Самарское обозрение,
29 июня 2015 г.
Предпочитают ждать
676 просмотров
Убыточное ОСАГО становится единственной возможностью роста сборов на самарском страховом рынке.
Ситуация на самарском рынке ОСАГО далека от нормализации. Этому не способствовали даже увеличение тарифов на треть базовой стоимости и рост сборов. Проблемы навязывания допуслуг, отказов от страховки для клиентов никуда не исчезли, а сами участники рынка продолжают жаловаться на рост стоимости ремонта и автоюристов. Тем не менее проблемное ОСАГО остается основной, если не единственной, возможностью роста для рынка. Другие крупные секторы, в первую очередь добровольные, в 2015 году серьезно проседают. Новых тарифов ОСАГО, поддержавших на какой-то период рынок, надолго не хватит. Страховщики признают, что базовый тариф, вступивший в действие в середине апреля 2015 года, смог сдержать нарастающую убыточность, но подчеркивают, что период стабилизации может скоро пройти. Самые пессимистичные прогнозы не исключают того, что новый тариф устареет уже к концу нынешнего года. Пока же страховщики оценивают сложившееся положение в секторе как условно стабильное, тем более что ОСАГО в условиях обвала сборов в отрасли стало единственным направлением, которому удается демонстрировать положительные результаты. По мнению директора самарского филиала АО «СОГАЗ» Диляры Джураевой, корректировка тарифов ОСАГО некоторое время будет способствовать стабилизации рынка «автогражданки». «Проблемы там накапливались годами, а в последние год-два кризис проявился особенно отчетливо. И повышение тарифа осенью прошлого года на 23-30% исправить ситуацию уже не могло. На тот момент это было компромиссным решением, но и этого было явно недостаточно на фоне принятых законодательных изменений, в первую очередь увеличения суммы страхового покрытия по имуществу до 400 тыс. рублей для каждого пострадавшего и сокращения до 50% предельной величины износа деталей. В апреле 2015 года более чем в три раза - до 500 тыс. рублей расширен лимит страхового покрытия при причинении вреда жизни и здоровью потерпевших в ДТП и изменен порядок выплат. Поэтому ЦБ РФ еще раз скорректировал тарифы и расширил до 20% тарифный коридор для страховщиков. Расширение тарифного коридора для страховщиков до 20% стимулирует компании к реальной ценовой конкуренции на рынке и борьбе за клиента», - комментирует Джураева. Разрешенную скидку готовы предложить лишь единицы из страховых компаний, работающих в Самарской области. Директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников считает, что реальный эффект можно будет оценить не ранее середины 2015 года, а то и к концу года. «Можно утверждать лишь одно: несмотря на существенную корректировку тарифов, которая даст рынку определенную передышку в тяжелой ситуации с выплатами, возникшей по вине мошенников, автоюристов и т.д., в части регионов - таких как, например, Челябинск или Волгоград - ситуация с ОСАГО будет по-прежнему тяжелой. Оценивать апрельские изменения еще рано», - говорит Печников. Впрочем, некоторые страховщики видят свет в конце тоннеля уже сейчас. Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахования» Денис Макаров считает, что повышение тарифа страхования оказалось не таким уж и значительным. «Если говорить в целом о рынке, то в абсолютных значениях стоимость ОСАГО для среднестатистического водителя России выросла примерно на тысячу рублей, для опытных и безаварийных водителей - на 600-700 рублей», - констатирует эксперт. «Повышение тарифов и увеличение размера тарифного коридора создадут условия для качественного рывка вперед с точки зрения сервиса. Страховщики смогут устанавливать ставку в зависимости от рентабельности вида на каждой территории. Ценовая конкуренция вызывает изменение качества предоставления услуги. В целом продолжается магистральное движение в сторону либерализации вида, то, за что наша компания, в частности, выступала уже давно. Разумеется, к полной либерализации тарифов, на мой взгляд, на данный момент рынок еще не готов, так как высока вероятность того, что ряд недобросовестных участников могут использовать ОСАГО в корыстных интересах: рынок имеет огромный объем, собрать на котором большую премию и затем выйти из бизнеса достаточно просто. На данном этапе наилучший выход - расширение тарифного коридора», - рассказывает Макаров. В «АльфаСтраховании» считают, что повышение базового тарифа окажет позитивное влияние на рынок ОСАГО в целом. «Мы хотим предоставлять клиенту то качество, которое нам и ему кажется правильным. Это наша стратегия, и для нас очень позитивно, что и применительно к ОСАГО она также будет работать. В условиях, которые существовали, это сделать было невозможно - не позволяла «математика» вида», - резюмирует Денис Макаров. Позитивный прогноз дают и в «Ингосстрахе». «За счет повышения тарифа ожидается рост совокупных сборов по ОСАГО в регионе минимум на 30% (по итогам 2015 года). Мы также прогнозируем улучшение ситуации в регионе, а именно возвращение к нормальной работе в сегменте автогражданской ответственности тех страховых компаний, которые были вынуждены снизить активность из-за высокой убыточности. Это приведет к улучшению ситуации с доступностью полисов, будет способствовать решению проблем с очередями и навязыванием дополнительных услуг при продаже ОСАГО», - говорит директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Самарской области Татьяна Зимина. Кроме того, она отмечает, что апрельское повышение тарифа дает реальный шанс стабилизации отрасли, однако уровень ставки должен пересматриваться каждый год. «Нельзя забывать, что ОСАГО является инфляционным видом страхования. В целом в перспективе необходим переход к свободному рыночному ценообразованию с регулированием нижней границы ставки в целях предотвращения демпинга. Нельзя также забывать о решении таких по-прежнему острых вопросов, как деятельность недобросовестных автоюристов и неоднозначная судебная практика», - комментирует Зимина.
