Ведомости Законодательного Собрания Новосибирской области,
6 февраля 2015 г.
Больше денег - больше помощи 1210 просмотров
Директор ТФОМС Елена Ягнюкова рассказала, какие исследования входят в систему ОМС, то есть являются бесплатными.
Как ФОМС защищает наши права? Какие высокотехнологичные исследования входят сегодня в систему обязательного медицинского страхования, то есть являются бесплатными для застрахованных пациентов?
Директором территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области в апреле 2014 года назначена Елена Ягнюкова. В ТФОМС она работает с 1998 года, с декабря 2011 года занимала должность заместителя директора организации. Окончила Новосибирскую государственную академию экономики и управления. Имеет квалификацию «экономист».
- Фонд обязательного медицинского страхования является проводником государственной политики, прежде всего, на предоставление бесплатной медицинской помощи, доступной и качественной, - поясняет Елена Владимировна. - Мы призваны не только аккумулировать средства на эти цели, создать условия для стабильности отрасли, но и обеспечивать права застрахованных.
- То есть в случае конфликтных ситуаций пациенты могут обращаться в ТФОМС?
- Конечно. Однако фонд - это окончательная инстанция в досудебном споре между медучреждением и страховой компанией, и в первую очередь, финансовый орган. А основным связующим звеном между медучреждением и пациентом должна всё же стать страховая компания.
- Сколько таких организаций включены в реестр?
- В системе обязательного медицинского страхования несколько лет работают одни и те же страховые компании: ООО «СИМАЗ-МЕД», ОАО «РОСНО-МС» и ООО «Страховая компания «Ингосстрах-М». О своём желании включиться в реестр недавно заявило ОАО «ВТБ Медстрахование», но каких-то реальных шагов к началу деятельности пока не предпринимало.
- Такой вид деятельности - в системе ОМС - неинтересен страховым организациям?
- С точки зрения фонда, число страховых компаний оптимальное, но, с другой стороны, чем их больше, тем больше развита конкурентная среда. К сожалению, ограничений для соперничества нет. Оно сводится порой к нарушениям этического плана, когда компании пытаются перетянуть друг у друга «электорат», не предлагая при этом застрахованным никаких преимуществ.
- В чём может быть это преимущество?
- Страховщики должны стать помощниками застрахованных граждан. Как пример, компании начинают открывать свои представительства в медицинских организациях. Специалисты ведут разъяснительную работу с людьми, помогают пациентам разобраться в конкретной ситуации. Людям, согласитесь, проще обратиться к «адвокату», который возьмёт на себя решение их вопроса, чем заниматься этим самим, не зная порой куда обратиться, как спросить.
Об уровне доступности оказания медпомощи сложно судить на основе записей в журналах регистратуры. Человек смог записаться на приём в день, когда ему это требовалось, или спустя неделю? Хотелось, чтобы страховщики совершенствовали подходы к оценке уровня доступности медицинской помощи, сроков ожидания узких специалистов, диагностических исследований. И чтобы для пациентов этот процесс был ощутим.
С 2013 года действует проект «прямая линия ОМС». В поликлиниках Новосибирска, где было больше всего нареканий от пациентов, установлены таксофоны. За защитой своих прав можно обратиться по прямой связи либо в свою страховую компанию, либо в наш фонд.
- Федеральный закон об ОМС позволил самостоятельно выбирать страховую компанию, менять одну на другую. Как часто жители региона пользуются этим правом?
- В большинстве случаев люди переходят из одной страховой компании в другую не потому, что прежняя их по каким то причинам не устраивает, основной посыл - уровень доступности и удобство подачи документов на получение полиса. Зачем для этого ехать в другой конец города, если по соседству открылся новый офис? Традиционно в районах области жителей страховала компания «Ингосстрах-М». Сейчас и другие компании стали там открывать свои офисы. Люди сами решают, куда им удобнее обращаться.
