Forbes Украина,
24 июня 2015 г.
Почему работу МТСБУ окружают скандалы
727 просмотров
Конфликт между органами управления Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ) – президиумом (избирается общим собранием всех страховых компаний – членов МТСБУ) и координационным советом (состоит из трех представителей ВР, представителя Нацкомфинуслуг, представителя Лиги страховых организаций Украины и трех компаний – членов МТСБУ) – не спешит угасать. На одном из этапов противостояния перевес оказался на стороне президиума. На общем собрании страховщиков – членов МТСБУ было принято решение, которое лишило координационный совет кворума. Позже от регулятора поступила инициатива по изменению состава координационного совета, однако поддержки на страховом рынке она не нашла.
МТСБУ – орган, деятельность которого касается миллионов украинцев – потребителей продуктов обязательного страхования. И влияние представителей государства на этот орган сложно назвать «позитивным», поскольку именно под влиянием чиновников из фондов Бюро пропадали сотни миллионов гривен. Схемы были разными – от выделения средств на «безопасность дорожного движения» до размещения средств в близких к чиновникам банках, которые впоследствии стали неплатежеспособными.
Готово ли объединение страховщиков действовать как саморегулируемая организация, без вмешательства государства, и выполнять возложенные на него функции? Ответ на этот и другие вопросы – в колонке президента МТСБУ Юрия Гришана.
Моторное бюро долгое время окружено ореолом скандалов, из-за чего доверие страхователей к страховщику постоянно падает. Это, безусловно, негативно отражается на всем рынке страхования Украины. Фонды Бюро всегда интересовали чиновников, вследствие чего между представителями государства и страховщиками возникали конфликты. После Революции достоинства рынок все же взял инициативу в свои руки, возобновив деятельность президиума, который не собирался с 2011 года.
Однако интерес к фондам, к сожалению, не угас. Вследствие чего между органами управления Бюро появились новые скандалы. Увы, органы управления, в данном случае, никак не дополняют друг друга, а постоянно конкурируют между собой. Уже неоднократно говорилось о том, что в уставе МТСБУ и в нормах закона об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности содержится юридический конфликт.
Его причиной является то, что и координационный совет, и президиум убеждены, что они имеют равные правомочия по управлению Бюро – например, право отзывать с должности генерального директора, что привело к последнему конфликту.
В сложившейся ситуации разрешить такой конфликт можно только в судебном порядке. Однако это не самый лучший способ. Особенно когда есть возможность уйти от него раз и навсегда, внеся соответствующие изменения в нормативные акты и исключив из них конфликтующие нормы.
На данный момент не существует более совершенной формы управления, нежели управление акционерным обществом, где учитываются интересы всех собственников и профессиональных управленцев, возглавляющих исполнительные органы. Согласно закону об ОСАГО, основным органом управления МТСБУ является общее собрание его членов, что, по сути, является аналогом собрания акционеров. 2 октября 2014 года собрание приняло решение трансформировать коордсовет в совет с функциями общественного контроля над деятельностью саморегулируемой организации страховщиков.
Поскольку мы еще находимся в процессе формирования гражданского общества, то, безусловно, нам без такой формы контроля не обойтись. Эти изменения, внесенные в устав Бюро, должны были быть утверждены регулятором – Нацкомфинуслуг.
Общее собрание, которое проводилось 26 марта на фоне всех событий в Бюро, еще раз подтвердило эту позицию. Однако регулятор не поддержал предложение страховщиков по составу Координационного совета (четыре представителя страхового рынка и четыре – от государства) и выставил свои условия, которые не были поддержаны президиумом Бюро, поскольку они не соответствовали воле собрания. Встреча же регулятора с тремя ассоциациями страховщиков, которая состоялась 20 мая, подтвердила, со слов их руководителей, что регулятор, в итоге, согласился с тем, что коордсовет в структуре управления МТСБУ не нужен.
Естественно, возникает вопрос: готовы ли на сегодняшний день страховщики (члены МТСБУ) существовать как СРО, без вмешательства государства, и при этом эффективно выполнять возложенные на них законодательно функции обязательного страхования?
Ответ на этот вопрос страховщики фактически уже дали в новом проекте закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Этот законопроект продвигается в первую очередь рынком. Он направлен на своевременное выполнение страховыми компаниями своих обязательств, и при этом в корне меняет надзорную и регуляторную функцию Нацкомфинуслуг по отношению к МТСБУ. Моторное бюро как саморегулируемая организация становится объектом контроля регулятора, у которого должен появиться ряд полномочий, таких как утверждение положения о Централизованном страховом резервном фонде (ЦСРФ) МТСБУ, а также осуществление контроля за его соблюдением.
Также Моторное бюро обязано предоставлять регулятору отчетность об использовании средств фонда, а Нацкомфинуслуг должна иметь право требовать устранения выявленных нарушений. Также регулятор должен иметь правомочия требовать от Бюро проведения аудиторской проверки, но не чаще одного раза в год, а в случае несогласия с действиями органов Моторного бюро выдавать предписания и требовать созыва общего собрания членов МТСБУ и участвовать в нем.
Кроме того, новый проект закона Украины об ОСАГО предусматривает ликвидацию такого органа управления, как коордсовет. И, конечно, он существенно усиливает ответственность страховых компаний и способствует развитию прозрачной и надежной системы страхования в Украине.
С одной стороны, представители государства правы, когда говорят о необходимости надзора за этой деятельностью. Но те решения, которые уже были приняты президиумом, в том числе касающиеся его членов, показывают, что президиум довольно быстро становится органом профессионального регулирования отношений в МТСБУ.
Не стоит забывать и о том, что предыдущему и нынешнему созыву президиума, который смог вновь собраться лишь после Революции достоинства, достались в наследство очень тяжелые «болезни» рынка. Главная из них – это коррупционные схемы в регламентных выплатах. А также – неэффективное использование средств, над анализом которого сегодня работают ревизионная комиссия и экспертная группа по регламентным выплатам, что инициировано именно президиумом.
Сейчас те взаимоотношения, которые складываются между регулятором и комитетом Верховной рады, а также изменения в закон об ОСАГО фактически должны сложить новую систему взаимоотношений Моторного бюро и государственных институтов, основой которых должен стать самый главный субъект – клиент. Основные критерии возможности страховщика и далее оставаться членом МТСБУ – то, как он придерживается законодательства, в частности, осуществляет ли выплаты в течение положенных 90 дней, и есть ли на него жалобы.
Несмотря на то, что уже был принят ряд довольно жестких решений, и далее возникают ситуации, когда компании – члены МТСБУ оказываются неплатежеспособными. Это связано с тем, что все эти годы и регулятор, и регуляторное законодательство Украины были не готовы к целому ряду вызовов: никто не контролировал процесс построения финансовых пирамид и вывода денег из этих компаний. А также – не имел права и не контролировал оплаты колоссальных комиссионных агентам, которые и обеспечивали, по сути, построение таких пирамид.
Сейчас эти функции практически взяло на себя МТСБУ, а продвижением более прогрессивного законодательства занимается рынок. Таким образом, исходя из всего выше сказанного, несложно сделать вывод о том, нужен ли нам в это время дополнительный контроль со стороны государства.
Юрий ГРИШАН, президент МТСБУ
Вся пресса за 24 июня 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|