Елена Сафина, руководитель Приволжской региональной дирекции СГ «УралСиб»
Рост в сфере КАСКО сдерживается ухудшением экономической среды: сокращаются продажи автомобилей, объем кредитования, инвестиции в основной капитал. Мы ожидаем отрицательной динамики в сегменте КАСКО - до -6% по итогам года. Мы проанализировали динамику тарифов КАСКО за февраль 2014 - январь 2015 года в 19 регионах России. Для водителей-новичков средняя стоимость полиса увеличилась на 56%, для 35- и 55-летних - на 44% и 42%. Самара вошла в число городов с наиболее привлекательной ценой программы КАСКО для 20-летних владельцев авто российского производства (тариф 23-26%) и водителей со стажем 15 и 30 лет (тариф 8-9%).
Татьяна Зимина, директор филиала СПАО «Ингосстрах» в Самарской области
По нашим оценкам, данный сектор в регионе просядет по итогам 2015 года в среднем на 10%. Основные негативные факторы - беспрецедентный рост цен из-за девальвации рубля, падение продаж новых автомобилей, увеличение базовой ставки по кредитам. Сейчас ситуация с ростом цен начала стабилизироваться. Однако кризисныетенденции по-прежнему сильны.
Сергей Печников, директор по развитию страхования СК «МАКС»
Значительное влияние на сектор КАСКО оказывают кредитование и продажи новых машин. Как мы знаем, и тот и другой фактор показывали снижение, что отразилось на рынке страхования КАСКО. В отдельных случаях - падение вплоть до 40% и более. В целом убыточность каждого конкретного страховщика зависит как от тарифов, так и от политики урегулирования убытков - выстроенности и четкости бизнес-процессов урегулирования, обеспечивающих соблюдение интересов страхователей и защиту страховщика от мошенников. Если говорить о 2014 годе, то Самарская область характеризовалась для нас превышением нормативного уровня убыточности, в связи с чем с середины прошлого года был осуществлен целый ряд мер: ужесточение процедур андеррайтинга, коррекция тарифов и т.д. По итогам первого квартала 2015 года мы уже видим значительное улучшение ситуации.
Игорь Добрусин, директор ООО «Удача Групп»
Увеличение тарифов ОСАГО повлияло на удорожание полиса. Но страховщики все равно недовольны. Они говорят, что ценники на полисы низкие и без нагрузки дополнительными видами страхования тут не обойтись. Допуслуги навязываются и по сей день - можно по пальцам одной руки посчитать компании, которые этого не делают. Что касается страховых посредников, то им категорически запрещают выписывать полис «автогражданки» без каких-либо иных видов страховки. Ссылаются на нестабильный курс валюты, частые случаи мошенничества, что ведет к повышенной убыточности в этом сегменте, но... Летом 2011 года подняли тарифы на 30%, обещая увеличить лимит ответственности страховщиков (не увеличили). В конце 2014 года и в апреле 2015 года увеличили еще... Таким образом, за 4 года стоимость полиса ОСАГО выросла в 2,56 раза, что положительно сказалось на сборах страховщиков. Однако в настоящее время программа ОСАГО теряет свой смысл: с одной стороны, страховые компании воют от убыточности и низких тарифов, с другой - клиенты не могут осилить стоимость ОСАГО. Чем пытаться выяснять, кто прав в этой ситуации, эффективнее было бы сформировать новые тарифы и привязать их к водительским правам.
