Русская служба новостей,
5 октября 2015 г.
Эксперт: Страховщики дискредитировали ОСАГО нечестными выплатами
616 просмотров
П. ШКУМАТОВ: Добрый вечер! Появилась информация о том, что более 20% полисов ОСАГО — поддельные. Об этом рассказал в своём блоге Николай Тюрников. Это шокирующая статистика. Полгода назад мы с вами обсуждали, готовы ли вы использовать разные способы ухода от повышения стоимости ОСАГО. Тогда порядка 70% говорили, что готовы. Прошёл год с момента первого повышения цены на ОСАГО, и вот мы видим, что количество людей, которые ушли в тень, просто колоссально. Эту тему мы обсудим с Николаем Тюрниковым. Добрый вечер!
Н. ТЮРНИКОВ: Добрый вечер!
П. ШКУМАТОВ: Всё-таки как расчёт проводился?
Н. ТЮРНИКОВ: Официальная статистика РСА говорит о том, что гораздо меньше граждан стали покупать полисы. За первое полугодие этого года по сравнению с предыдущим купили меньше на 400 тысяч полисов. То есть 400 тысяч граждан не купили полисы ОСАГО. К этим 400 тысячам добавляем 2,5 млн граждан, которые приобрели машины с января 2004 года по январь 2015 года. Таким нехитрым расчётом получаем, что практически 3 млн полисов на 3 млн автомобилей дополнительно к тем, которые не покупали, не приобрели полисы ОСАГО. Если всего в России сейчас 50 млн грузового и легкового транспорта, то за год страховые компании продадут меньше 40 млн, если сохранится такая тенденция. Мы получаем, что 20% автотранспортных средств не будут иметь ОСАГО.
П. ШКУМАТОВ: Каждый 5-й.
Н. ТЮРНИКОВ: Да. Мы обсуждали, что если больше 25% автовладельцев не будет иметь полисов, то система ОСАГО себя вообще дискредитировала, потому что в каждом 4-м случае человек не будет получать компенсацию по системе ОСАГО. 20% уже есть, до 25% остаётся чуть-чуть. Люди купили либо поддельные полисы, либо вообще ездят без них, обоснованно надеясь, что их не оштрафуют. 3 млн за первое полугодие, за второе полугодие будет ещё 3 млн. Итого 6 млн в год, через 5 лет будет 30 млн, и об ОСАГО мы можем забыть, поскольку система неработоспособна.
П. ШКУМАТОВ: А, может быть, людей начать штрафовать? Выписывать штрафы каждый день по 800 рублей.
Н. ТЮРНИКОВ: Я противник этой идеи, потому что, во-первых, физически реализовать это невозможно. Все мы знаем, что при покупке транспортного средства не нужно никого извещать, составлять договор купли-продажи. В день продажи об этом никто не знает, и этим людям будут приходить штрафы. Плюс на оформление полиса ОСАГО у автовладельца после приобретения авто есть 10 дней. Автовладелец успеет проехать большое количество камер за эти 10 дней, и сколько штрафов ему прилетит? 50. Как он их потом будет оспаривать? И если сейчас люди тихо негодуют новым ценам на ОСАГО, они негодуют, не в общем понимая, что цена увеличилась, а в тот момент, когда они приходят за покупкой полиса. Он пришёл за полисом, который в прошлом году стоил 6 тысяч, а ему объявляют цену 13 тысяч.
П. ШКУМАТОВ: Это мой случай.
Н. ТЮРНИКОВ: Да, и мой тоже. Он удивлённо разводит руками, и тут же брокер ему говорит: «А не хотите купить подделочку за полторы тысячи рублей?» И человек покупает эту подделку, причём вынужденно. Его загнали в такую ситуацию. Потому что если не брать Москву и другие крупные города, то во многих регионах ОСАГО стоит среднемесячную зарплату человека.
П. ШКУМАТОВ: Я для того, чтобы заплатить эти 13500 рублей, частично залез в долги перед банком.
Н. ТЮРНИКОВ: Страховая компания «Ингосстрах» объявила о том, что теперь в сети обувных магазинов в каком-то регионе на покупку полисов ОСАГО начали выдавать микрозаймы. Все мы знаем, что микрозаймы выдаются в среднем от 150% до 700% годовых. В интернете уже родилась шутка, как в 90-е: «Мы обуем всю страну». Это, конечно, сумасшествие получать кредит на покупку полиса ОСАГО.
П. ШКУМАТОВ: Я уже получил кредит, в следующем месяце надо будет отдавать. Хочу объявить голосование: вы на сегодняшний момент имеете настоящий полис ОСАГО или поддельный? А, может быть, ездите вообще без него? Прошу голосовать.
Но всё-таки куда это всё катится? Ведь сама система ОСАГО полезна, она существует во многих странах. Получается, что где-то перегнули палку?
