Вестник ГЛОНАСС,
27 июля 2015 г.
Андрей Маклецов, начальник управления европейского протокола Российского союза автостраховщиков: Применение навигационных данных – это мера по борьбе с мошенничеством 1091 просмотр
Российский союз автостраховщиков (РСА) является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования. РСА учреждён 8 августа 2002 года. Его действительными членами являются почти 100 страховых компаний.
- Андрей Александрович, расскажите, что такое «Европротокол» и в чём плюсы его использования для автовладельцев?
- Понятие «Европротокол» в законе об обязательном страховании не указано, но имеется понятие об урегулировании ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции. Именно такую процедуру в настоящее время называют «Европротоколом». Преимущества для участников ДТП в такой процедуре очевидны – не нужно ждать полицию. Когда оба участника более или менее адекватно оценивают обстоятельства ДТП, они могут заполнить бланк извещения о ДТП и разъехаться по своим делам. Если документ оформлен правильно, то не должно возникнуть никаких проблем с урегулированием вопроса выплаты страховки. Подчеркну, основной момент в извещении о ДТП – в том, что оно должно быть полностью заполнено, должны иметься подписи водителей, которые этим подтверждают, что у них нет противоречий в оценке обстоятельств ДТП, характера повреждений, при этом никто из них не должен признавать себя виновным. Страховая выплата потерпевшему, если ДТП оформлено таким образом, не может превышать 50 тысяч рублей, это требование закона. Нововведение по закону состоит в том, что в четырёх регионах – в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области – увеличены суммы выплат при оформлении ДТП по «Европротоколу». Предусматривается, что можно заплатить не 50 тысяч рублей, а полный лимит выплаты по ОСАГО – 400 тысяч рублей. Сумма увеличивается значительно – в восемь раз, и естественно, что страховщики хотят получить дополнительную защиту от мошенничества. Закон предоставляет возможность выплатить в пределах полного лимита при условии представления страховщику данных об аварии, которые зафиксированы техническими средствами – фото- и видеоизображениями автомобилей и их повреждений на месте ДТП, а также данными о местоположении транспортного средства, полученными с помощью навигационных технологий ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с другими навигационными системами. Местоположение аварии должно быть зафиксировано техническим устройством, которое установлено на борту транспортного средства. Навигационные данные важны для привязки места ДТП к субъекту РФ, поскольку только по четырём субъектам допустимы максимальные выплаты. Также навигационные данные необходимы для проверки местоположения ДТП, которое указал в извещении потерпевший. Это мера по борьбе с мошенничеством.
Бортовое устройство на автомобиле, которое фиксирует место ДТП, мы называем мониторинговой системой. Во многом оно похоже по функционалу на терминал системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Это бортовое устройство содержит три важных компонента: акселерометр – маленький чип, который измеряет ускорение транспортного средства, а проще говоря, удары, которые производились по нему; блок определения координат ГЛОНАСС/GPS; блок передачи информации посредством сотовых сетей. Таким образом, сочетание этих трёх компонентов в одном устройстве позволяет нам регистрировать ДТП в автоматическом режиме без участия потерпевших. Например: удар по машине, устройство зафиксировало данные, и через сотовые сети и соответствующую информационную инфраструктуру эти данные поступили в информационную систему РСА. Далее страховщики, получившие заявление одного из участников ДТП, проверяют по системе РСА, имеется ли такая информация в базе данных, совпадает ли с той, которая указана в извещении о ДТП, которое представил потерпевший, и в данных с устройства место ДТП. Кроме данных о месте события, страховщик получает информацию об обстоятельствах аварии, и если в письменном заявлении потерпевшего указано, что после удара машину отнесло вправо, а по данным акселерометра её отнесло влево, то нужно детально разбираться, нет ли в заявлении потерпевшего злого умысла.
- На сегодняшний момент точности ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS хватает для того, чтобы определить координаты с нужной точностью?
- Та точность, которую мы требуем по нашим техническим требованиям, это 10 метров. В принципе, страховщики полагают, что этой точности достаточно для надёжной идентификации места происшествия. Выезд на встречную полосу с такой точностью, естественно, не зафиксировать, но более высокой точности добиться в настоящее время очень сложно. Что касается искажений, внесённых помехами, городской застройкой, пока сложно сказать, насколько они скажутся на точности позиционирования.
