Александр Гогленков, начальник управления стратегических проектов ОСАО «Ингосстрах»: — Прошедший 2014 год явился для России в целом, и для страхового сообщества, в частности, временем динамичных изменений, как благоприятных, так и неблагоприятных, потребовал от всех участников страхового рынка напряженной работы и оперативного реагирования на нестабильность внешней рыночной среды.
Страховая отрасль как сфера услуг чутко реагирует на макроэкономические изменения в стране. Ухудшение инвестиционного климата в России, снижение экономического роста (в четвертом квартале 2014 года ВВП впервые с кризиса 2009-го показал снижение в годовом выражении на 0,2%), резкая девальвация рубля, санкционное воздействие, неизбежно, хотя и с определенной временной задержкой сказались на объемах российского страхового рынка. Прирост собранных страховых премий в 2014 году ожидаемо оказался ниже уровня инфляции (страховой рынок «Всего без ОМС» увеличился по сравнению с показателем 2013 года на 9% при уровне инфляции выше 11%).
Резкое замедление динамики сборов страховых премий продемонстрировал основной сегмент розничного страхования в России, бывший еще недавно локомотивом рынка, — автокаско (годовой прирост 3% при положительной динамике выше 8% в прошлом году).
В пору экономической нестабильности уменьшается число объектов, которые в принципе могут быть застрахованы физическими лицами и компаниями: падают продажи новых автомобилей, сокращаются грузооборот и темпы строительства. Также падают уровень проникновения страхования и полнота страхового покрытия в связи с сокращением реальных располагаемых доходов населения и бюджетов компаний на добровольные виды страхования. Вместе с тем данные условия закономерно способствуют саморазвитию отрасли: появлению новых продуктов и каналов продаж и адаптации существующих продуктов к условиям кризиса. Так в 2014 году страховые компании (СК) активизировали популяризацию страхования с франшизой, расширяли сервисную составляющую, проводили мероприятия по операционному совершенствованию, вели настойчивую и результативную борьбу с любыми явлениями, негативно влияющими на прибыль (прежде всего со страховым мошенничеством и дублированием функций). Главным фактором успеха становится повышение доходности инвестиционной деятельности при сохранении финансовой устойчивости. В условиях экономического кризиса страховые компании вынуждены вдумчивее относиться к своим внутренним ресурсам, вести более эффективный диалог с потребителем и мегарегулятором, чтобы сохранить рентабельность бизнеса и стабильность отрасли в целом.
Розничное страхование
Многомерное влияние экономических факторов на страховой бизнес можно проследить на примере сегмента автострахования — основной розничной линии бизнеса страховых компаний.
Рецессия в российской экономике в первую очередь нашла выражение в кризисе на автомобильном рынке. Несмотря на ажиотажный спрос населения на новые иномарки по «старым» ценам в декабре 2014-го, по данным Ассоциации европейского бизнеса, общее падение продаж ускорилось в сравнении с 2013 годом и по итогам 2014-го составило более 10% по сравнению со снижением на 5% в 2013-м. Если негативные экономические тенденции сохранятся, некоторые эксперты ожидают сужения российского автомобильного рынка до 35% в 2015 году. Параллельно с этим можно отметить снижение проникновения добровольного автострахования на фоне сокращения доли автокредитов (страхование автокаско зачастую является одним из условий при выдаче кредита в банке): в 2014 году эксперты говорят о самой низкой доле автокредитов в продажах — менее 20% — за последние четыре года.
Валютный фактор нашел отражение и в росте убыточности данного вида страхования под давлением подорожания импортных комплектующих и ремонтных услуг. Убыточность в моторных видах страхования напрямую зависит от средней стоимости ремонта автомобиля, которая на 60–70% определяется ценой запчастей и расходных материалов. Для всех иномарок цена запасных частей определяется в валюте. При ремонте отечественных автомобилей также используются материалы (краски, лаки и т. п.) иностранного производства. Из-за резкого роста курса валют только за последние несколько месяцев стоимость запчастей в рублевом эквиваленте поднялась, по некоторым оценкам, на 30–50%. По итогам 2014 года выплаты на рынке автокаско увеличились на 10% при росте сборов на 3%; выплаты на рынке ОСАГО возросли на 17% (сборы — на 12%). Зафиксирован рост средней выплаты по страхованию автокаско — на 14%; по страхованию ОСАГО — на 21% по сравнению с прошлым годом.
Этот образовавшийся эффект «ножниц» на рынке автострахования привел к изменению самой конфигурации рынка. Часть страховых компаний решила покинуть сегмент розничного страхования, сосредоточившись на рентабельных корпоративных видах.
Универсальные страховщики идут по пути тонкой настройки своей тарифной политики и увеличения количества индикаторов для выставления тарифа, предложения своим клиентам адаптированных страховых решений: страховые продукты с франшизой, страхование отдельных частей автомобиля, «умное страхование» (величина страховой премии зависит от параметров вождения при установке телематического устройства), возможность более удобного взаимодействия клиента со страховой компанией через сайт или мобильное приложение.
