Профиль,
17 августа 2015 г.
Здравоохранение столицы имеет очень высокий запас прочности 508 просмотров
В чем суть реформирования московского здравоохранения, что нововведения дали жителям столицы, куда трудоустраиваются уволенные медработники, не грозит ли Москве дефицит больниц, врачей и лекарств, в интервью «Профилю» рассказал глава департамента здравоохранения столичного правительства Алексей Хрипун.
- Реформа столичного здравоохранения с жаром обсуждалась всю зиму. Сейчас градус дискуссии постепенно снижается. Значит ли это, что преобразования завершены?
- Никакой реформы зимой не было. Мы выполняем федеральный закон № 326 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», принятый еще в 2010 году. Он изменил принцип финансирования медицинских организаций: прежде средства поступали преимущественно из федерального и местного бюджетов, теперь - из фонда ОМС. Что это означает на практике? Раньше, например, объем дотаций больницам определялся количеством коек. Сейчас же финансирование зависит от числа пролеченных пациентов «по законченному случаю». Это стимулирует медучреждения к эффективной, рентабельной работе и повышению качества услуг.
Изначально было понятно, что при переходе на новый принцип потребуется оптимизация работы - концентрация ресурсов, отбор наиболее квалифицированных кадров, совершенствование механизмов работы. Сроки выполнения этих задач прописаны в том же законе. Скорая медицинская помощь должна была, например, перейти на финансирование за счет средств ОМС к I января 2013 года, стационарная и амбулаторная высокотехнологичная - к I января 2015-го. И мероприятия конца 2014 года проводились в рамках этих положений закона. Вот и вся реформа. И, подчеркну особо, это происходило и происходит по всей стране.
- И как это происходит в Москве?
- Все начинается с частностей. Например, мы задались вопросом, как эффективнее использовать рабочее время участкового терапевта. Традиционно он четыре часа в день принимал пациентов, а еще четыре часа либо на общественном транспорте, либо пешком обходил свой участок. Теперь одни терапевты становятся «невыездными», все восемь часов принимая пациентов в поликлинике, другие - «разъездными». В распоряжение последних поступает автотранспорт, и «на колесах» они успевают гораздо больше.
Далее. Многим пациентам, записавшимся на прием, требуется лишь справка, рецепт, совет. Для них организованы «сестринские посты»: люди обращаются с подобными вопросами к медсестрам и быстро решают их, а очередь к врачу в результате сокращается почти на треть. Есть пациенты, помочь которым вообще можно по телефону. И теперь, позвонив в поликлинику, они смогут пообщаться с профессиональной медсестрой. Благодаря этому в 25% случаев вызов врача на дом отменяется за ненадобностью. Отдельный подход разрабатывается для пациентов с хроническими заболеваниями и пациентов пожилого возраста. Для них выделяются персональные врачи, которым можно звонить в течение рабочего дня, чтобы не приходить на прием.
Эти изменения систематизируются в Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС), которая меняет саму психологию медиков.
Сегодня ЕМИАС не просто выдает талоны на прием к врачу. Это и «Электронная медицинская карта», и «Электронный рецепт», и «Электронный листок нетрудоспособности», и «Централизованный лабораторный сервис». Больше не надо ходить от двери к двери со множеством бумаг - разве не удобно?
Проводя эти и другие, казалось бы, незначительные изменения, мы шаг за шагом идем к своей цели - выстраиванию трехуровневой модели оказания медпомощи. Первый уровень - базовые врачебные специальности и виды помощи, которые оказываются во всех поликлиниках Некоторые из поликлиник мы объединили в одно юридическое лицо, и более сложные услуги доступны только в «головных» подразделениях - это второй уровень. Третий уровень - это экспертная работа в консультативно-диагностических отделениях городских стационаров.
- И что изменилось для посетителя поликлиник?
- Человек по-прежнему ходит в районную поликлинику в 10 минутах от дома. Но теперь в доступном территориальном пространстве появилось головное подразделение объединенных поликлиник, где можно получить специализированные медуслуги. Раньше нужно было ждать месяцами, чтобы сделать КТ или МРТ-томографы работали только в двух-трех специальных центрах.
Установить такую технику в каждую из 450 городских поликлиник, которые мы имели в 2010 году, нереально.
А в каждое головное подразделение 46 поликлинических объединений - можно. В итоге сегодня Москва по уровню оснащенности томографами сопоставима с крупнейшими городами Европы.