- В последнее время для повышения точности решения навигационной задачи предлагается использовать высокоточную навигацию, что заключается в применении данных наземных станций. Планируется ли задействовать такое решение для повышения точности определения местоположения ДТП?
- Пока мы не думали над этим вопросом. Важным моментом в нашей ситуации является использование массовых и сравнительно недорогих устройств, которые вследствие этого ограничены по своему функционалу. Не исключаю, что по мере развития проекта у нас возникнет необходимость в дополнительных данных или в повышении точности определения местоположения.
- Каким параметрам должно отвечать бортовое устройство? Может ли там не быть системы передачи данных через сотовые сети, что позволит удешевить устройство?
- Нет, это важная составляющая нашей схемы информационного взаимодействия. Никто из участников ДТП не должен предпринимать никаких дополнительных действий, особенно тех, которые могут повлиять на некорректируемость данных. Все данные должны поступать к нам автоматически. Именно поэтому передача данных способом, не зависящим от участника ДТП, – один из главных аргументов в пользу нашей схемы. Это дополнительная защита страховых компаний от мошенничества. Конечно, страна у нас большая, бывают места, где может не работать сеть мобильной связи. В данной ситуации устройство должно сохранить информацию, а при появлении связи – передать её. Канал связи через сотовые сети обязателен для нашей схемы. Какой-то механической «перекачки» данных с бортового устройства, которое будет подключаться, скажем, к компьютеру в офисе страховой компании, наша схема работы не предусматривает.
Если говорить о требованиях к мониторинговой системе, с помощью которой мы собираемся идентифицировать факт ДТП, то они следующие: точность позиционирования, как я говорил ранее, 10 метров; точность показаний акселерометра – 0,25g; измерение ускорения – по трём осям; диапазон измерений – плюс-минус 8g. Кроме того, бортовое устройство должно осуществлять 100 записей в секунду, т.е. значение ускорения фиксируется каждые 10 миллисекунд. Когда машина едет по дороге, мгновенные значения ускорения могут быть большими из-за неровностей, но это не значит, что произошло ДТП, поэтому мы предусмотрели простое, но надёжное решение – превышение порогового значение ускорения должно продолжаться в течение двадцати пяти миллисекунд. Три отсчёта подряд выше порога – и устройство должно зафиксировать факт ДТП. Пороговым значением является то, что ускорение, зафиксированное акселерометром хотя бы по одной из осей, превысило 2g по вертикальной оси или 1g по горизонтальной оси. Данные критерии были проверены в ходе проведенных РСА испытаний оборудования. Мы считаем, что такой критерий более-менее правильно отражает факт ДТП.
Я уже говорил, что наша мониторинговая система очень напоминает бортовое оборудование системы «ЭРА-ГЛОНАСС», но в этой системе критерии ДТП совсем другие. Напомню, что данная система предусматривает оказание экстренной помощи лицам, пострадавшим в ДТП. Естественно, что там критерий ДТП рассчитан на более сильные удары, на более сильное воздействие на автомобиль, но он также основан на обработке данных, зафиксированных акселерометром. В течение этого года мы должны согласовать с оператором «ЭРА-ГЛОНАСС» такие критерии ДТП, чтобы бортовое устройство могло бы использоваться и для целей «Европротокола», где слабые ДТП, и для целей экстренного оказания помощи участникам тяжёлых ДТП. В аппаратной части разногласий между нами нет. Имеющиеся на рынке акселерометры измеряют ускорение с достаточной как для нас, так и для «ЭРА-ГЛОНАСС» точностью. Вопрос в программном обеспечении. Я думаю, что должна быть создана такая «прошивка» для бортового оборудования, которая в случае слабого ДТП активирует передачу данных страховщикам для последующего урегулирования аварии в рамках «Европротокола», а в случае тяжёлого ДТП активирует отправку сообщения в систему «ЭРА-ГЛОНАСС». Нерационально устанавливать на автомобиле отдельно – терминал «ЭРА-ГЛОНАСС», отдельно – мониторинговую систему для «Европротокола». В этом никто не заинтересован, и технических препятствий объединить эти устройства в одном блоке мы сейчас не видим.
