На авторынке единым финансовым механизмом выступают банки, автодилеры и страховщики. Именно взаимозачеты между ними делают совместные продукты привлекательными, но для клиента такие предложения иногда оборачиваются более значительными расходами. В настоящий момент ФАС начала расследование таких злоупотреблений, сообщает "Бизнес".
Business&FM,
22 марта 2005 г.
Автомобильный конгломерат 1352 просмотра
Банкиров, страховщиков и автодилеров разлучать нельзя
На авторынке единым финансовым механизмом выступают банки, автодилеры и страховщики. Именно взаимозачеты между ними делают совместные продукты привлекательными. Однако для клиента такие предложения иногда оборачиваются более значительными расходами, чем это демонстрируют расчеты банкиров и страховщиков. В настоящий момент ФАС начала расследование таких злоупотреблений. Главное, чтобы результаты этого расследования не помешали дальнейшему развитию рынка. Маркетинговый союз На минувшей неделе Управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по Свердловской области возбудило дело в отношении банка "Кредит Урал" (Магнитогорск) по признакам нарушения закона о защите конкуренции. Заявление в ФАС подала жительница Екатеринбурга. Как пояснила истица, когда она обратилась за получением кредита на приобретение автомобиля в екатеринбургский филиал банка, там ей предложили застраховать покупку в трех страховых компаниях, с которыми сотрудничает "Кредит Урал". На просьбу гражданки предоставить ей возможность оформить страховку через страховую компанию, в которой она сама работает и где ей как сотруднику положены льготы, в банке ответили отказом. Ситуация, которую описала потерпевшая, в принципе, стандартна для российского авторынка. Не секрет, что банк, страховая компания и автодилер нередко представляют собой единый финансовый организм. Клиенту могут предложить хоть нулевую кредитную ставку, но при этом обяжут застраховаться в конкретной страховой компании - например, за 10% от стоимости автомобиля. Ведь российский клиент пока не привык суммировать стоимость "комплексной услуги". Впоследствии банк и страховщик рассчитаются друг с другом своими способами, а многочисленные комиссии - за открытие счета, за рассмотрение кредитной заявки и т. д.- помогут довести доходность от этих операций до вполне внушительных размеров. Дилер в этой ситуации помогает другими способами - например, может лишить клиента обычной скидки или бонуса (комплект резины, бесплатная автомагнитола и т. д.) и за этот счет субсидировать потерю в размере ставок банкиру и страховщику. "На сегодня все спецпредложения по ставкам и страховым тарифам на рынке - не более чем маркетинговый ход. Текущая ставка рефинансирования ЦБ установлена на уровне 9%, и, если предлагают 0%, придется заплатить налог на разницу ставок. Поэтому все существующие программы так называемых дешевых кредитов призваны просто замаскировать скидку на автомобиль",- комментирует директор по кредитованию и страхованию компании Rolf Алексей Гурьянов. Не выплеснуть бы ребенка Впрочем, вопрос взаимозависимости банков и страховых компаний не столь однозначен, и "рубка с плеча" может негативно повлиять на рынок. В этом году объемы автокредитования в России, по оценкам экспертов, вырастут до $5-6 млрд. В 2004 году на российском рынке было продано около 400 тыс. иномарок, что на 80% выше показателей предыдущего года. Причем, по мнению специалистов, именно автокредитование способствовало такому росту продаж. По оценкам дилеров, на сегодня объем автомобилей, проданных взаем, составляет 30-35% от общих продаж. Дмитрий Пионтковский, начальник отдела развития бизнеса управления автострахования "Ренессанс Страхование", считает, что развитие автокредитования должно происходить через дальнейшее взаимопроникновение всех трех сторон (автодилеров, страховщиков, банков), что позволит упростить документооборот и рано или поздно прийти к принципу "одного окна". "Кроме того, наблюдается тенденция снижения стоимости услуг всех участников процесса: стоимость ремонта у официального дилера для клиента страховой компании ниже, чем для клиента "с улицы", что позволяет страховщикам меньше платить за ремонт и, соответственно, снизить стоимость полиса, а банки постепенно уменьшают стоимость кредита. При этом выигрывает потребитель - снижение цен не влияет на качество оказываемых услуг",- добавляет он. Помимо этого, банки все чаще завоевывают заемщика облегчением условий кредитования и уменьшением срока оформления документов, например за счет экспресс-кредитов и совместных акций. Растущая конкуренция заставляет продавцов требовать от банков снижения ставок. Платит производитель Если ФАС встанет на сторону пострадавшей жительницы Екатеринбурга, с рынка могут исчезнуть самые выгодные предложения. За свою весьма непродолжительную историю рынок автокредитования оказался практически поделен между четверкой лидеров - это Международный московский банк (ММБ), "Райффайзенбанк Австрия", Газпромбанк и Банк Сосьете Женераль Восток. Именно эти банки предлагают самые низкие ставки и по кредитованию, и по автострахованию. Причина в том, что кредитующие организации получают субсидии от автопроизводителей. Например, "Райффайзенбанк Австрия" и ММБ выдают кредиты на модель Ford Focus под рекордно низкую ставку - 4,9% годовых в валюте. Это стало возможным в результате заключения соглашения с автопроизводителем - Ford Motors, который решил продвинуть эту конкретную модель в России. Аналогичные специальные предложения действуют и на отдельные модели Audi, Toyota, Citroen, Daimler Chrysler, Mitsubishi, GM Motors, BMW, ГАЗ. Однако, для того чтобы определенное спецпредложение заработало, банк называет покупателю одну или несколько страховых компаний, у которых нужно застраховать автомобиль. Так, неотъемлемой частью предложения по Ford Focus является страхование в компании "Ренессанс Страхование". Цена полиса - 5% в год от стоимости автомобиля. Страховой конкурс В России финансовая система еще недостаточно устойчива, поэтому банк вынужден учитывать риск банкротства страховщика. "Отбирая страховую компанию, банк определяет для себя, может он нести риски страховщика или нет,- поясняет глава департамента розничного бизнеса Банка Москвы Роман Воробьев.