V1.ru, Волгоград,
31 марта 2015 г.
Как сделать страхование синонимом уверенности 737 просмотров
По исследованиям аналитиков, около половины российских семей вообще не пользуются страхованием. Даже масштабные природные катастрофы последних лет, причинившие колоссальный ущерб, не подтолкнули соотечественников к страхованию имущества и своего здоровья.
Недавно Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) опросило жителей страны и выяснило, что 47% семей не вовлечены в страхование. Если переходить к частностям, то в Южном федеральном округе страхуют дома и квартиры только 9% жителей, а полисы от несчастного случая есть у 17% граждан. Статистика показывает, что в Западной Европе отношение к страхованию кардинально отличается – люди воспринимают полис как гарант финансового благополучия: в Германии застраховано 80% всех квартир, в Великобритании – до 90%, при том, что страхование имущества там, как и у нас, добровольное.
Мы, к сожалению, не можем похвастаться меньшим числом коммунальных аварий, несчастных случаев, буйства стихии. В прошлом году, по данным МЧС, в ЮФО произошли 52 чрезвычайные ситуации и 447 социально значимых происшествий, которые повлекли ущерб имуществу большого количества людей и нарушение условий жизнедеятельности.
В чем же причины малого охвата населения страхованием? Первое – это национальный менталитет. Старинная поговорка «пока гром не грянет, мужик не перекрестится» актуальна по сей день. Речь здесь не только о покупке страховки, но и об обеспечении сохранности имущества и безопасности окружающих. Надежда на авось, пренебрежение элементарными правилами безопасности регулярно приводят к происшествиям на территории частной и предпринимательской собственности, а в ряде случаев к разорению и человеческим жертвам. Конечно, страховой полис не убережет от пожара, но поможет восстановить имущество, сохранить прежний уровень благосостояния, компенсировать вред пострадавшим. Кроме того, при принятии на страхование крупных объектов они подлежат страховой оценке рисков. Страховой специалист обращает внимание на уровень пожарной безопасности, охраны и консультирует по вопросу улучшения этих систем.
Еще одна наша особенность – суеверия. Люди предпочитают не думать о плохом, чтобы «не накликать беду», и поэтому обходят стороной разговоры о страховании от несчастных случаев, критических заболеваний, страховании жизни. Происхождение самого слова «страхование» от слова «страх», в отличие от английского insurance – «уверенность», не прибавляет симпатии к этому финансовому инструменту.
Также опросы российских граждан, споры вокруг стоимости обязательных видов страхования показывают, что страхование считается «дорогим удовольствием». На Западе зарплаты потребителей позволяют им откладывать на страхование жизни, страховать движимое и недвижимое имущество и т. д. С одной стороны, с этим нельзя не согласиться. Однако большинство россиян могут позволить себе платить в год по 2,5 тысячи рублей за страхование квартиры на 500 тысяч рублей. А страхование от несчастных случаев с покрытием 30 тысяч рублей в среднем обойдется в 300–400 рублей в год.
Кроме того, и на Западе любят считать деньги, поэтому активно пользуются механизмами снижения расходов на страхование, например, за счет франшизы, страхования исключительно от катастрофических рисков и т. п. В то время как в России франшиза остается недооцененной.
Это объясняется низкой финансовой грамотностью населения. К сожалению, эта беда не только тормозит развитие страхования и других финансовых рынков, но и делает граждан легкими жертвами мошенников. Когда Минфин в последний раз разрабатывал стратегию развития страхования, он отдельным пунктом указал повышение финансовой грамотности граждан. Кстати, министерство недавно организовало неделю финансовой грамотности для детей и молодежи по всей России. Хотелось бы, чтобы это мероприятие было регулярным, и в нем нашлось место для страхования.
Среди причин низкой распространенности страхования в России и плохая репутация страховщиков. Как правило, волна негативного настроения накрывает весь рынок при недобросовестных действиях его отдельных игроков. Вместе с тем интересно, что лояльность потребителей к своим страховщикам находится на высоком уровне: по данным НАФИ, лишь 10% держателей полисов хотят сменить свою страховую компанию. А статистика Центрального банка РФ свидетельствует о том, что страховщики платят: в 2014 году они урегулировали 23,3 млн страховых случаев и выплатили 472,27 млрд рублей страхового возмещения.
