Эхо Москвы,
15 октября 2015 г.
Фактор риска. Страхование ответственности перевозчиков: тенденции и перспективы 952 просмотра
В гостях: Алексей Галахов, заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» по корпоративному бизнесу. Ведущий: Алексей Дыховичный.
А. Дыховичный ― 11 часов 07 минут в столице, добрый день, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы», у микрофона Алексей Дыховичный. Алексей Галахов, заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу страховой компании «Ингосстрах» у нас в гостях, Алексей здравствуйте.
А. Галахов ― Здравствуйте.
А. Дыховичный ― «Страхование ответственности перевозчиков», — так звучит тема нашего эфира. Алексей, степень информированности людей, касательно этого вида страхования, она уже так вот стопроцентная, не надо рассказывать, что это? Вы же какие-то опросы проводите, как-то выясняете? Люди вообще знают об этом виде страхования, или нет?
А. Галахов ― Уже третий год мы реализуем этот обязательный вид страхования, и если на старте осведомленность была не очень высока, по нашим данным в пределах 5% в первый год действия. Во второй год эта цифра удвоилась, было уже больше 10%, то сейчас… О тотальном конечно охвате, и полной осведомленности людей говорить наверное рано, но процентов 20-30 по нашим оценкам знают о том, что есть этот закон, и об основных ключевых моментах его содержания тоже знают.
А. Дыховичный ― Ну 20-30 это мало, в двух словах объясните, что это за вид страхования, тогда пожалуйста.
А. Галахов ― Этот вид страхования предоставляет покрытие в отношении ущерба, который может быть в результате деятельности перевозчика причинен пассажирам. Ущерб жизни, здоровью, имущества граждан
А. Дыховичный ― Перевозчик – это автобусы, троллейбусы, да?
А. Галахов ― Это практически все виды транспорта, за исключением метрополитена, который выведен за действие этого закона. Это и автобусы, городской транспорт, это и маршрутные, это и межгородские, это и речные перевозчики, и даже паромы.
А. Дыховичный ― То есть, каждый пассажир, так? Застрахован, если он купил билет, так получается?
А. Галахов ― Каждый пассажир, купив билет, и заняв свое место в транспортном средстве, является застрахованным на случае, если ему будет причинен ущерб. Да, это так.
А. Дыховичный ― Здоровью, и жизни.
А. Галахов ― Жизни, здоровью, и даже имуществу.
А. Дыховичный ― Лимит 2 миллиона, как всегда?
А. Галахов ― Лимит сложился в нашей законодательной практике – это 2 миллиона рублей по жизни и здоровью, и 20, примерно 25 тысяч рублей по имущественному ущербу.
А. Дыховичный ― А многие ли уже воспользовались правом получить компенсацию, попав в какое-то… Ну, ДТП в первую очередь наверное, да? Об этом речь идет. Вряд ли, если ногу отдавили, то тогда обращаются.
А. Галахов ― На сегодняшний день можно говорить о том, что это уже десятки тысяч людей, которые к сожалению были потерпевшими в результате тех или иных случаев, и которые обращались за выплатами в страховые компании. Во все страховые компании страны, не только в нашу. И примерно 85-90% потерпевших, они обращаются. Порядка 10% в среднем не обращаются, либо по причине того, о чем мы с вами говорили. Может быть не знают о том, что есть такой закон, или степень ущерба не велика, и люди просто там не находят времени дойти до страховой компании, подать заявление, и собрать документы.
А. Дыховичный ― Когда ущерб не велик…
А. Галахов ― Когда ущерб не велик, сумма выплаты не велика, и ущерб здоровью в общем не причинен.
А. Дыховичный ― Ну, и соответственно, конечно же сумма выплаты, она напрямую зависит от степени ущерба. Синяк – это одно дело, перелом ноги – другое дело, и не дай бог жизнь – это 2 миллиона, это третье. Правильно я рассуждаю?