Н. ТЮРНИКОВ: Да, совершенно верно. Я абсолютно поддерживаю идею ОСАГО. Я считаю, что ОСАГО и страхование в целом — это очень цивилизованный способ защищать имущественные интересы граждан или компаний, в данном случае граждан. И самое главное, даже не тех граждан, которые страхуются, а тех, перед которыми могут понести ответственность. Но перегнули палку, да. В законе об ОСАГО чёрным по белому написано, что 80% от того, что собирают страховые компании, они должны направлять на выплату потерпевшим. То есть это должны получить мы, автовладельцы. Но эта цифра составляет 50-55%. То есть за 11 лет действия ОСАГО, вопреки нормам действующего закона, страховые компании оставили себе 250 млрд наших денег. По закону должны были выплатить нам, а оставили у себя. И здесь либо занижены выплаты, либо завышены премии. Как только это нормативное соотношение начнёт соблюдаться, тогда ОСАГО будет работать. Пока это кормушка для страховщиков, вариантов нет.
П. ШКУМАТОВ: Получается, сейчас надо понижать цену на ОСАГО?
Н. ТЮРНИКОВ: Да. Но здесь одно из двух: либо снижать цену на ОСАГО, либо повышать выплаты. Если нам говорят, что цена на ОСАГО справедливая, значит выплаты несправедливые. Значит должны повышать выплаты. Должен убираться износ, который гарантированно не позволяет автовладельцам получить нормальную компенсацию по ОСАГО и на неё отремонтировать авто. Или пусть снижают цены на ОСАГО. Причём делать это нужно срочно, потому что тенденция страшная — 3 млн автовладельцев из 50 млн перестали покупать полисы за полгода!
П. ШКУМАТОВ: Результаты нашего голосования шокирующие: 27% радиослушателей ездят без полиса ОСАГО или с каким-то суррогатом. 73% имеют настоящий полис. То есть это уже близко к той точке невозврата, которая может незаметно наступить.
Н. ТЮРНИКОВ: Очень хорошее слово — точка невозврата. То есть человек, который, например, купил машину, ездил на ней из года в год, знает, что есть такая система ОСАГО. Он знает, что по закону, под страхом административной ответственности обязан купить полис. Как только он первый год не купит этот полис, вернуть его в систему ОСАГО любыми штрафами будет очень сложно. Ни в коем случае государству нельзя допускать игру с гражданами в кошки-мышки. Если где-то передавить, то граждане начинают бегать и прятаться от государства. В данном случае, конечно, у большинства граждан этот тариф вызывает отторжение, потому что они его считают несправедливым. А считают они его несправедливым только потому, что за 11 лет выплаты по ОСАГО получили около 30 млн автовладельцев. То есть практически каждый второй столкнулся с получением выплаты. Он получает микроскопическую, смехотворную выплату и понимает, что ему ОСАГО не нужно. Это просто компенсация малой части реального ущерба, который он понёс. Слава богу, если он пошёл в суд, доказал свою правоту и взыскал справедливую компенсацию. Но это сами страховые компании дискредитировали эту систему нечестными выплатами, тотальными занижениями выплат автовладельцам. Может быть, если бы все эти 11 лет выплаты были честными, то сегодня автовладелец сказал: «Хорошо, я плачу 6 тысяч, но если что-то случится, то потерпевший получит эту компенсацию по системе ОСАГО, а не от меня». Система-то правильная, только её надо правильно построить. А сделать это можно путём справедливых выплат и справедливых цен. Пока существует очевидный дисбаланс, и граждане на это реагируют.
П. ШКУМАТОВ: Мы с Николаем в своё время писали в правительство письмо с предложением как-то сбалансировать страховой рынок и ввести представителей автомобилистов в эту страховую систему. Нам ответили, что нас услышали и желают нам всего хорошего. Мы забыли про эту историю, и вот прошло полгода, и правительство внесло в Госдуму поправки, позволяющие объединениям клиентов страховщиков входить в исполнительные органы страховых союзов. Это вообще что? Осознание того, что всё-таки система разбалансировалась, и её надо как-то починить?
Н. ТЮРНИКОВ: Я не меньше был удивлён этим. Потому что действительно тот ответ, который мы получили, не вселял каких-то надежд. Но система сильно дисбалансирована, потому что государство сегодня пляшет под дудку страховых компаний и их лоббистов. Даже не потому, что оно так искренне желает соблюдать их права и набивать деньгами их карманы, а просто потому, что у них нет системных данных от обратной стороны. Приходим мы и говорим, что тариф завышен, а они отвечают: «А наши актуарии посчитали, что он недостаточен». Кстати, они сейчас уже заикнулись о третьем повышении тарифа на 20%. Чтобы, наверное, ещё полтора миллиона ушло.
П. ШКУМАТОВ: Как это 20%? То есть вместо 13500 я буду платить 17000? Я уже сам тогда по бланку буду ездить.
