Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров прокомментировал ситуацию с РЖД и страховой компанией "ЖАСО", а также рассказал о мерах, предпринимаемых его ведомством для повышения конкуренции и защиты прав потребителей на рынке страховых услуг.
Финанс.,
28 февраля 2005 г.
Андрей Кашеваров: "Мы лишь расчистили поле для конкуренции" 1185 просмотров
В ответ на запрос "Ф." замруководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Андрей Кашеваров рассказал о том, что делает служба для повышения конкуренции и защиты прав потребителей на рынке страховых услуг.
- Андрей Борисович, как ФАС относится к тому, что пассажирам железнодорожного транспорта насильно продают страховые полисы ЖАСО? - Полисы этого страховщика продолжают выдаваться в добровольно-принудительном порядке. Нарушения здесь не редкость. Если вы скажете, что он вам не нужен, то кассир оставляет полис у себя, но деньги за него не возвращает. То есть идет навязывание услуги, при этом никто пассажиров не информирует. Еще с советских времен многие наши сограждане испытывают нервное возбуждение при получении проездного документа, и обычно никто не спорит, свои права не отстаивает. Маркетинговая политика ЖАСО, играющая на таких особенностях психологии пассажира, работает безотказно.
- Но неужели никто не жалуется? - Почему же, обращения были. Более того, мы направляли в РЖД и ЖАСО письмо с указанием на то, что билетные кассиры не вправе допускать навязывание страховых услуг.
- Очевидно, оно не помогло. Может быть, есть какие-то более действенные меры? - Нам достаточно сложно доказывать сам факт навязывания, мы не правоохранительные органы, у нас нет полномочий по оперативно-розыскной деятельности, ФАС не составляет протоколы, которые впоследствии могут стать доказательствами в суде. Необходимо совершенствовать законодательство. Мы не просим придать ФАС какие-то особенные полномочия - составлять протоколы или снимать свидетельские показания, пусть этим занимаются органы внутренних дел, но также в рамках наших антимонопольных расследований.
- Вы предлагали какие-то конкретные изменения в законы в связи с этим? - Были предложены две законодательные новеллы о взаимодействии с МВД, но мы вынуждены были от них отказаться, поскольку министерство посчитало, что действующая нормативно-правовая база и так позволяет эффективно с ним сотрудничать. Повторюсь, мы не хотим возлагать на себя функции, связанные с оперативно-розыскной деятельностью. Хотя в Европе у наших коллег практикуются так называемые проверки на рассвете, в ходе которых собираются доказательства.
- И, тем не менее, вы продолжаете тяжбу с РЖД, пытаясь принудить их к заключению договора с другим страховщиком. Это своего рода обходной маневр? - Мы абсолютно убеждены, что если бы РЖД заключили договор с несколькими страховщиками на предоставление услуг пассажирам, мы получили бы некую конкурентную среду. А у пассажиров появился бы выбор среди страховых продуктов, в том числе выбор не страховаться вовсе, потому что кассир тогда априори не будет знать, какую компанию "вбить" в документ, - сейчас же он вбивает реквизиты ЖАСО "автоматом". Ситуация здесь достаточно показательна с точки зрения возможности создания конкурентной среды на отдельно взятом рынке. В чем суть проблемы? Сегодня страхование пассажиров на всех железных дорогах осуществляет более полутора десятка различных ЖАСО (просто ЖАСО, "ВостсибЖАСО", "ДальЖАСО" и другие), которые так или иначе составляют одну группу, хотя и являются самостоятельными юридическими лицами. Наше разбирательство началось по вполне стандартным мотивам. Руководство Московской железной дороги направило ряд телеграмм начальникам станций о понуждении к заключению договоров только лишь с ЖАСО и о прекращении договоров и незаключении новых с "ЖАСО-полис", которое не входит в группу этих компаний. Мы возбудили дело, РЖД отменили телеграмму, и, казалось бы, на этом ситуация могла быть исчерпана. Но этим мы лишь расчистили поле для конкуренции. А вот насаждать ее, в буквальном смысле насаждать, - это вторая часть задачи. Поэтому мы подали исковое заявление в суд о принуждении РЖД к заключению договора с "ЖАСО-полис".
- Но суд первой инстанции, а затем и апелляционной оказались не на вашей стороне. Что дальше? - Пока не пройдем до конца все процедуры, не остановимся. Если по линии рассмотрения дела в суде мы проиграем, у нас остается административный ресурс - убеждение через совет директоров РЖД. В этом органе представлено государство, в том числе в лице главы ФАС Игоря Артемьева. Есть практика выдачи правительственных директив для принятия решения советом, вот мы и будем настаивать на том, чтобы эта практика применялась.