А. Галахов ― Постановление правительства, которое было принято уже в развитии закона 67 ФЗ о страховании перевозчиков, устанавливает фактически таблицу выплат, в зависимости от степени повреждения. Да, смертельные случаи – это 2 миллиона рублей, а дальше в зависимости от степени тяжести очень четко все прописано, расписано. Это сильно упрощает взаимодействие нас страховщиков со страхователями при определении суммы ущерба, все очень четко определено.
А. Дыховичный ― Все ли перевозчики застрахованы?
А. Галахов ― Мы достигли уровня охвата больше 90% на сегодня. У нас есть может быть не досконально совпадающие оценки у разных страховщиков, у союза, эта цифра 85-90%. То есть, фактически мы дошли до того, что каждый перевозчик, и практически весь рынок охвачен страхованием.
А. Дыховичный ― Нет, 85-90 – это очень многие, но не каждый.
А. Галахов ― Ну, есть небольшая корреляция. Я могу напомнить наши исследования по результатам первого полугодия действия закона. Уровень охвата был чуть ниже, порядка 75%, мы задавались вопросом, как перевозчики не дошли до страховщика, или страховщики до переводчика, почему это произошло. При том, что есть надзор со стороны государства, Минтранс Росздравнадзора за их деятельность страхование обязательно. Уже на тот момент было понятно, что какой-то контингент участников этого рынка будет находиться в серой зоне. То есть, они буду это в общем избегать. Их количество снизилось, но тем не менее, какая-то серая зона – она останется.
А. Дыховичный ― Это притом, что это обязательный вид страхования.
А. Галахов ― Конечно, это обязательный вид страхования, который является условием осуществления этой деятельности. То есть, ты не можешь выходить на трассу, ты не можешь сажать пассажиров в салон, если у тебя нет полиса, да. Здесь можно сказать о наказаниях, это административные штрафы до полумиллиона рублей на юридических лиц. 50-100 тысяч, до полумиллиона рублей. То есть, в принципе это дорогое удовольствие, нарушать требования законодательства о страховании перевозчиков. Но тем не менее.
А. Дыховичный ― А правильно ли я понимаю, что в салоне автобуса, или в салоне этого транспортного средства, где находятся пассажиры, должно быть какое-то объявление, что в случае, если вы пострадаете, то обращайтесь в такую-то страховую компанию, мы застрахованы там.
А. Галахов ― Каждое транспортное средство имеет ту или иную форму оповещения пассажиров, да? Я это видел непосредственно, и в Москве. В Москве точно написано, что такой-то перевозчик застрахован в такой-то страховой компании, в которую можно обращаться при наступлении случая, да.
А. Дыховичный ― То есть, если я захожу скажем в маршрутку, и не вижу там этого объявления, то достаточно с высокой степени вероятности я могу предполагать, что эта маршрутка не застрахована по вот этому обязательному виду страхования.
А. Галахов ― Ну, варианта два. Она либо застрахована, но перевозчик в силу каких-то причин не исполнил свою обязанность об информировании, либо не застрахован. Но боюсь, что ваше обращение к вопросу о наличии страхования к водителю не даст исчерпывающего ответа, застрахован данный перевозчик, или нет.
А. Дыховичный ― Это смешно, к сожалению. Я хочу спросить наших слушателей, скажите пожалуйста, дорогие слушатели «Эха Москвы», воспользуетесь ли вы перевозчиком, если будете знать, что он не застрахован? Да, воспользуетесь: 660-06-64. Нет, не воспользуетесь: 660-06-65. ГОЛОСОВАНИЕ ПОШЛО.
А. Дыховичный ― Циферки – это разумеется телефон. Итак, воспользуетесь… Ну, вы торопитесь, какое там застрахован, да? Воспользуетесь ли вы перевозчиком, если будете знать, что он не застрахован? Да, воспользуетесь все равно: 660-06-64. Нет, не воспользуетесь, не знаю, другим видом транспорта поедете: 660-06-65.
