Forbes Казахстан,
17 августа 2015 г.
Захватили ли страховые компании контроль над Нацбанком? 558 просмотров
Ответ на этот вопрос станет известен до конца года, обещает старший партнер компании «Саят Жолши и партнеры» Айдын Бикебаев.
Недавно я писал в Facebook о некоем протоколе, который подписан между практически всеми конкурентами в одной из отраслей экономики. Хотел подождать со своими комментариями к нему, но подробная информация уже стала известна всем и без меня, поэтому ждать смысла уже нет.
Протокол подписан 4 июня 2015 между 30 страховыми компаниями-конкурентами с целью воздействовать на Нацбанк, чтобы он не допускал между ними ценовой конкуренции и продолжил существующую практику ограничения конкуренции, когда у всех зафиксированы тарифы.
В мировой практике антимонопольного регулирования, как и в казахстанском конкурентном законодательстве, фиксация тарифов конкурентами (создание картеля) считается опасным и вредным правонарушением, за которое предусмотрены огромные штрафы и даже уголовная ответственность. К сожалению, в Казахстане распространенной стала практика по достижению эффекта картеля руками регулятора и через законы, что позволяет избежать обвинения и наказания. В частности, это наблюдается в отраслях по обязательным классам страхования.
Таким образом, в нашей стране, похоже, когда-то произошла ситуация, известная в мире как captive regulator – захват контроля над регулятором с тем, чтобы он принимал решения в интересах регулируемых компаний без учета интересов потребителей. Это случилось, когда в законодательство по инициативе регулятора были введены нормы о фиксации тарифов по обязательным классам страхования, что отменило ценовую конкуренцию.
Сейчас страховые компании согласованно ведут борьбу за то, чтобы сохранить существующие в законодательстве положения, ограничивающие ценовую конкуренцию между ними. Нацбанк особо не сопротивляется, раз, как сообщают СМИ, обсуждает лишь введение скидок по обязательным видам страхования только для юридических лиц, а для физических лиц - лишь в случае продажи полисов через интернет. Почему допускается такое неравноправие между юридическими и физическими лицами - абсолютно непонятно.
Ассоциация страховых компаний объясняет позицию страховщиков тем, что компании с избыточным капиталом могут предлагать низкие цены потребителям, и это, по их мнению, недобросовестно по отношению к другим компаниям. Очевидно, что такая позиция не выдерживает критики. Почему потребители должны лишиться возможности покупать полисы по низкой цене из-за того, что какие-то страховые компании не имеют достаточного собственного капитала? Это абсурд. У регулятора не должно быть цели любой ценой спасать маленькие страховые компании за счет потребителей. Тем более что сами страховые компании часто говорят о том, что их слишком много на рынке. Ну, так пусть слабые и уходят с рынка.
Другим аргументом страховых компаний является то, что потребители могут требовать максимальных скидок, и рынок сузится. Этот аргумент тоже не выдерживает критики, поскольку страховые компании разные: кому-то будет выгодно предоставлять скидки, а кому-то нет. Что касается довода об уменьшении объема рынка (читай: доходов страховых компаний), это совсем смешно. Цены в рыночной экономике должны определяться на основе спроса и предложения, и объем рынка, соответственно, должен быть итогом сложившихся рыночных цен, а не итогом тарифа, установленного регулятором.
Очевидно, что позиция Нацбанка пока еще мягкая, но он, надеюсь, вступит в дискуссию и предложит обществу свои планы и обоснования. В ином случае у меня, как и у других потребителей, сложится стойкое мнение о captive regulator.
Уверен, до конца года мы увидим - остался ли регулятор в лице Нацбанка под захватом страховых компаний, либо же он способен на принятие выгодных для экономики и потребителей решений. Так что запасаемся попкорном, друзья.
Айдын БИКЕБАЕВ, Старший партнер «Саят Жолши и партнеры»
Вся пресса за 17 августа 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: За рубежом, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 декабря 2024 г.
|
|
АвтоВзгляд, 25 декабря 2024 г.
В новом году полисы ОСАГО могут резко подорожать
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Лимит выплат по ОСАГО может увеличиться в четыре раза
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Эксперты назвали преимущества расширения тарифного коридора в ОСАГО
|
|
Интерфакс, 25 декабря 2024 г.
ЦБ уточнил требования по отражению в договорах е-ОСАГО данных о мощности автомобиля
|
|
Авторамблер, 25 декабря 2024 г.
Срок ремонта по ОСАГО может быть увеличен в 2025 году
|
|
Российская газета, 25 декабря 2024 г.
Приведет ли свободный тариф к подорожанию стоимости полисов ОСАГО
|
|
cbr.ru, 25 декабря 2024 г.
Продажа е-ОСАГО: требования регулятора
|
|
Frank Media, 25 декабря 2024 г.
Страховщики в 2024 году выпустили катастрофные бонды на максимальные $17,7 млрд
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 декабря 2024 г.
Большинство страховщиков США ожидают, что темпы роста превысят 5% в 2025 году: Aon
|
|
ПРАЙМ, 25 декабря 2024 г.
Турецкие СМИ обвинили пилотов Superjet в умышленной аварии
|
|
Татар-информ, Казань, 25 декабря 2024 г.
Уфимцев: Для безаварийных водителей появится допскидка по ОСАГО за счет хорошего КБМ
|
|
ЯСИА (Якутское-Саха Информационное Агентство), 25 декабря 2024 г.
Цена ОСАГО в 2025 году вырастет в среднем на 9%
|
|
Версия, 25 декабря 2024 г.
«Азимут» обвинили в умышленном поджоге SSJ100 в Турции ради получения страховки
|
|
РИА Новости-Крым, 25 декабря 2024 г.
Группа мошенников в Крыму провернула аферы с автостраховками на 5 млн
|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 25 декабря 2024 г.
В Башкирии семейную пару обвиняют в афере со страховыми выплатами
|
|
Деловой Петербург, 25 декабря 2024 г.
Добавить ценность: что обеспечивает рост региональных страховых компаний
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 25 декабря 2024 г.
Эксперт: ОСАГО и КАСКО для нижегородцев станут немного дороже
|
 Остальные материалы за 25 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|