- 27 января в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось совещание участников навигационного рынка по вопросам коммерциализации системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и технологий ГЛОНАСС. Не может ли «Европротокол» стать таким коммерческим приложением к системе?
- Сложно судить. На этом совещании представители РСА рассказали о том, как у нас будет строиться информационное взаимодействие с системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Готовится проект постановления Правительства Российской Федерации, который предусматривает подписание соглашения между РСА и оператором «ЭРА-ГЛОНАСС». На основании соглашения будет осуществляться информационный обмен. Удастся ли коммерциализировать это направление, я пока не готов говорить.
- Готовы ли страховые компании бесплатно предоставлять страховое оборудование для «Европротокола»?
- Для узких целей «Европротокола» это невозможно. Тарифы на страхование ОСАГО таковы, что сейчас на предоставление бесплатного оборудования у страховых компаний свободных денег нет. Что касается договоров КАСКО, там это возможно. Я считаю, это будущее данного направления. «Европротокол» – это одна из частей «умного страхования», которое будет активно развиваться.
- Верховный суд в январе признал, что фотографии с места ДТП, видеосъёмка и данные ГЛОНАСС могут быть использованы в качестве доказательств причинения ущерба, если авария была оформлена без участия сотрудников ГИБДД. Могут ли сейчас использоваться для этого навигационные приёмники смартфонов, автонавигаторов?
- Постановление пленума Верховного суда отсылает нас к соответствующему положению статьи закона об ОСАГО, в частности, к статье, которая указывает, что для определения данных местоположения ДТП могут использоваться средства навигации, которые функционируют с использованием ГЛОНАСС или ГЛОНАСС с иными глобальными спутниковыми навигационными системами. Что касается привязки местоположения к данным при фотографировании, то, наверное, это похоже на то, чего мы добиваемся, но возникает главный вопрос – о некорректируемости данных. Та схема, которую мы сейчас предлагаем, предусматривает одновременно фиксацию факта и места ДТП, после чего участники аварии могут фотографировать место происшествия. Но мы настаиваем на том, что если страховщикам просто будут приносить фотографии с места ДТП, пусть и привязанные к месту события, вопрос о некорректируемости здесь становится крайне болезненным. Нам бы очень не хотелось, чтобы на каждом заборе висели объявления: «Нарисуем ваше ДТП в нужном вам свете». Именно поэтому наша схема предполагает для фотографирования мест ДТП использование специализированных мобильных приложений, предварительно установленных на смартфоны, которые сразу после фотографирования передают изображения по мобильной сети в информационную систему РСА и не дают возможности откорректировать их на компьютере. Именно поэтому нас, в принципе, устраивает схема передачи изображений с места ДТП и навигационных данных с места съёмки одномоментно. Мы считаем, что требование закона о некорректируемой регистрации информации в этом случае будет соблюдено.
- Такое мобильное приложение уже создано?
- Нет, приложений, которые бы полностью соответствовали требованиям страховщиков, сейчас нет. Тем организациям, которые работают с нами по тематике «Европротокола», направлены наши предложения о разработке таких приложений. Мы надеемся, что наши уважаемые партнёры поддержат нас, и такие приложения появятся уже в скором времени. Однако время не ждет, и если этого не произойдет в ближайшее время, то РСА будет организовывать разработку мобильного приложения самостоятельно.
- Насколько применение именно навигационных технологий может защитить от мошенничества?
- Мы исходим из того, что для подделки навигационных данных требуется специальное оборудование. Наверное, оно есть, но не каждый сможет им воспользоваться. По крайней мере, в массовом виде такие подделки мы вряд ли будем получать. Соответственно, то оборудование, которое мы предлагаем использовать, предоставит нам достаточно надёжные данные о местоположении ДТП.
- Каким образом планируется добиться некорректируемости данных, помимо отправки их мгновенно в информационную сеть РСА? Может быть, планируется использовать криптозащиту?