А. Галахов ― А вы воспользуетесь? Извините, спрошу.
А. Дыховичный ― Я?
А. Галахов ― Да.
А. Дыховичный ― Ну, я после голосования отвечу честно.
А. Галахов ― Чтобы вы не формировали мнение участников.
А. Дыховичный ― Да, чтобы не формировать, я скажу правду, но после голосования. А пока пожалуйста голосуйте… Давайте о маршрутных такси поговорим?
А. Галахов ― Ну… Немножечко такая сложная тема. Понятно, что по той статистике, которая у нас сложилась в этом виде страхования, маршрутное такси – наиболее убыточный вид деятельности. Я (неразборчиво) с наиболее высокой частотностью событий и обращаемостью граждан – да, это так.
А. Дыховичный ― Есть еще статистика, результат опроса, проведенный правда ближе к началу года, об отношении людей к этому виду транспорта. Давайте послушаем, что говорят люди, ну а потом продолжим.
Интересные факты.
В начале февраля этого года исследовательским холдингом «Ромир» было проведено исследование, касающееся степени удовлетворенности пассажиров столичными маршрутками. Больше половины респондентов, а это 67% заявили, что их не устраивает текущая ситуация с пассажирскими перевозками на маршрутках в Москве. Большинство из них – 79% при это обеспокоены проблемой безопасности во время движения. 61% пассажиров считает, что частные маршрутки не приспособлены для перевозки льготных, и мало мобильных категорий граждан. Об отсутствии комфортных условий проезда, заявили 59% граждан. Чуть больше половины, 52% отметили высокую стоимость проезда. По мнению 43% происходит криминализация частных перевозчиков.
А. Дыховичный ― Я сейчас напомню о голосовании, которое у нас идет, а потом перейдем к маршруткам более подробно. Воспользуетесь ли вы, дорогие слушатели «Эха Москвы» перевозчиком, если будете знать, что он не застрахован? Тогда позвоните пожалуйста по телефону 660-06-64. Нет, не воспользуетесь: 660-06-65. То есть, а если он не застрахован, и попадает в ДТП, то не о каких выплатах речи быть разумеется не может, правильно?
А. Галахов ― Не совсем. Не идет речь выплаты со стороны страховщика, в виду отсутствия заключенного договора. Перевозчик по закону обязан компенсировать весь причиненный ущерб. Возникает вопрос, компенсирует ли он его? Конечно же, скорее всего в судебном порядке, вряд ли в добровольном, и найдутся ли средства на компенсации, если предположить, что случай будет не простой. Заплатить обязаны, но в данном случае мы, как страховые емкости – это наша профессиональная деятельность, мы конечно же принимая риски платим, и перевозчики… В этом и суть услуги, и в этом суть закона. А перевозчики переносят на нас эти обязательства, и эти финансовые обременения, которые могут возникнуть при наступлении ущерба. Поэтому нужно страховаться.
А. Дыховичный ― А если вернуться вот к результатам опроса, который провел «Ромир», ну это существенная ниже среднего удовлетворенность маршрутками. Так согласны с такой трактовкой?
А. Галахов ― Я согласен конечно, это и во многом определяет… Это и причина, и следствие. Качество предоставляемых услуг, и уровень управляемости, защищенности, безопасности, определяет частотность событий, и влияет конечно же на удовлетворенность граждан. То есть, если сравнить уровень удовлетворенности любым другим городским транспортом, или метро, конечно же она будет выше. То есть, все логично.
А. Дыховичный ― То есть, вот этот инструмент обязательного страхования ответственности перевозчиков он… Ну, в корне по крайней мере не изменил ситуацию с маршрутными такси.