В 2014 году выполнено 207,6 тысячи МРТ-исследований, что в 3,5 раза больше, чем в 2010-м, количество КТ-исследований за этот же период увеличилось вдвое - до 574,5 тысячи. Срок (ожидания исследования сократился до 10-14 дней. Причем речь, безусловно, о случаях, не угрожающих жизни и здоровью,- в экстренных ситуациях все делается незамедлительно.
Так же реорганизуются стационары. Путем объединения небольших и монопрофильных больниц, родильных домов и т.п. созданы 35 крупных больничных комплексов. Там собраны основные ресурсоемкие технологии, что позволяет гораздо быстрее оказать пациенту помощь. Ведь дело не только в наличии техники, но и в ее концентрации: если раньше в больнице не хватало необходимого оборудования, приходилось обходиться без него - не объезжать же с пациентом несколько больниц!
Так что формально коечный фонд был сокращен, но при этом в 20 И году число пролеченных пациентов увеличилось, а качество оказания помощи улучшилось. Впервые за 5 лет пошла на убыль госпитальная летальность. Да и возможности по приему пациентов на амбулаторном уровне возросли в этом году на 5870 посещений в смену.
- Организационные изменения вряд ли принесут пользу, если не вкладываться в модернизацию...
- А мы вкладываемся! За пять лет отремонтировано более 1 100 зданий, построены 15 поликлиник, несколько новых больничных корпусов и подстанций скорой помощи. Сейчас строятся перинатальный центр на 450 коек на территории ГКБ № 67 и новый корпус Морозовской больницы на 500 коек. Они будут введены в эксплуатацию в ближайшие 1,5-2 года.
- А что с финансированием? В интернете немало слухов о сокращении...
- Факты говорят об обратном: по сравнению с 2010 годом консолидированный бюджет столичного здравоохранения (городские средства плюс фонд ОМС) увеличился почти на 60%.
- Как преобразования отразились на самих врачах?
- Существовал серьезный перекос в кадровом обеспечении по отдельным врачебным и сестринским специальностям. Скажем честно: на некоторых специальностях всегда была возможность получать дополнительный доход, зарабатывать на «благодарных» пациентах. А на других - только официальный оклад. Поэтому в первом случае у нас наблюдался профицит кадров, а во втором - острый дефицит.Москве и сейчас крайне нужны рентгенологи, специалисты УЗИ-диагностики, кардио- и нейрореаниматологи, неонатологи, врачи общей практики. Но не нужно столько гинекологов или стоматологов, их просто некуда трудоустроить!
Под сокращение попали и работники с дублирующими функциями. Как человек, много лет проработавший в больнице, могу сказать: в коллективе всем видно, кто работает много и востребован, а без кого можно обойтись. Так что медики, которые действительно нужны москвичам, без работы не остались.
Какое количество коек, врачебного и сестринского персонала должно быть в больнице, определяет не департамент здравоохранения, а главный врач. Конечно, мы не сторонние наблюдатели, потому что нужно отслеживать маршруты пациентов, чтобы люди с определенными заболеваниями направлялись туда, где им смогут помочь. Если мы видим где-то перекос, чрезмерное сокращение коек по какому-то профилю, мы обращаем на это внимание главного врача. Но это не приказ, не разнарядка!
Врачи, которых пришлось сократить, получали на руки по 500 тысяч рублей. Медицинские сестры и санитарки - по 300 и 200 тысяч соответственно.
- А что происходит с теми, кому не нашлось места в новой системе?
- Точной статистики у нас нет. Но есть способы сохранить этих людей в системе городского здравоохранения.
Проводится переобучение врачей: только в текущем году по профилю «Общая врачебная практика» прошли переподготовку несколько сотен терапевтов и педиатров. Создан Центр «Содействие», там ждут всех. Раньше у «Содействия» было 18 тысяч вакансий, сейчас, может, поменьше. К сожалению, спрос на них невысок, пришло совсем мало людей, а именно 2,5 тысячи. Почему? У нас нет ответа на этот вопрос. Понятно, что среди сокращенных были и административно-управленческие сотрудники. Кроме того, иногородние медики уехали к себе домой. Кстати, из тех, кто обратился в Центр «Содействие», были трудоустроены 1,5 тысячи человек, остальные решили трудоустраиваться самостоятельно.
- Если все так хорошо, почему некоторые блогеры столь эмоционально реагируют на оптимизацию?
