Самарское обозрение,
23 апреля 2015 г.
Обойдутся без скидок
738 просмотров
Страховщики, присутствующие в Самарской области, в большинстве своем проигнорировали тарифный коридор, установленный новыми правилами ОСАГО. Долгожданная частичная либерализация тарифов в «автогражданке» в условиях дефицита полисов фактически не принесла в регионе никакого результата, поскольку страховщики в основном применяют в отношении своих клиентов максимально возможные тарифы.
12 апреля текущего года вступили в силу новые тарифы страхования автогражданской ответственности. В результате базовый тариф для физических лиц вырос на 40%. Однако вместе с повышением тарифа страховые компании получили возможность корректировать стоимость полиса и по своему усмотрению - в установленных границах - выбрать размер базового тарифа для каждого региона своего присутствия. Максимальная скидка, которую страховые компании могут предложить своим клиентам, составляет 20% от базового тарифа. Таким образом, тарифный коридор в Самарской области установлен от 3432 до 4118 рублей.
Впрочем, де-факто возможность сделать ОСАГО чуть дешевле большинство страховщиков проигнорировали. И это вполне укладывается в логику ситуации на рынке обязательного автострахования. Значительная часть федеральных страховых компаний последние полтора-два года работали над тем, чтобы как можно скорее избавиться от своего портфеля ОСАГО в регионе. В результате на самарском рынке «автогражданки» случился коллапс, и полисы оказались в дефиците. Особенно актуальной эта проблема стала после анонсирования апрельского повышения тарифов. Тогда страховщики заморозили продажи полисов ОСАГО без дополнительных продуктов до вступления в силу новых тарифов.
В условиях острой конкуренции автомобилистов за страховку, без которой садиться за руль попросту запрещено, страховщики рассудили, что продукт расхватывают и без скидок. Интересно, что совсем недавно проблема носила прямо противоположный характер. Если сейчас, несмотря на массу жалоб в надзорные органы и штрафы, страховщиков не могут заставить перестать навязывать дополнительные полисы (а цена вопроса для каждого клиента здесь составляет 1-2 тыс. рублей), то еще пару лет назад страховщиков, конкурировавших за новых клиентов по автострахованию, наказывали за самовольное снижение стоимости полиса. И некоторые компании открыто просили дать им возможность маневра в рамках установленной законом стоимости страховки. Когда же такую возможность предоставили, страховщикам она оказалась ненужной.
Лишь несколько компаний, входящих в число крупнейших игроков рынка ОСАГО в Самарской области, решились установить тариф ниже максимального уровня. По нижней границе рассчитывать цену будут «Росгосстрах», «АльфаСтрахование» и «Югория». По итогам 2014 года объем рынка ОСАГО в регионе составлял порядка 5,1 млрд. рублей (объем премий) с числом реальных клиентов более 1 млн. человек. Таким образом, с учетом 40-процентного роста базового тарифа рынок ОСАГО в регионе должен увеличиться до отметки 7 млрд. рублей.
Основную часть рынка делят между собой не более полутора десятков компаний. Около 20% приходится на «Росгосстрах», собравший в 2014 году 918 млн. рублей; более 1 млрд. закрывают три самарские страховые компании - «Поволжский страховой альянс», «Астро-Волга» и Объединенная страховая компания. Также крупные портфели по «автогражданке» сформированы у «ВСК» и «РЕСО-Гарантии».
Остальные объемы сборов размыты между тремя десятками фирм. Самарские страховщики объясняют выбор в пользу верхней границы тарифа осторожностью.