При отсутствии положительных экономических импульсов в минувшем 2014 году страховое сообщество особенно остро реагировало на изменения в законодательной сфере в части обязательных видов, и прежде всего ОСАГО, которые могут являться как драйверами рынка даже в кризисный период, так и источником убыточности в зависимости от введенных условий страхования.
Зафиксированный на протяжении десятилетия базовый тариф ОСАГО не позволял учитывать ни инфляционный, ни валютный факторы. Кроме того, с середины 2012 года наблюдалось падение рентабельности страхования ОСАГО в связи с ростом судебных расходов, особенно в регионах РФ в связи с активизацией деятельности автоюристов. В октябре 2014-го вступили в силу существенные поправки к Закону об ОСАГО: были в несколько раз увеличены лимиты выплат за имущественный вред, снижен уровень максимально допустимого износа деталей, значительно увеличен максимальный размер страховой выплаты при оформлении документов о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции. Данные изменения привели к росту убыточности по ОСАГО в части регионов. Это давление на рентабельность мегарегулятор не проигнорировал: с октября 2014 года вступило в силу правительственное постановление, отменяющее старые тарифы на ОСАГО. Согласно указанию ЦБ о тарифах на ОСАГО, страховые организации определяют размер базового страхового тарифа в пределах тарифного коридора от 23 до 30% самостоятельно по каждой категории транспортного средства в зависимости от территории его преимущественного использования.
В 2015 году страховщики ожидают роста страховых выплат по ОСАГО в связи с усугублением бытового и профессионального страхового мошенничества ввиду увеличения лимита выплат за вред жизни и здоровью и введения стандартов выплат, существенно упрощающих процедуру их получения. Спасение в краткосрочной перспективе видится в принятом решении мегарегулятора о дополнительном повышении с апреля 2015 года базового тарифа на 40%, расширении тарифного коридора до 20% и корректировке территориальных коэффициентов. Пока не решена системная проблема — привязка значения тарифа к абсолютной величине, выраженной в рублях, которая не позволит учесть дальнейший рост цен в последующие годы. Однако СК получили возможность в моменте сосредоточить все свои усилия не на выживании, а на стимулировании спроса, повышении качества услуг и развитии своего бизнеса.
На рынке розничного страхования сформировались новые драйверы роста, в частности директ-страхование (дистанционные продажи по заявкам через сайт или кол-центр). Самые распространенные виды директ-страхования сегодня — страхование автокаско, ОСАГО, упрощенные продукты страхования имущества физических лиц и полисы страхования выезжающих за рубеж. Кроме того, чтобы предложить клиенту более персонифицированный подход, ведущие страховые компании расширяют возможности личного кабинета клиентов в интернете. После принятия Закона об электронном страховании клиенты могут совершить полноценную покупку полисов онлайн. Также в онлайновом режиме клиент имеет возможность внести очередной платеж при покупке полиса в рассрочку и узнать статус урегулирования убытка. Следующим шагом на пути повышения клиентоориентированности может стать онлайн-заявление об убытке.
Высокие темпы роста рынка страхования имущества граждан в 2014 году (+29%) были обеспечены активизацией продаж упрощенных страховых программ по страхованию жилья и личного имущества без осмотра, а также продуктов по фиксированной цене, в том числе с возможностью удаленной активации через сайт — коробочные продукты. Каналы распространения таких продуктов довольно разнообразны: точки продаж сотовых операторов, ритейловые магазины.
Страхование жизни
Неблагоприятна экономическая ситуация в России отразилась на темпах роста рынка страхования жизни. Если в 2012–2013 годах темпы роста собранных премий превышали 50%, то в 2014-м прирост премии составил лишь 28%. В связи с заметным сокращением кредитования населения новым драйвером роста рынка страхования жизни стало инвестиционное и накопительное страхование. Дополнительным стимулом для отрасли также видится введение с начала 2015 года налоговых вычетов по долгосрочному страхованию жизни.
ДМС
В добровольном медицинском страховании номинальный прирост собранных премий в 2014 году (+8%), не превысил показателя инфляции на медицинские услуги (+9%).
Рост обращаемости застрахованных в лечебные учреждения, характерный для кризисного периода, сочетался с сжатием бюджетов компаний на социальные программы в связи с сокращением персонала или урезанием страхового покрытия. Наибольшее снижение проникновения будет наблюдаться среди прибыльных клиентов, что значительно увеличит среднюю убыточность по портфелю у страховых компаний. Номинальному росту рынка в 2015 году будет способствовать принятие в 2014 году Закона о медицинском страховании мигрантов, который обязывает иностранных граждан и лиц без гражданства при устройстве на работу в России предъявлять работодателю полис ДМС.
Вся пресса за 18 мая 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, Страхование жизни, Автострахование, Добровольное медицинское страхование, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|