- Ведь при наступлении страхового случая компания должна перевести банку сумму залога. Учитывая, что автомобильные кредиты выдаются на три года, банк должен быть уверен, что его страховщик за это время не исчезнет с рынка и будет способен при наступлении страхового случая выполнить свои обязательства. Наш банк изучил некоторое количество компаний на рынке и ограничил свой выбор наиболее надежными партнерами". Часто помимо оценки страховщика кредитная организация требует от последнего размещения у себя определенного количества активов или покупки своих ценных бумаг. Второй очень важный момент - а что, собственно, может предложить конкретный страховщик? "Средний тариф по рынку составляет 9%, в то время как наша компания в рамках сотрудничества с "Пробизнесбанком" предлагает 8%, а на иномарки стоимостью до $25 тыс.- 6,8%. Однако при этом в некоторых салонах продаются только полисы СО "Зенит": каско, осаго, полисы гражданской ответственности",- рассказывает Александр Кабанов, генеральный директор страхового общества "Зенит". "Конечно, существуют ограничения, ниже которых страховая компания не может опуститься. Если же подобное присутствует в предложении, то резкое снижение тарифа наверняка компенсируется другими сторонами в определенном размере",- поясняет Михаил Наумов, менеджер по маркетингу компании "Major-auto". Диктуют свои правила и автодилеры. "Страховые компании участвуют в разработке совместных программ с банками. Затем программы предлагаются автосалонам на "экспертизу", выявляется заинтересованность в них, иногда вносятся коррективы",- рассказывает начальник управления автокредита Центра страхования автомобильного бизнеса РОСНО Анна Гродская. Такое сотрудничество обеспечивает страховщику поток клиентов, оплачивающих единовременно (без задержек и рассрочки) страховые премии, в большинстве своем приобретающих новые недешевые автомобили. Банковскую ставку может компенсировать автозавод, как в случае с моделью Focus, отдельный автодилер или даже страховая компания. Детали того, на чем конкретно строятся эти взаимоотношения, участники конгломерата пытаются обходить. "Есть экономический расчет, в результате которого определяется эффективная ставка, и мы ее гибко настраиваем, реагируем на марку, учитывая сезонность, спрос",- говорит начальник отдела кредитования физических лиц Росевробанка Алексей Бабкин. "Автодилерам все равно, чья будет компенсация, но важно, чтобы условия кредитной программы соответствовали ситуации на рынке. Если у всех кредиты выдаются под 10%, а у этого банка под 15%, дилер может потребовать снижения ставки",- отмечает руководитель управления финансирования покупателей "Автомира" Иван Романов. Аналогично автодилер выставляет и требования по страховке. От экспресс-кредитов к обратным продажам Рынок естественно движется к усложнению финансовых продуктов. Желание увеличить доход каждого участника автоконгломерата заставляет каждого идти на взаимные уступки и принимать участие в разработке новых продуктов. В результате количество спецпредложений множится. К примеру, сейчас сразу несколько банков и страховых компаний участвуют в разработке "обратных продаж" и обещают, что продукт появится уже в марте. Принцип его таков: банк кредитует порядка 90% стоимости автомобиля, автосалон дает гарантию клиенту выкупить его автомобиль по стоимости с учетом прогнозируемого износа через два года (при соблюдении определенных условий эксплуатации). И банк при расчете ежемесячного платежа определяет размер основного долга как разницу между размером кредита и суммой, которую компенсирует автосалон за машину спустя два года эксплуатации. "Для заемщика это уменьшает размер платежа по сравнению с классическим кредитом в два-три раза",- говорит Анна Гродская. Появление подобных продуктов возможно только в результате тесного взаимодействия банкира, страховщика и автодилера. Конечно, рядового гражданина могут возмущать маркетинговые игры подобных союзов, однако их плоды не всегда плохи.
Марина БОЖКО
Вся пресса за 22 марта 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
|
Право.Ru, 28 ноября 2024 г.
ВС выпустил обзор практики по делам, связанным с ОМС
|
|
Российская газета онлайн, 28 ноября 2024 г.
Страховщики настаивают на ремонте машин бывшими в эксплуатации запчастями
|
|
Коммерсантъ-FM, 28 ноября 2024 г.
ОСАГО покроют б/у запчастями
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ozon протестирует продажи страховок для физлиц через ПВЗ
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Поправки о понижении потолка франшиз в страховании урожая с господдержкой прошли I чтение
|
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|