Н. ТЮРНИКОВ: Действительно, я думаю, что пришло понимание того, что система дисбалансирована. 3 миллиона автовладельцев, ушедшие в тень - это не 50 и не 10 тысяч, это огромная цифра. Надо дать возможность автовладельцам войти в управление этими союзами. Но даже если этот законопроект реализуется, это будет не полная победа. Там есть такая оговорка: «в том случае, если Уставом объединения страховых организаций это предусмотрено». Представим идеальную ситуацию: автовладельцы создали своё объединение, возможно даже системно его финансируют. Я считаю, что без системного финансирования оно вряд ли сможет работать, потому что этому объединению придётся нанимать тех же актуариев и платить им деньги. Только чтобы этот актуарий работал не на страховую компанию, союз страхователей должен ему заплатить какую-то сумму денег, чтобы он сделал честный расчёт, посмотрев на статистику, и сказал, что тариф завышен. От этого мы все выиграем. Мы заплатим на 3 тысячи меньше. Я готов за это отдать 100-200 рублей в год в это объединение. Но эта оговорка меня пугает. То есть если у руководителя этого союза не будет осознания того, что это ему нужно, то Устав не введёт это положение. Кстати, Устав РСА сейчас это не предусматривает, поэтому существование такого объединения было бы там невозможным. Здесь не должно быть такой оговорки, участие должно быть обязательным. И ещё я боюсь того, что это объединение будет создано самими страховыми компаниями во главе с каким-то их засланцем, человеком, который будет лоббировать их интересы, рассказывая нам, что он защищает наши. Вот этого не должно произойти.
П. ШКУМАТОВ: То есть люди реально попали в очень тяжёлую экономическую ситуацию. Я сегодня ездил по центру и видел, что очень большое количество машин стоит без номеров, с закрытыми номерами, это касается платных парковок. Очевидно, что деньги у людей заканчиваются, но отказываться от автомобиля они не собираются. Соответственно, возникает вопрос: а, может быть, действительно взять, включить камеры и всех оштрафовать?
Н. ТЮРНИКОВ: Не хочется здесь быть предсказателем негативного сценария. Но я думаю, что таким он и будет.
П. ШКУМАТОВ: То есть он вызовет серьёзное социальное напряжение?
Н. ТЮРНИКОВ: Многие вещи должны вызывать социальное напряжение, а граждане погрозятся, поругаются и промолчат. Но здесь граждане уже не молчат, они голосуют рублём. 27% слушателей говорят, что они проголосовали рублём. В целом они сохранили примерно 80 млрд рублей.
П. ШКУМАТОВ: Слушатель пишет: «3 млн водителей — это не просто водители, ушедшие из ОСАГО, это ещё и недовольный электорат». То есть это люди, которые недовольны принимаемыми в стране решениями. По сути формируется протестное ядро.
Н. ТЮРНИКОВ: Я думаю, что это тоже власть должна оценивать. На прямой линии президента ему был задан вопрос по поводу цен на ОСАГО. Он, конечно, был вынужден вступиться за решение Центробанка, он сказал, что повышение тарифа на ОСАГО было обосновано. И пообещал социально незащищённым слоям населения дополнительную защиту и некоторые льготы. Но я всё-таки считаю, что здесь речь должна идти не о точечных решениях. Просто государство должно сказать страховым компаниям: «Всё, жирные коты, на ОСАГО вы зарабатывать не будете». Когда вводили ОСАГО, речь не шла о том, что страховые компании будут зарабатывать на нём прибыль. Они нам рассказывали о том, что это социально значимый вид страхования для того, чтобы людей приучить к этому рынку. А когда они это ввели, резко об этом забыли. Это для них основной источник прибыли в сегодняшней ситуации.
П. ШКУМАТОВ: В новостях прошла информация о том, что сытное время закончилось, пришло время экономить. Я надеюсь, что в первую очередь экономия начнётся с нашего государства и страховых компаний. У нас в гостях был Николай Тюрников. Спасибо!
Н. ТЮРНИКОВ: Спасибо.
Вся пресса за 5 октября 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
|
Говорит Москва, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон о дополнительном контроле за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
МК в Калуге, 28 декабря 2024 г.
Калужане сократили расходы на страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 28 декабря 2024 г.
В России начинает действовать обязательное электронное урегулирование убытков по ОСАГО
|
|
Радио Sputnik, 28 декабря 2024 г.
Страховщик рассказал о том, что такое долевое страхование жизни
|
|
Report.Az, Баку, 28 декабря 2024 г.
Фонд аграрного страхования Азербайджана подвел итоги 11 месяцев
|
|
Финмаркет, 28 декабря 2024 г.
«Финам» открыл торговую идею: покупать акции «Ренессанс страхование» с целью 140 руб
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|