- Это обычная реакция! Любое изменение в медицинской сфере часто вызывает бурное обсуждение, ведь здоровье - крайне важный вопрос для каждого. Если человек привык ходить в поликлинику в соседнем квартале, а ему предлагают поехать в ту, которая расположена на несколько автобусных остановок дальше, первая его реакция - негативная. Не принимается во внимание, что съездить предлагается для получения услуг, которых в его поликлинике нет и никогда не было.
С начала июля каждый, кто посетил поликлинику и имеет доступный нам электронный адрес, получает электронное письмо с просьбой оценить качество услуг, ответив на несколько вопросов. Таких электронных адресов у нас I миллион 650 тысяч. За прошедшее время 457 тысяч получили письма, 65 тысяч ответили.
Уровень удовлетворенности помощью составляет 87%! Это очень репрезентативный опрос.
Тому, кто считает, что мы не прислушиваемся к мнению жителей, советую изучить итоги краудсорсинг-проекта «Моя поликлиника» - 58 тысяч человек внесли более 27 тысяч предложений. Разработана программа по практической реализации этих идей: где-то договорились об организации или продлении автобусных маршрутов, где-то изменили график приема специалистами. Самым главным, на мой взгляд, результатом стало создание «Московского стандарта поликлиники» - эталона качества оказания медпомощи, который сейчас активно внедряем.
- Из-за кризиса некоторые москвичи больше не могут позволить себе услуги коммерческой медицины. Готово ли городское здравоохранение к увеличению нагрузки?
- Отток пациентов из сферы платных услуг в государственную начался еще до кризиса, что свидетельствует о повышении уровня доверия к ней. В любом случае москвичей, которые пользовались услугами государственного здравоохранения, несопоставимо больше, так что, если часть пациентов обратится в бюджетную медицинскую организацию, никакого коллапса это не вызовет.
Кстати, едва ли не четверть пациентов московских больниц - приезжие из других городов. Гражданам Российской Федерации нравится, как работает столичная медицина. Мы не против, ведь существует порядок территориальных расчетов в рамках системы ОМС. Так что здравоохранение столицы имеет очень высокий запас прочности.
- А к дефициту лекарств экономическая ситуация не приведет?
- На складах накоплены запасы, которых хватит до конца года. На закупку лекарств по льготным рецептам в нынешнем году затрачено 15,3 млрд рублей. Только 0,001 % от числа льготных рецептов находится на отсроченном обеспечении. Необеспеченных рецептов свыше установленных Минздравом РФ сроков нет. Ну и мы, конечно, готовим конкурсы на закупку лекарств на 2016 год. Делаем это заранее.
Беседовал Алексей СМИРНОВ
Вся пресса за 17 августа 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Реформа ОМС, Столица, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
ВСК была готова к санкциям Великобритании, они не отразятся на финустойчивости группы
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Листинговые страховщики жизни в Индии не покрывают стоимость собственного капитала за последние 2-3 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Ущерб от потери горевшего в Анталье SSJ-100 может составить 2-3 млрд руб – источник
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Страховщики выражают уверенность в том, что бизнес будет расти в течение следующих 3 лет
|
|
Комсомольская правда-Новосибирск, 25 ноября 2024 г.
Новосибирскстат назвал среднюю по региону и отраслям
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Исследование проливает свет на уровень осведомленности о страховании и другие черты поколения Z в регионе APAC
|
|
Известия онлайн, 25 ноября 2024 г.
«Азимут» выплатит пассажирам загоревшегося в Анталье самолета 100 тыс. рублей
|
|
Радио Sputnik, 25 ноября 2024 г.
Автоюрист – об ОСАГО: на проблему надо смотреть в комплексе
|
|
РБК.Кавказ, 25 ноября 2024 г.
Дагестан лидирует по доле высокоубыточных договоров ОСАГО
|
|
zakon.kz, 25 ноября 2024 г.
Казахстанцы стали чаще страховать жизнь
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
«Альфастрахование» оценит размер ущерба из-за возгорания SSJ-100 в Анталье
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 25 ноября 2024 г.
В Казахстане застрахована профответственность уже более 150 тыс. медработников
|
|
Российская газета онлайн, 25 ноября 2024 г.
Правительство РФ критически отнеслось к новой уголовной статье за автоподставы
|
|
Казахстанская правда, 25 ноября 2024 г.
Стоимость страховки по кредитам уменьшится в РК
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
ТАСС: ущерб по инциденту с SSJ-100 может составить до 3 млрд рублей
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|