Саморегулирование&Бизнес, Санкт-Петербург,
5 мая 2015 г.
Покупатели катастроф
В Москве состоялась очередная ежегодная конференция по перестрахованию. Ее участники высказывали различные суждения, но один вопрос почти не вызвал спора: в России так и не сложился настоящий перестраховочный рынок. И это наносит серьезный ущерб не только страховому делу, но и всей экономике.
Микроскопические объемы
На мировом рынке перестрахования крутится огромный объем средств. Он достиг 260 млрд долларов при средней рентабельности 12%, что следует признать хорошим результатом. Однако в 2014 году темпы роста рынка в мире упали. Его увеличение в последние годы происходит за счет развивающихся стран, а вот в развитых — наблюдается стагнация. И прогноз на 2015–2016 годы хуже, чем на предыдущий период.
Что же касается постсоветского пространства, то оно занимает лишь маленькую долю мирового рынка перестрахования. Так, вклад Казахстана равен 0,1%, в Белоруссии его величина не превышает всего 25 млн долларов, это 0,01% от общего объема, а в Молдавии — рынок вообще можно обнаружить только под микроскопом, так как он равен 0,0001%. В Украине его размер оценивается в 206 млн долларов.
Самый большой рынок перестрахования в СНГ принадлежит России. Однако по прогнозам, в 2015 году его ждет стагнация, а если учитывать инфляцию, то реально он может даже сократиться в объемах. Впрочем, и в 2014 году он рос в основном за счет ОСАГО и страхования жизни. Характерной его чертой является сверхконцентрация, пяти страховым компаниям (СК) принадлежит 70% объемов отечественного перестрахования. А на топ‑20 СК приходится 73% получаемой прибыли. Стагнация сопровождается убыточностью, которая перевалила за 100%. Не случайно, что количество перестраховщиков сокращается, с рынка в первую очередь исчезают небольшие компании. Формально этим бизнесом занимается 104 фирмы, хотя в реальности — на порядок меньше. Причем, из этого числа лишь 10 фирм — это действительно перестраховочные, остальные — страховые компании, которые помимо своей обычной деятельности занимаются и перестрахованием. За последние 10 лет число игроков сократилось в 3 раза.
Происходит снижение объемов перестраховочных премий, их прирост уменьшился до менее 7%, в то время, как в 2012 году составил 21%. Зато возросла на рынке доля международных перестраховщиков (33%), в 2011 году она еще не превышала 30%. Наибольшие перечисления приходят к нам из Европы, на втором месте — государства СНГ.
Согласно оценке Управляю-щего директора Рейтингового агентства «Эксперт РА» Павла Самиева, в 2015 году рынок подрастет на 6%, достигнув величины свыше 150 млрд рублей. Однако это меньше, чем в 2008 году.
Остаться «в живых»
Спрос на услуги перестрахования возрастает, однако, по словам директора Департамента страхового рынка Центрального банка Игоря Жука, внутренний рынок не в состоянии его удовлетворить. Это вызывает опасения за его будущее, которые увеличиваются состоянием рынка. Далеко не все перестраховочные компании останутся в ближайшее время на нем, предупреждает представитель регулятора. Каждой такой структуре предстоит убедить ЦБ, что она владеет реальными активами. Это тем более необходимо, так как рынок текущими премиями не в состоянии компенсировать убытки прошлых лет. Поэтому перестраховщик может брать на себя столько ответственности, сколько есть у него активов. А во многих случаях существует сомнение в их реальном наличии. Игра, когда вместо подлинной стоимости выдается иллюзорная, заканчивается, предупреждает Игорь Жук. Поэтому определенной группе компании придется уйти с рынка. Работа по его очистке началась еще с осени 2013 года, она происходит в условиях сокращающейся маржи, поэтому далеко не все доживут до конца 2015 года. Сегодня стоит задача по сохранению рынка, но при этом нужно думать и о будущем. И прежде всего, следует понять, какая емкость рынка перестрахования нужна и каким путем его увеличивать.
Рыночная самостоятельность
Кому решать проблемы? Именно эта тема является ключевой. Самые горячие споры вызвал вопрос о создании государственного перестраховщика. Мнения тут разделились. Если государство решится на создание такой структуры, то существует опасность его ошибочных действий, предупреждает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. До сих пор страховой рынок формировался рыночными игроками, которые и создали отрасль. Государственный перестраховщик, как бульдозер, будет захватывать все новые позиции, оттесняя с насиженных мест страховые компании. Они же, по крайней мере, ведущие страховые компании, уже адаптировались к кризисным условиям. Этому помогает и то, что, несмотря на политические осложнения, иностранные фирмы лояльны к своим российским коллегам. Если не будет новых политических катаклизмов, то 2015 год есть шансы пройти без потрясений.
Рынок постоянно обсуждает вопрос о том, поможет ли ему государство? Это по сути дела означает следующее: будет ли оно решать за нас стоящие перед нами вопросы, замечает первый заместитель председателя правления СК «СОГАЗ» Николай Галушин. Но при этом не стоит забывать, было много проектов участия государства на рынке страхования, однако до сих пор ничего в этом направлении не сделано.
Перестраховочные емкости в России крайне невелики, например, в таком важном сегменте, как авиаперевозки, объем отечественного рынка всего 10 млн долларов. Чтобы перестраховочный рынок развивался, должен развиваться рынок страхования. А уже перестраховочный к нему прицепится и будет расти вместе с ним. Но пока это происходит медленно, у нас ни физические, ни юридические лица массово так и не стали страховаться. Чтобы это случилось, государство должно резко сократить выплаты, связанные с различными экстремальными ситуациями, у людей и у предприятий должно исчезнуть ощущение, что власть им обязательно поможет. Все должны думать о том, как самим себя обезопасить.