«Слишком много факторов практически одновременно вступило в игру, и компаниям нужно освоиться в новых условиях, прежде чем корректировать базовый тариф в пользу снижения», - считает генеральный директор ЗАО «Поволжский страховой альянс» Владимир Бычков. «Если тарифы по ОСАГО окажутся достаточными для того, чтобы формировать резервы и осуществлять выплаты, то тарифный коридор будет иметь смысл. Например, страховщики смогут снижать тариф в тех регионах, где ОСАГО окажется прибыльным. Пока же произошло слишком много изменений. Это не только повышение базового тарифа, но и увеличение выплат: в минувшем году увеличился лимит выплат по «имуществу», в апреле этого года - лимит выплат по «жизни», также начала действовать единая методика оценки ущерба. Так что требуется время, чтобы оценить влияние всех новых факторов. Поэтому наша компания, как и многие другие, выбрала осторожную политику и установила базовый тариф по верхней границе. Но не исключено, что по итогам нескольких месяцев он будет изменен», - комментирует президент ЗАО «Объединенная страховая компания» Андрей Раздьяконов. Федералы, в свою очередь, полагают, что с учетом всех затрат прибыльность этого вида страхования в регионах по-прежнему вызывает сомнение.
Тенденции
Ждут передела
Теоретически можно предположить, что с учетом того, что три федеральные компании установили минимальные тарифы, они смогут перетянуть клиентов у региональных страховщиков, которые пока контролируют порядка 20% местного рынка ОСАГО. Сами региональные страховщики заявляют о том, что с удовольствием отдадут федеральным конкурентам часть высокорискованного рынка, но сомневаются, что те захотят ее взять. Так, генеральный директор ЗАО «Поволжский страховой альянс» Владимир Бычков верит, что изменения, происходящие на рынке, изменят ситуацию к лучшему. «Хочется надеяться на оздоровление сектора, на то, что федералы перестанут ограничивать продажи ОСАГО. Но пока этого не ощущается», - комментирует он. По мнению Андрея Раздьяконова, возврат конкуренции на рынок ОСАГО может оказаться делом ближайшего будущего. «Сейчас, на мой взгляд, проблем с заключением договоров по ОСАГО быть не должно. Думаю, с учетом произошедших тарифных изменений сектор вновь станет выгодным для страховщиков. Так что ситуация должна нормализоваться», - отмечает он.
Проблема недостаточности тарифов по ОСАГО усугубилась после увеличения лимитов возмещения с одновременным снижением нормы износа и роста средней выплаты после падения курса рубля. Очень значимо влияли на высокую убыточность мошенничество, отрицательная для страховщиков судебная практика и деятельность автоюристов, которая во многих случаях имеет признаки ОПГ. Можно констатировать, что в сегодняшних реалиях мошенничество с ОСАГО во многих регионах превратилось в индустрию: машины специально закупают для фальсификации ДТП и получения выплат вплоть до 400 тыс. рублей за каждое поврежденное транспортное средство (при многомашинном ДТП, с учетом возможных штрафов, выплаты достигают миллионов рублей). Коррупционная составляющая при фальсификации страховых случаев сегодня также огромна.
Именно данные факты приводят к росту тарифов, и это все должны понимать. К сожалению, нынешние обстоятельства не позволят во многих регионах в полной мере использовать тарифный коридор - большинство страховщиков будут работать по верхней планке тарифов, пока описанная ситуация не изменится в лучшую сторону, что повлияет на снижение тарифов.
Антон Вавилов, начальник отдела автострахования филиала компании «Росгосстрах» в Самарской области:
Достаточно ли текущих изменений, покажет время. Страховщики будут очень внимательно отслеживать ситуацию с убыточностью ОСАГО по каждому региону и по каждому типу транспортных средств. Делать какие-либо выводы можно только на основе полноценной статистики, а такую статистику рынок сможет получить не ранее чем через год. Необходимо понимать, что, во-первых, сейчас будут одновременно действовать полисы со старыми и новыми лимитами покрытия как по «железу», так и по «жизни» (то есть заключенные до и после соответствующих поправок в закон). Естественно, средняя убыточность по этим договорам будет разной. Во-вторых, внесение изменений в лимиты и порядок страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью может полностью изменить картину выплат и объемы мошенничества на этом рынке, поскольку в подобных условиях страховщики еще не работали и соответствующей статистики не имеют. Для сбора статистики нужно время. Поэтому говорить сейчас о достаточности или недостаточности тарифа и давать какие-либо прогнозы преждевременно.
