Коммерсантъ,
20 апреля 2015 г.
Страховка без ущерба
999 просмотров
Граждане могут получить возможность бесплатно отказаться от страховок, приобретенных при получении потребительских кредитов. Сейчас у заемщика нет возможности передумать без ущерба: отказ от купленной страховки обычно влечет за собой потерю средств, уплаченных страховщику. Представители Банка России и Федеральной антимонопольной службы наметили три варианта смягчения условий отказа от страховки.
Вопрос смягчения для заемщиков условий отказа от дополнительных страховок при получении потребкредитов обсуждался на прошлой неделе на совещании в ЦБ, в котором участвовали представители ЦБ и Федеральной антимонопольной службы, рассказал «Ъ» заместитель главы ФАС Андрей Кашеваров. Информацию о совещании подтвердили в Банке России.
Согласно нормам Гражданского кодекса гражданин имеет право отказаться от страховки в любое время, но уплаченная страховщику премия возврату не подлежит, «если договором не предусмотрено иное». По словам гендиректора компании «Сбербанк Страхование» Максима Чернина, «полный возврат оплаченной премии страхователю в рамках кредитного страхования во время «периода охлаждения» предлагает считаное число компаний». Так, например, клиент может решить расторгнуть договор добровольного страхования через три недели после его подписания, а страховая компания вернет ему только треть от уплаченной премии, мотивируя это расходами на ведение дела. В зависимости от срока, суммы и вида кредита ежемесячный платеж по страховке может составлять от 0,3% до 1,4% от суммы кредита.
При этом даже сейчас, по оценкам руководителя управления андеррайтинга рискового страхования группы «АльфаСтрахование» Вадима Цурупы, в среднем по рынку от ранее приобретенных страховок отказываются до 10% клиентов.
Вопрос смягчения условий отказа от приобретенных при получении кредита страховок от нечастного случая, потери трудоспособности или работы и т. п. давно обсуждается Банком России и ФАС, но путей решения проблемы намечено не было. На последнем совещании ведомства обсудили три возможных варианта.
Первый предусматривает двухнедельный «период охлаждения», в течение которого заемщик может отказаться от приобретенной страховки и получить обратно 100% уплаченной премии. Второй вариант — страховка вступает в силу через две недели после подписания договора, в течение которых клиент может от нее отказаться. Третий — дать право заемщику отказаться от страховки, когда он захочет, но не бесплатно, расчет возвращаемой страховщиком суммы должен производиться с учетом фактического времени пользования страховкой.
Мнения страховщиков о предложенных вариантах разделились. По словам господина Чернина, «с правовой и экономической точек зрения более справедливыми являются второй и третий варианты». «В противном случае будет иметь место бесплатно оказанная услуга, что вызовет негативные операционные и налоговые последствия. Кроме того, возможны злоупотребления — человек сможет заключать и расторгать договор каждые две недели и неограниченно пользоваться услугой бесплатного страхования»,— считает господин Чернин. По оценкам участников рынка, разделяющих его позицию, внедрение первого сценария с большой вероятностью приведет к повышению стоимости страхования в среднем на 5%, так как в стоимость страховки будет закладываться риск ее возврата. Главе Всероссийского союза страховщиков Игорю Юргенсу не понравился как раз третий вариант — с амортизацией премии: «Невозможность спрогнозировать точную прибыль при реализации этого сценария приведет к удорожанию стоимости страховых полисов для клиентов, а для компаний — к необходимости формировать дополнительные резервы». Первый вариант фактически предоставляет гражданину две недели бесплатной страховки, продолжает господин Юргенс. «Наиболее приемлемый — вариант с отложенным вступлением в силу договора»,— заключает он. «Но если страховой случай наступит до вступления договора в силу, гражданину будет очень тяжело добиться какой-либо компенсации от страховой компании»,— возражает глава Финпотребсоюза Виктор Майданюк.
Любой из предложенных вариантов страхового грейс-периода для заемщиков снизит банковские доходы. По оценкам участников страхового рынка, в среднем комиссионные банкам за «сопутствующие» страховки составляют 30-80% от страховой премии. Введение льготных условий отказов от страховки может увеличить их долю в среднем по рынку до 15%, считает господин Цурупа. Это приведет к недополучению банками комиссионных доходов. «Доходы от продажи страховок при выдаче потребкредитов в среднем составляют более 10% от общего дохода розничного банка»,— признает собеседник «Ъ» в одном из таких банков.
«Участники совещания решили продолжить обсуждение данной инициативы для ее комплексной оценки и выработки механизмов реализации на экспертном совете ФАС, который состоится ориентировочно в мае»,— сообщили «Ъ» в ЦБ.
Валерия ФРАНЦЕВА
Вся пресса за 20 апреля 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Антимонопольная политика, Страхование от несчастных случаев
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Коммерсантъ, 23 января 2025 г.
Госдума расширит возможности для оформления аварий без ГИБДД
|
|
ПРАЙМ, 23 января 2025 г.
Индия продлила разрешение на работу для российских страховых компаний
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
В Лос-Анджелесе у не имеющих страховки хозяев сгоревших домов началась паника
|
|
Парламентская газета, 23 января 2025 г.
Сто тысяч за сотрясение: сколько получат пассажиры такси при ДТП
|
|
Известия, 23 января 2025 г.
Таксопаркам могут уменьшить штрафы за отсутствие страховки
|
|
ПРАЙМ, 23 января 2025 г.
Названы последствия снижения штрафа для юрлиц за перевозку без ОСГОП
|
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|