- Мы рассчитываем, что та схема информационного взаимодействия, которую мы обсудили, препятствует массовому мошенничеству. Добросовестные участники ДТП будут иметь гарантию того, что страховая компания получила некорректируемые достоверные данные об аварии. Криптозащиты в том виде, например, как она используется в тахографическом оборудовании, пока не предполагается.
- Использование специального оборудования для «Европротокола» отнесено законодательством на 2016 год. Каким образом можно оформлять «Европротокол» до этого момента?
- Позиция страхового сообщества такова, что передача информации на электронном носителе, т.е. флэш-накопителе, непосредственно в страховую компанию, не в полной мере соответствует требованиям закона о некорректируемости данных, а вот наша схема – обеспечивает. Действительно, применение спецоборудования отнесено на 2016 год. Мы, со своей стороны, доказываем свою позицию, что вводить данную норму нужно раньше.
- Видите ли Вы проблемы для применения «Европротокола» с точки зрения картографического обеспечения?
- Наши требования предусматривают, что каждый оператор мониторинговой системы, который принимает данные от бортовой системы и передаёт их в РСА, должен передавать не только сами координаты, но и адрес места ДТП, который оператор взял из используемой им картографической системы. Пока каких-то серьёзных проблем в этом направлении мы не видим. Во всяком случае, в Москве и области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области проблем с этим быть не должно. При расширении применения специальных мониторинговых средств в рамках «Европротокола» на всю РФ, будем смотреть по ситуации.
- Всё ли устраивает РСА в текущей законодательной и нормативной базе?
- Мы полагаем, что Постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2014 г. № 1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации» не в полной мере соответствует требованию закона о некорректируемой регистрации данных. Сегодня постановление допускает ситуацию, когда один из участников ДТП принес в качестве доказательства в страховую компанию «флэшку» с фотографиями и навигационными данными, но кто эту «флэшку» брал в руки, корректировал ли кто-то записанную на неё информацию, страховщик не знает.
Беседовал Дмитрий СТРУГОВЕЦ.
Вся пресса за 27 июля 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Выплаты, Страховое мошенничество, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
18 декабря 2024 г.
|
|
110km.ru, Санкт-Петербург, 18 декабря 2024 г.
Кроссоверы Cadillac и Ford провалили краш-тест в США
|
|
За рулем, 18 декабря 2024 г.
Арест до 15 суток: в РФ протестируют новые виды борьбы с любителями езды без ОСАГО
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 18 декабря 2024 г.
Краснодар стал третьим в России по мошенничеству в сфере ОСАГО
|
|
Ведомости-Санкт-Петербург, 18 декабря 2024 г.
Петербург вошел в первую пятерку регионов по числу мошенничеств с ОСАГО
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 18 декабря 2024 г.
Камеры начнут выписывать штрафы за отсутствие ОСАГО в конце 2026 года
|
|
ПРАЙМ, 18 декабря 2024 г.
Эксперты рассказали, кто лидирует по страхованию авто в России
|
|
Агроэксперт, 18 декабря 2024 г.
Ставки франшизы для агрострахования в России снизят до 30%
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
Мишустин рассказал о выгодах долевого страхования жизни граждан
|
|
ПРАЙМ, 18 декабря 2024 г.
Назван лидер по объёму страховых премий за первые девять месяцев 2024 года
|
|
ТАСС, 18 декабря 2024 г.
ГД приняла закон о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
17 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 17 декабря 2024 г.
Страхование жизни будет защищено системой гарантирования
|
|
Frank Media, 17 декабря 2024 г.
РНПК ужесточает подходы к перестрахованию крупных объектов
|
|
Костромские ведомости, 17 декабря 2024 г.
Страховщики выплатили костромичам 1,5 млрд рублей
|
|
Финмаркет, 17 декабря 2024 г.
Госдума приняла закон о системе гарантирования на рынке страхования жизни
|
|
Российская газета онлайн, 17 декабря 2024 г.
Госдума приняла закон о системе гарантий в страховании жизни
|
|
Forbes, 17 декабря 2024 г.
Клиники анонсировали рост тарифов на медуслуги по корпоративным ДМС в 2025 году
|
|
Report.Az, Баку, 17 декабря 2024 г.
В следующем году будет расширен пакет услуг по ОМС
|
 Остальные материалы за 17 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|