- Елена Владимировна, как за последние годы изменился бюджет ТФОМС?
- В 2010 году он составлял 9,6 миллиарда рублей, сегодня - 25,7 миллиарда рублей. Объём финансирования вырос в 2,7 раза, и наши пациенты это должны почувствовать. Прежде всего, в программу ОМС вошли дорогостоящие диагностические исследования, та же магниторезонансная томография, которая прежде была недоступна. Это не означает, что МРТ предоставляется всем по желанию, показания к исследованию определяет лечащий врач.
В числе дорогостоящих исследований - сцинтиграфия, молекулярно-генетические исследования, диагностическая коронаровентрикулография и другие. С 2014 года из средств ОМС оплачивается лечение бесплодия с применением методов вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО).
Кроме этого, в программу ОМС «погрузились» оказание скорой медицинской помощи и 450 видов высокотехнологичной, причём по разным профилям заболевания.
Эндопротезирование суставов конечностей, имплантация кардиостимуляторов, ангиопластика и стентирование сосудов, отдельные хирургические виды лечения при офтальмологических, урологических и онкологических заболеваниях, комплексное лечение сахарного диабета с установкой средств суточного мониторирования.
Средняя стоимость ресурсоёмкого случая составила 130 тысяч рублей. Для сравнения: в стационаре она составляет около 22 тысяч рублей.
Высокотехнологичную помощь уже получили около 5 300 пациентов. Такого интенсивного времени, когда каждый год появляется что-то новое в программе ОМС, у нас ещё не было.
- Как часто проводится экспертиза качества предоставления медицинских услуг? По данным сайта ТФОМС, за 9 месяцев 2014 года нарушения выявлены в 31 проценте медучреждений. Каковы наиболее распространённые?
- Плановая экспертиза проводится не реже одного раза в год - в процентах от числа законченных случаев, это определяется ведомственным приказом. Эксперты выборочно изучают истории болезни, карточки пациентов. Бывают и внеплановые проверки - по жалобам застрахованных, в случае летального исхода, при повторной госпитализации пациента с одним и тем же диагнозом в течение короткого срока. Выясняют, что послужило причиной - хроническая болезнь или некачественное лечение? При изучении случая эксперты могут запросить всю документацию - от талона вызова «скорой» до выписки из стационара.
- По бумагам может быть одно, а на самом деле - другое. Эксперты выясняют, действительно ли проводились пациенту те или иные манипуляции или исследования?
- В качестве экспертов выступают доктора с опытом работы не менее десяти лет, имеющие специальную подготовку по проведению экспертиз. Безусловно, эксперт, прежде всего, работает с документацией. При её изучении он способен оценить, правильно ли врач собрал анамнез, проявил ли настороженность к жалобам, всё ли сделал для своевременной установки диагноза? Кроме того, в системе предусмотрена и очная экспертиза, когда врач-эксперт проводит осмотр пациента. При этом привлекаются специалисты и из других территорий. Если пациент сообщает о том, что в его карте записаны анализы, которые он не сдавал, устанавливается факт приписки. На медицинскую организацию накладывается штраф. Чтобы, в частности, предотвратить подобные случаи, в 2015 году ФОМС по поручению президента страны запускает систему информирования застрахованного о стоимости оказанной ему медицинской помощи за счёт средств ОМС.
- Каким образом это будет происходить?
- В медицинских организациях при выписке пациента или завершении лечения по его желанию будет выдаваться справка о том, сколько стоила полученная пациентом медицинская помощь, включая расходы по его пребыванию в стационаре и питанию. В будущем эти цифры застрахованные смогут увидеть в своих личных кабинетах на сайтах ТФОМС и городской регистратуры. Возможно, будет использована система смс-оповещения. По опыту территорий, где проект уже был апробирован, механизм информирования позволяет стимулировать медицинские организации более дисциплинированно относиться к качественному и достоверному учёту услуг. А для граждан это стимул более ответственно относиться к своему здоровью, регулярно проходить профилактические осмотры.