Возвращаясь к сравнению с Западом, не лишним будет отметить, что там гораздо более развито понятие частной собственности, которое исторически практически отсутствует у нас. Поэтому граждане по привычке «в случае чего» надеются на государственную помощь.
Жители развитых стран отличаются и осознанием ответственности перед окружающими, чему способствуют их судебные системы. Разлитый горячий кофе в ресторане, травма соседа на скользком крыльце ведут к крупным компенсациям по решению судов. В России же такой практики нет, и пострадавшим в судах, как правило, не удается добиться справедливого взыскания с виновников ущерба. Первые адекватные стандарты стоимости человеческой жизни установлены в недавно принятых страховых законах: о страховании ответственности владельцев опасных объектов и перевозчика перед пассажирами. В перспективе отметка в два млн рублей за жизнь человека, установленная в этих документах, может стать основой при защите потерпевшими своих прав и интересов вне рамок данных законов.
Для стимулирования страхования государство должно передавать функцию по возмещению глобального ущерба населения страховщикам. Это поможет направить миллиарды рублей, которые государство тратит на возмещение ущерба от катастроф, на другие социальные нужды. Правительство уже делает такие попытки, работая над законопроектом о добровольном страховании жилья. Внедрение страховых программ должно сопровождаться разъяснительной работой властей и страховых компаний. Также требует совершенствования законодательство в сфере страхования жизни, что позволило бы этому продукту конкурировать с традиционными банковскими программами. Кроме того, Центральный банк должен продолжать вести усиленную работу по контролю участников рынка и предвосхищать уход проблемных компаний с долгами.
В заключение: по данным НАФИ, уровень доверия наших граждан к страховому рынку можно оценить как средний: 37% доверяют страховщикам и 34% – нет. При этом приобретение страхового полиса существенно повышает уровень доверия: среди тех, кто имеет один полис, показатель доверия составляет уже 47%, а среди обладателей двух и более страховок – около 60%. Оценивая качество обслуживания в страховых компаниях, 60% страхователей дают нейтральные и позитивные отзывы, доля негативных откликов – всего 7%. Отсюда можно сделать простой вывод: чтобы оценить эффективность механизма страхования, нужно начать страховаться!
Директор ОАО «СОГАЗ» по управлению региональной сетью Акил ЗУБИР
Вся пресса за 31 марта 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Исследования, Маркетинг
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
|
Лента.Ру, 18 декабря 2024 г.
Проверки ОСАГО с дорожных камер запустят в трех российских регионах
|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 18 декабря 2024 г.
В Свердловской области видеокамеры подключат к проверке ОСАГО
|
|
Tazabek, Бишкек, 18 декабря 2024 г.
Жогорку Кенеш принял законопроект о страховании в первом чтении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Новые юрисдикции оказывают влияние на ситуацию на европейском сегменте кэптивного страхования: AM Best
|
|
Вечерний Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловские автовладельцы купили полисов каско на 410 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 18 декабря 2024 г.
Лидеры в области данных в сфере страхования считают внедрение ИИ решающим фактором для сохранения конкурентоспособности
|
|
РИА57, Орел, 18 декабря 2024 г.
Орловцы стали реже страховать жизнь и здоровье
|
|
Сургутская трибуна, 18 декабря 2024 г.
Жители Югры вложили в страхование 14 млрд рублей
|
|
korins.ru, 18 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования: поправки коснутся растениеводов и животноводов
|
|
Российская газета онлайн, 18 декабря 2024 г.
«ДМС становится частью базового соцпакета»: ВСС рассказал об основных тенденциях на рынке страхования
|
|
Агентство городских новостей Москва, 18 декабря 2024 г.
Почти 3 млн полисов электронного ОСАГО продано в Москве в январе – ноябре
|
|
РБК.Татарстан, 18 декабря 2024 г.
В Татарстане снижается число уголовных дел о мошенничествах в страховании
|
|
Интерфакс, 18 декабря 2024 г.
ВСС инициировал законодательное расширение полномочий страховщиков для борьбы с мошенниками
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Более 3,5 млн жителей Донбасса и Новороссии оформили полисы ОМС
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|