Илья Григорьев, руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование»
В первом квартале тарифы по КАСКО стабилизировались и не менялись. Была небольшая коррекция в январе. Нужно понимать, что изменение тарифа напрямую связано с изменением цены запчастей и стоимости ремонта для каждой конкретной марки и каждого конкретного региона. Изменение цены запчастей - это инструмент конкурентной борьбы дилеров. Не все они одномоментно повышают стоимость. Кто-то длительное время работает себе в убыток, увеличивая свою долю рынка, кто-то при резком изменении курса сразу меняет стоимость. Это, соответственно, находит отражение в тарифе. Дальнейшее изменение тарифов будет происходить в таком же ключе - в зависимости от стоимости запчастей, ремонта и подверженности угону.
Григорий Беньковский, первый заместитель генерального директора страховой компании «Поволжский страховой альянс»
Ситуация в ОСАГО не вполне однозначна. Скажем так, острота уменьшилась, но проблемы остались нерешенными. Увеличение тарифов всего лишь компенсировало ту инфляцию, что произошла в декабре 2014 года, и рынок вернулся к состоянию на сентябрь прошлого года. Но проблемы выявлялись уже тогда. Компании начали уходить с рынка ОСАГО или разоряться ввиду его убыточности. Изначально предполагалось, что корректировка тарифов выправит ситуацию с убыточностью, однако в декабре случилось то, что случилось - обвал курса рубля. Думаю, что текущего повышения хватит на 2015 год. Но к его концу ситуация вновь обострится. Компании продолжают работать в этом секторе, но, в первую очередь, это регионалы. ОСАГО нужно заниматься в режиме ручного управления, иначе обеспечить рентабельность невозможно. Федеральные компании так работу на региональном рынке не выстраивают, поэтому у них возникают проблемы. В сфере КАСКО ситуация не столь острая. Все-таки здесь страховщики могут сами регулировать тарифы, в отличие от ОСАГО, что и происходило в 2014 и 2015 годах. Это затронуло программы всех страховых компаний, одни - в большей, другие - в меньшей степени. В принципе, уже есть случаи отказа от КАСКО из-за его стоимости. Но нужно понимать, что в стране кризис, рубль упал, стоимость ремонта и запчастей выросла, поскольку самарский автопарк преимущественно состоит из иномарок. Здесь так же, как и в любой отрасли: например, просел туризм, просела торговля, снижается покупательская способность клиентов. Кто-то, скажем, по-прежнему может позволить себе поездку в отпуск, кто-то нет. Кто-то может себе позволить оплатить КАСКО, кто-то нет. Это предсказуемый процесс. Тем более страхование в целом очень чувствительный к экономическим изменениям сектор. И негативные явления в нем серьезно влияют на показатели деятельности страховщиков.
Надежда ГАЛИМУЛЛИНА
Вся пресса за 29 июня 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Тенденции, Регулирование, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Орелград, 26 ноября 2024 г.
Жизнь чиновников мэрии Орла застрахуют
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Как работать страховым агентом в удалённом формате
|
|
Ведомости онлайн, 26 ноября 2024 г.
Госдума приняла закон о распространении действия ОСАГО на Белоруссию
|
|
Агентство городских новостей Москва, 26 ноября 2024 г.
Госдума одобрила законопроект о новых штрафах за повторное вождение без ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 26 ноября 2024 г.
Азербайджан и Турецкая Республика Северного Кипра подписали меморандум в области страхования
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
«Газпромбанк Инвестиции» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхования» с целевой ценой 140 руб.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане зафиксирована рекордная выплата по страховке грузов
|
|
orenday.ru, Оренбург, 26 ноября 2024 г.
Афера не удалась: 4 автоподставщика вернут страховой компании 500 000 рублей
|
|
За рулем, 26 ноября 2024 г.
Эксперт предлагает минимизировать штрафы для тех, кто забыл полис ОСАГО в первый раз
|
|
Российская газета, 26 ноября 2024 г.
Процесс
|
|
День республики, Черкесск, 26 ноября 2024 г.
Получили господдержку по агрострахованию
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Полисы ОСАГО могут подорожать уже весной
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 26 ноября 2024 г.
В Саратове осудят жителей за мошенничество со страховыми выплатами на 13,5 млн
|
|
Frank Media, 26 ноября 2024 г.
«Ак Барс Страхование» получило лицензию на перестрахование
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Агроэксперт, 26 ноября 2024 г.
Площадь застрахованных посевов в РФ выросла на 40%
|
|
Новости Саратова, 26 ноября 2024 г.
Как сменить регион страхования на Госуслугах
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|