Александр Абраменко, заместитель генерального директора САО «ВСК»
В Самарской области размер тарифного коридора достаточен для того, чтобы страховые компании могли осуществлять продажи ОСАГО с установленным законом уровнем рентабельности. В декабре 2014 года был осуществлен окончательный переход на единую методику расчета ущерба в ОСАГО, однако количество споров в судах в результате активной работы автоюристов, которые влекут за собой увеличенные судебные издержки, пока существенно не изменилось. В первую очередь мы должны убедиться в том, что наконец заработала новая методика, которая призвана минимизировать количество судебных споров о размере страховых выплат. Как только ситуация в этом плане стабилизируется, страховщики смогут за счет сэкономленных средств снижать базовую ставку ОСАГО.
Владимир Бычков, генеральный директор ЗАО «Поволжский страховой альянс»
Мы в большинстве регионов установили базовый тариф по верхней границе. Но мы не делаем ставку на ОСАГО и не планируем в ближайшее время серьезно наращивать портфель, несмотря на то, что сектор для нас нерентабелен. Это касается страхования физлиц. Для юрлиц нами установлен тариф по нижней границе. Так же поступили и многие другие страховщики, в первую очередь это необходимо для участия в тендерах. Так что пока юрлица оказались в более выгодных условиях. Но нужно понимать, что тариф установлен не раз и навсегда. Нужно поработать в новых условиях, оценить ситуацию. Возможно, со временем стоимость и поменяется. Но пока мы проблем с продажами не испытываем. Федеральные страховщики по-прежнему ограничивают продажи в регионах, и спрос на ОСАГО очень высок. В некоторых отделениях сохраняются очереди.
Денис Макаров, руководитель управления методологии обязательных видов СК «АльфаСтрахование»
Базовые ставки в регионах установлены исходя из показателей убыточности ОСАГО в каждом из них. В Самарской области убыточность вида позволяет установить тариф по нижней границе тарифного коридора. Повышение размера тарифного коридора и возможность использовать весь его диапазон на каждой территории в отдельности создадут реальную конкуренцию между страховщиками, и это отразится на качестве услуг, а на качество обслуживания клиенты обращают больше всего внимания. В совокупности с изменением территориальных коэффициентов, которое основано на статистике текущей убыточности ОСАГО, это позволит установить для автомобилистов каждого региона свой справедливый тариф, что сделает ОСАГО практически рыночным видом страхования - рыночным настолько, насколько это сегодня позволяет ситуация.
Надежда ГАЛИМУЛЛИНА
Вся пресса за 23 апреля 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тенденции, Тарифы, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
tengrinews.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Что дает ОСМС казахстанцам? Разбираемся в системе медстрахования
|
|
Колыма-информ, Магадан, 25 ноября 2024 г.
Областная Дума внесла поправки в действующий бюджет Территориального фонда ОМС и приняла в первом чтении бюджет на предстоящую «трехлетку»
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
В РФ подготовили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Кам24, Петропавловск-Камчатский, 25 ноября 2024 г.
На Камчатке автоледи не удалось вернуть деньги за ремонт внедорожника после ДТП
|
|
Коммерсантъ, 25 ноября 2024 г.
Мегаполис ОСАГО
|
|
Ведомости, 25 ноября 2024 г.
Как искусственный интеллект ищет рак у россиян
|
23 ноября 2024 г.
|
|
МК в Донбассе, 23 ноября 2024 г.
Жители ДНР обязаны получить полис ОМС до 1 января 2026 года
|
|
РБК (RBC.ru), 23 ноября 2024 г.
Европейские пилоты пожаловались, что их заставляют летать над зонами боев
|
22 ноября 2024 г.
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 22 ноября 2024 г.
Тюменских таксистов начали наказывать за работу без разрешительных документов
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|