По мнению Игоря Алексеева, начальника управления входящего облигаторного перестрахования «Ингосстраха», для становления рынка было бы целесообразно создание государственной организации еще на его заре. Но тогда было не до того, а профессиональные участники пытались создать институционного коммерческого перестраховщика. Но договориться не удалось. Эту нишу в конечном итоге заняли иностранцы, которые внесли большой вклад в становление рыночных отношений, учили россиян азам этого бизнеса. Они исправно платили наши убытки, что способствовало укреплению и стабилизации общей ситуации.
Беловежский путь
И сторонники и противники создания государственной компании сходятся в одном: риски ее появления весьма велики. Поэтому так важна модель такого вмешательства.
И она существует, правда не у нас, а в Белоруссии. Там была создана такая организация под названием «Белорусская национальная перестраховочная организация». По словам ее генерального директора Андрея Унтона, ее появление преследовало несколько целей: сократить отток валюты за рубеж, устранить непрозрачность рынка перестрахования. Как признается руководитель компании, рынок встретил государственного перестраховщика без большой радости — никому не нравится, когда им кто-то руководит. Но постепенно ситуация устоялась. Удалось снизить отток денег за рубеж. Однако это привело к тому, что в республике 61% рынка принадлежит государству, частным игрокам приходится работать на оставшейся небольшой поляне.
Перестраховочный рынок в Белоруссии по сравнению с российским невелик. Если в России будет реализован белорусский вариант, это приведет к доминированию одного игрока.
Эмбарго на сотрудничество
Сегодня с перестраховочного рынка России 95–97% премий уходит иностранцам, преимущественно в Лондон. Это выгодно нашим перестраховщикам, так как премии платятся, убытки возмещаются, ответственность перекладывается на других. То есть, фактически отечественные перестраховочные компании работают как транзитные посредники. Но что случится, если вдруг этот канал закроется? Ведь по большому счету, в России почти нет перестраховочных компаний, здесь под видом компаний действуют перестраховочные брокеры.
А такое вполне реально. Российский рынок перестрахования не слишком привлекателен, считает директор Московского представительства Мюнхенского перестраховочного общества Петер Мюллер. Когда он только создавался, были надежды на его успешное развитие. Но они не сбылись, он остается сильно разбалансированным. Для него характерны высокие затраты, часто меняющееся законодательство и недостаточная платежеспособность страховых компаний, их нежелание принимать на себя многие риски.
В мире существуют огромные перестраховочные мощности, которые исправно покрывают убытки. Происходит консолидация игроков, однако капитал не выводится с рынка. Но это вряд ли должно сильно радовать участников российского рынка. По словам старшего директора и руководителя группы Standard&Poors Дэвида Лэкстона, в нынешних условиях глобальные игроки вряд ли придут в Россию. В том числе и по причине санкций. Их влияние на западных перестраховщиков происходит по трем направлениям: замораживание активов, отказ от инвестиций, эмбарго на оказание своим российским коллегам некоторых услуг.
Идеальный шторм
Сегодня в стране сложилась ситуация, когда происходит остановка в развитии. Поэтому можно рассматривать разные варианты, как создание государственной компании, так и более активное появление перестраховочных пулов для отдельных видов рисков. Надо понимать, что существует опасность больших убытков, которая осложняет общую ситуацию. Западные компании под действием санкций прекратили их перестраховывать, а внутри страны остро не хватает емкостей.
Многое зависит от того, как поведут себя игроки на рынке. Одни фиксируют прибыли, другие думают о будущем. Какая тенденция окажется главной, сказать сейчас трудно.
Сегодня снижается рентабельность страхового бизнеса, но ночь не бывает бесконечной, рано или поздно его эффективность начнет расти. Однако сейчас положение непростое, усиливается боязнь брать на себя риски. Из некоторых компаний выводятся ликвидные активы. К сожалению, для многих акционеров страховых компаний страховой бизнес не является основным, что и диктует их поведение. Это затрудняет стабилизацию общей ситуации. Сами же по себе СК пока зарабатывают недостаточно.
Стратегические инвесторы потеряли в России 1,5 млрд долл., а потому перестали инвестировать в российский страховой рынок. Он вообще подвержен цикличности, капиталы то уходят, то приходят на него. При благоприятной политической обстановке есть надежда, что через 3–4 года они вернутся. Страховой бизнес привлекателен, но нужна прозрачность для оценки рисков.
Сегодня страховой рынок переживает стадию идеального шторма, когда политическая и экономическая ситуация одинаково плохие.
Использование института перестрахования способно многим СК помочь решить вопрос с достаточностью капитала. На Западе это распространенная практика, когда страховщики передают часть своих рисков перестраховщикам. Таким образом, страховые компании снижают потребность в собственных средствах. У нас же пока такие операции крайне редки.
России, будучи шестой экономикой на планете, негоже не иметь столь важного для себя развитого перестраховочного рынка. Это существенно бы снизило уровень рисков, которые сегодня непомерно высоки. Но, судя по всему, его настоящее формирование откладывается на неопределенный срок.
Вся пресса за 5 мая 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Тенденции, Мероприятия
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
9 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 9 января 2025 г.
Началась продажа полисов долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ, 9 января 2025 г.
Страховщики присматриваются к управлению
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 января 2025 г.
Теперь обязательно для страховщиков. Всем водителям важно это знать
|
|
Татар-информ, Казань, 9 января 2025 г.
Ольга Павлова: Страховщики не должны считать последствия атак БПЛА форс-мажором
|
|
Новости транспорта, 9 января 2025 г.
Автогражданка без ограничений станет дороже на 36% в новом году
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 9 января 2025 г.
В России с 1 января началась продажа полисов ДСЖ
|
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|