Да забыли про овраги,
А по ним ходить…
До Рязани эта тенденции пока не дошла – наша область малоинтересна крупным федеральным сетям, которые специализируются на таких процессах.
О частно-государственном партнёрстве в медицине бытуют разные мнения. В ЖЖ некоего Михаила Фото эта метода откровенно названа «Медицинский геноцид в России». Михаил тревожится, что коммерциализация отрасли возымеет два последствия: целью медицины станет не исцеление больного, а выкачивание из него денег – врач будет понимать, что должен перевести острую боль в хроническую, но ни в коем случае не избавлять пациента от заболевания, иначе доход прекратится; и снизится квалификация врачей уже на уровне студента мединститута, где «платник» всё равно будет учиться, хоть он дуб дубом в медицине.
На взгляд Дмитрия Елисеева, не всё так мрачно: количество коммерческих клиник в Рязани растёт геометрически с каждым годом, и это показатель не только «приспособляемости» врачей к новым реалиям, но и востребованности платной медицины у жителей. Тем более, что у работников частной клиники выше сознание своей репутации, «борьбы» за пациента с помощью качественных услуг. Что же касается контроля за их деятельностью, то тут проверяющих более чем достаточно: всякий медицинский центр находится под контролем и Роспотребнадзора, и Росздравнадзора, и лицензионного отдела Минздрава, проходят и плановые проверки, и проверки по жалобам.
Честно говоря, все мы знаем, что здравоохранение в России уже давно «условно-бесплатное». Каждый из нас наверняка слышал рассказ знакомого, который частным образом вознаградил врача – или сам оказался в такой ситуации. Говорят, что, покидая палату стационара, пациенты «сбрасываются» в пользу персонала. Так не честнее ли сделать вознаграждение официальным и тарифицированным?
Единого общественного мнения тут не выработаешь. Платный визит в медицинский центр для одинокой пенсионерки кажется «грабежом», а для вечно занятой, чтобы сидеть в очередях, бизнес-вумен, единственно возможным вариантом. Мамочки, скорее, предпочтут с насморком чада обратиться в детскую платную поликлинику в соседнем доме, чем ехать на другой конец города и ждать приёма в кругу чихающих детишек. Лично я сочетаю по обстоятельствам «платное» и «бесплатное» лечение. Но, конечно, коммерциализация всей медицинской помощи вызывает некоторый шок. Однако даже сторонники такого подхода не думают, что внедрение частно-государственного партнёрства полностью отменит все социальные гарантии в области здравоохранения. Как выразился Дмитрий Елисеев в окончание нашей беседы, «рухнуть государственной системе здравоохранения никто не даст».
Елена САФРОНОВА
Вся пресса за 27 января 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Регионы, Тенденции, Обязательное медицинское страхование
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|