- Часто жалуются новосибирцы на работу поликлиник, стационаров?
- В 2014 году таких жалоб было 507, это 0,002 процента от общего числа законченных случаев. Обоснованными признаны 357. Жалоб на доступность медицинской помощи, сроки ожидания было 312, обоснованными признаны 283. В большинстве случаев причиной того, что люди не вовремя или не того качества получили помощь, является дефицит медицинских кадров. Сказывается и недостаточная организация системы логистики пациентов как внутри медицинской организации, так и в системе внутриведомственного взаимодействия. Если заболел свой узкий специалист или врач УЗИ - дайте пациенту направление на обследование в другом медицинском учреждении.
- Федеральный закон об ОМС позволяет пациенту сменить поликлинику, врача. Как часто новосибирцы это делают?
- Сейчас разрабатывается система прикрепления застрахованных граждан к медицинским учреждениям. Это нужно для того, чтобы определить, насколько востребовано и рентабельно работает то или иное учреждение. А правом выбора медучреждения воспользовались порядка 65 тысяч граждан. Всего же в Новосибирской области в системе ОМС застраховано 2 миллиона 763 тысячи человек.
- Получают ли люди отказ, когда хотят поменять поликлинику?
- Отказы есть, в том числе и объективные, и необоснованные. Например, многие хотели бы получать помощь в поликлиниках в центре города. Однако медучреждения не могут работать больше своих мощностей. Тем не менее для прикрепления застрахованный может выбрать медицинскую организацию независимо от регистрации по месту жительства. Об этом не всегда знают сотрудники поликлиники. Люди меняют место жительства, появляются новые микрорайоны, и это тоже сказывается на «миграции» пациентов.
- Новый полис позволяет получать помощь в любом медучреждении России. Как часто новосибирцы лечатся за пределами области? И едут ли к нам за какими-то услугами?
- По данным межтерриториальных расчётов, объём помощи застрахованным в других субъектах РФ на нашей территории примерно сопоставим с объёмом услуг, которые получают наши застрахованные в других регионах. В наш регион специально за медицинской помощью едут в федеральные центры, областную и дорожную клинические больницы. Какая-то часть пациентов - это люди, имеющие полис другой территории, но живущие в Новосибирской области. Новосибирцы чаще всего получают лечение в Москве. В том числе и студенты, и те, кто уезжает туда работать.
- Много говорится о том, что надо вовлекать в программу ОМС негосударственные лечебные учреждения. Как частники откликаются?
- В реестр в 2014 году вошло 46 частных медицинских организаций. Однако по итогам года мы видим, что к выполнению государственного задания приступила только половина из них. Остальные не предъявили к оплате ни одного пациента.
- Елена Владимировна, как эксперт, как вы можете оценить уровень и качество оказания медицинской помощи в Новосибирской области?
- Стали единичными случаи взимания с пациентов средств, в частности, во время лечения в стационарах - ещё несколько лет назад таких жалоб было много. И они недопустимы в условиях, когда постоянно растёт финансовая обеспеченность лечебного процесса, расширяется перечень закупаемых препаратов разной ценовой категории. Например, для региональных сосудистых центров приобретаются дорогостоящие препараты для проведения тромболизиса. В каждом лечебном учреждении постоянно имеется двух-трёхмесячный запас препаратов. Иным стал спектр оказываемых услуг, он значительно расширился. Практически на «нет» сошли жалобы на несвоевременное получение такого вида исследования, как УЗИ. Конечно, резервы для улучшения и качества оказания, и доступности медпомощи есть, и мы совместно с медицинским сообществом и страховыми компаниями будем над этим работать.
Любовь ЩЕРБАНЕНКО
450 видов высокотехнологичной медицинской помощи оказывается за счёт средств ОМС.
Вся пресса за 6 февраля 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|