- Нарушения допускают не только операторы рынка, вы сами обращали внимание на некорректные действия властей. Часто ли приходится с ними сталкиваться? - В среднем за год через нашу систему проходит около 330-340 различных дел по всем финансовым рынкам. В 58% случаев в текущем году, в 72% - в прошлом, основанием для их возбуждения служили нарушения со стороны органов власти различных уровней. Эта проблема с трудом поддается решению. Два года назад в федеральных округах при участии полпредов прошли семинары по защите конкуренции в сфере финансовых услуг, где анализировалось исполнение закона при проведении конкурсов по отбору организаций, обслуживающих бюджетные средства. Статистика, увы, печальная: лишь 4-10% финансовых организаций выбирается по конкурсу, остальные - росчерком пера. Впрочем, далеко не всегда по этим нарушениям возбуждаются дела, иногда достаточно направить письмо о необходимости привести ситуацию в соответствие с законом. Так мы поступили, например, в случае с отбором страховых компаний в систему лекарственного обеспечения льготников. По этому поводу мы обратились в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, откуда нам недавно прислали конкурсную документацию. Или другой пример - в конце декабря МИД перенес по нашему настоянию тендер по страхованию зарубежного имущества, поскольку конкурсная документация не была надлежащим образом согласована. В этих случаях дела не возбуждались, но ситуация разрешилась. Кроме того, последнее время у нас масса дел заканчивается добровольным устранением нарушений, и это касается не только органов власти, но и непосредственных операторов рынка. Андрей Кашеваров о предыстории вопроса с ЖАСО - Дело рассматривалось в тот период, когда шла реорганизация, точнее передача имущественных комплексов железных дорог - самостоятельных юридических лиц в РЖД. В свое время Московская железная дорога подписала тройственный договор о так называемом информационном обмене с ЖАСО и "ЖАСО-полис". Все происходило следующим образом. Есть кассиры, которые продают билеты, есть кассовые аппараты, которые автоматически их "пробивают". Вы получаете свой проездной документ и "автоматом" к нему кассир распечатывает на соответствующем бланке страховой полис. Так вот, до создания РЖД компании ЖАСО и "ЖАСО-полис" заключали агентские соглашения с кассирами. С каким кассиром заключишь договор, тот твой полис и "пробивает". При этом цены были практически одинаковыми - в среднем примерно 15 рублей за одну поездку. Борьба за "точки реализации" шла путем предложения большего или меньшего агентского вознаграждения. Но в какой-то момент РЖД заключили новый договор с ЖАСО и не сделали этого с "ЖАСО-полис", в этот момент действие тройственного договора де-факто прекратилось, а те кассиры, у которых были соглашения с "ЖАСО-полис", автоматически их расторгли, иначе им грозило бы увольнение. В то же время с юридической точки зрения судьба прежнего соглашения осталась неопределенной. Непонятно, например, перешли права и обязанности по нему от МЖД к РЖД или нет. На комиссии в ФАС представители Российских железных дорог уверяли, что не перешли, поэтому-то они и перезаключили договор с ЖАСО. Тогда мы задали вопрос, а почему нельзя перезаключить договор и с "ЖАСО-полис", которое к ним по этому поводу также обращалось? Нам ответили, что обращение это рассматривается. "Мы же - коммерческая организация, и нас никто не обязывает давать ответы через месяц или два", - говорили представители РЖД. Мы несколько раз созывали комиссии, чтобы дождаться их реакции на обращение "ЖАСО-полис". Но железнодорожники постоянно высказывали какие-то замечания к договору, рассмотрение дела не единожды переносилось до тех пор, пока не стало очевидным, что от РЖД мы ничего не дождемся. Тогда-то ФАС и обратилась в суд с иском о понуждении к заключению договора. Иск рассматривался сначала в первой инстанции, потом в порядке апелляции, мы дважды проиграли. Но интересно, что на втором суде представители РЖД заявили совсем не то, что говорили на комиссии, а именно: тот тройственный договор между МЖД, ЖАСО и "ЖАСО-полис" действует, а права по нему перешли к РЖД. И вроде бы получается, что предмета иска нет. Если в решении суда мы обнаружим, что тот тройственный договор действует (ведь на этом основании нам суд отказал в удовлетворении искового заявления), мы будем добиваться его исполнения. В противном случае мы пойдем дальше, в кассацию. Беседовал АРТЕМ ФЕДОРОВ
Вся пресса за 28 февраля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|