The Village, Москва,
21 апреля 2015 г.
Как перевозят произведения искусства 1081 просмотр
Руководитель компании, которая привозит работы на выставки, рассказал о том, кто разгружает фуры с шедеврами и можно ли украсть картину в дороге.
Как устроен рынок
Подразделение по перевозке предметов искусства появилось у «Вересова» в 2012-м, через год после открытия галереи. Мы решили создать свой сервис перевозки предметов искусства, который мог бы сотрудничать с музейными учреждениями и частными коллекционерами. В прошлом году в наш арт-холдинг вошла компания «Трансарт», которая занимается перевозкой произведений искусства более 15 лет.
Это очень узкий рынок. В России на нём работает пять-шесть компаний, две из них — c западным капиталом, пришли сюда ещё в 90-е. Бизнес не очень крупный. Средний оборот компаний — 100–150 миллионов рублей в год. Заказов много: все музеи перевозят произведения искусства с помощью специализированных транспортных компаний. Если они этого не делают, возникают вопросы по страховке. В России только три компании имеют лицензию на страхование предметов искусства — «Ингосстрах», «АльфаСтрахование» и «Европолис». При оформлении полиса для экспонатов, которые едут на выставку, сразу спрашивают, кто занимается транспортировкой. И если перевозчик непонятный, страховщик может не взять на себя эти риски. А без страховки разрешение на вывоз или ввоз не получишь.
Перевозка музейных выставок
В среднем мы перевозим одну крупную выставку в месяц. Сейчас занимаемся выставкой ко Дню Победы для музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, где пройдут основные мероприятия праздника с участием Владимира Путина и глав других стран (представьте уровень ответственности). Для Третьяковской галереи привозили Донскую икону Божьей Матери (Феофан Грек, XIV век) в Донской монастырь и обратно, русский авангард — в лондонскую галерею Виктории и Альберта. Сотрудничаем также с Пушкинским музеем и Манежем. Сейчас при организации выставки музеи объявляют тендер на перевозку произведений искусства. И это хорошо: прошли те времена, когда заказы на перевозку шедевров отдавались компаниям, где работают только бухгалтер и директор, порой в одном лице.
У нас над перевозкой одной выставки может в течение месяца работать до 20 человек. Сначала согласовываем списки предметов, выбираем упаковку, составляем техзадание. Все предметы искусства должны перевозиться по инструкции, выпущенной Министерством культуры ещё в середине 80-х годов. По этим требованиям, температура в машине не должна выходить за пределы диапазона в 18–22 градуса, влажность — 50–55 %. Мы в основном используем грузовики Mercedes со специальной системой климат-контроля. Она позволяет поддерживать нужную температуру, даже если что-то случилось в пути и машина встала. Сами фургоны (обязательно с пневмоподвеской) оборудованы специальным подъёмником-гидробортом для уменьшения колебаний при спуске и подъёме экспонатов. Есть требования к упаковке предметов искусства: климатические ящики изготавливаются по принципу термоса с использованием специальных материалов.
Прежде чем ехать за экспонатами в другой регион, нужно заранее отправить туда климатические ящики для упаковки — они не везде есть. Потом на место едет машина и наши упаковщики. Из труднодоступных мест (например, Киргизии) приходится везти самолётом. В Еврозоне у нас зарегистрирована отдельная компания со своим парком автомобилей. Если мы везём экспонаты из европейского музея, то мы используем их, а не гоним транспорт отсюда.
Очень трудно найти квалифицированных упаковщиков. Упаковкой занимаются в том числе профессиональные реставраторы. В Европе час работы такого специалиста стоит минимум 10–15 евро. Меньше платить им не получится: это люди с высшим образованием, которые понимают, как брать в руки произведения искусства. Я не могу принять на работу непроверенного человека. Это не DHL, UPS или «Почта России»: один неприятный случай может навсегда испортить репутацию. В этом процессе много сложностей, потому услуга дорогая. Перевозка предметов искусства внутри России в среднем стоит два-три миллиона рублей. Стоимость привоза в Россию крупных выставок обходится в 20–25 миллионов рублей.
Частные коллекции
Владельцы картин нечасто выставляют свои коллекции. Им выгодно отдавать работы только на крупные выставки: тогда они попадают в каталоги, и их цена увеличивается. Но в этом случае организацию перевозки берёт на себя музей.
При этом у нас хватает частных клиентов. Во многом это связано с несовершенством законодательства по обороту культурных ценностей: по закону нельзя навсегда вывозить из России предметы искусства старше 100 лет. Даже если ввезти работу можно, то это всё равно невыгодно, так как таможенные сборы очень высоки. За ввоз в Россию картины, купленной на Sotheby`s за миллион долларов, нужно заплатить почти треть её стоимости. Поэтому даже у самых богатых коллекционеров, которые входят в списки миллиардеров, почти все шедевры — на временном ввозе. Они ввозят картину временно, хранят её год, два или три, потом снова вывозят и возвращают обратно — получается дешевле. Многие игроки антикварного рынка лоббируют изменения в законодательстве, но пока ничего не могут сделать.
Куда везут работы
Музеям сейчас порезали бюджеты на выставки. Не знаю, что будет с международными проектами. Мы разворачиваемся на Восток и идём в Китай. Китайцы любят русское и советское искусство. Выставки там уже проходят.
Чаще всего работы возят в Москву и Петербург. Регионы подтягиваются. В прошлом году возили выставку в Южно-Сахалинск. Там мы использовали авиафрахт: везли театральные эскизы Кустодиева, Бенуа, Гончаровой. Порой для перевозки в такие удалённые регионы кроме самолёта других вариантов нет. К примеру, для большой выставки к 9 Мая надо было взять экспонаты из Таджикистана. Сначала мы собирались закинуть туда людей и упаковку и довезти всё на машинах, но вдруг в Узбекистане, через который проходил путь, отозвали лицензию у всей вневедомственной охраны. Потому придётся везти самолётом.
Серьёзных проблем при перевозке у нас, к счастью, не случалось. Украсть произведение искусства при его транспортировке из города в город довольно сложно. Например, при перевозке иконы Донской Богоматери Феофана Грека — национального достояния страны — нас сопровождал автобус с ротой ОМОНа, две машины ДПС, ещё несколько человек с автоматами сидели внутри грузовика. Для проезда нашего кортежа перекрывали центральные магистрали Москвы. Вряд ли в таких условиях у кого-то могло возникнуть желание попытаться похитить икону. К тому же ворованную картину почти невозможно продать: все деликатно относятся к покупке, требуют по пять документов на каждую работу. Таким покупателям есть что терять, а коллекционеров-фанатиков, которые готовы пойти на такие риски, история знает единицы.
Василий КУЗНЕЦОВ, генеральный директор галереи «Вересов» (владеет компанией «Трансарт»)
Вся пресса за 21 апреля 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование грузов
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|