А. Галахов ― Наверное слишком мало еще прошло до того, чтобы мы как страховщики смогли влиять на этих участников рынка. Ну, как минимум попыткой, или инициативно о внесении в изменения законодательства о повышении тарифов. То есть, это чисто экономическая категория, если в каком-то сегменте бизнеса, подпадающего под действие закона тарифы не соответствуют реальной ситуации, и денег, собранных в качестве страховых премий с клиентов не хватает на выплаты, а опять же уровень эксплуатации, аварийность и риски выше, наш способ влияния на этот рынок – это пересчет тарифов. Если бы это был добровольный вид страхования, то мы бы перевозчиков, не отвечающих определенным критериям, просто не принимали бы. В данном случае мы это сделать не можем, поскольку мы исполняем требование ФЗ. Но я уверен, что мы до этого дойдем, еще достаточно мало времени прошло.
А. Дыховичный ― А есть ли у вас такой инструмент, как серьезное повышение тарифов? Или вы лимитированы какой-то цифрой?
А. Галахов ― Ну, на сегодняшний день мы действуем в рамках тарифов, которые утверждены в качестве приложения к ФЗ, постановлению правительства, и такого серьезного инструмента воздействия у нас нет.
А. Дыховичный ― А, то есть это по сути как ОСАГО получается. У тебя машина может быть…
А. Галахов ― Ну, это близко к ОСАГО сейчас, да.
А. Дыховичный ― Без тормозов, вообще без ничего, но все равно застрахуют потому, что обязаны.
А. Галахов ― Да.
А. Дыховичный ― И здесь, то же самое.
А. Галахов ― Здесь такая же ситуация. Безусловно есть конкуренция, и… Ну, скажу два слова, мы на стадии подготовки к закону очень внимательно изучили этот рынок, практически всех перевозчиков по стране, и определили для себя сегменты, которые более привлекательны для страхования, менее, которые требуют множество мероприятий по улучшению качества управления этим бизнесом. Мы имеем большой потенциал на сегодняшний день, как страховое сообщество по влиянию на рынок перевозчиков, в плане воздействия на них, чтобы они работали лучше, и делали все для того, чтобы росла безопасность движения. Этот потенциал пока еще к сожалению не использован до конца.
А. Дыховичный ― Я остановлю голосование, теперь отвечу. Я с большинством. 64,5% проголосовавших, они все равно воспользовались бы перевозчиком, если знали бы, что он не застрахован. А 35,5 соответственно не воспользовались. Я могу объяснить, почему так. Ну я на авось, у меня какая-то вот… мой авось, я всегда, у меня всегда на авось, такой характер. Почему остальные – не знаю.
А. Галахов ― Я могу высказать предположение. 35% — это люди, у которых есть немного лишнего времени, которые готовы подождать перевозчика, который застрахован, а 65 все-таки торопятся.
А. Дыховичный ― А может быть просто не верят в то, что эта выплата будет просто напросто.
А. Галахов ― Вы знаете, не то, что не верят, скорее может быть не знают. А верить – не верить, здесь и пробовать-то не хочется, согласитесь. То есть, есть гипотетическая возможность того, что ты защищен, застрахован, ну наверное ни один человек не хочет придти за страховой выплатой все-таки, я так это понимаю.
А. Дыховичный ― Отношение пассажиров и перевозчиков к страхованию. Я помню, что вот 3 года назад, когда закон вступал в силу, оно было… Разумеется, каким еще оно могло бы быть, оно было резко негативным. Как-то оно изменилось?
А. Галахов ― У нас практически все, что касается введения тех или иных… Практически любых новаций, а уж страховых законодательств, касающихся обязательных видов, всегда конечно е встречает разную реакцию, не всегда положительную. Сейчас мы в рабочем режиме находимся, и повторюсь, уже 3 года прошло. Скорее все воспринимают это как некий инструмент, который вошел в жизнь, вошел в практику, вошел в деятельность, и у нас нет дискуссий в общем с нашими клиентами о нужности, или не нужности. То есть, рабочий режим работы, и рабочий режим деятельности, функционирования. Да, дискуссии безусловно были о подведении каких-то итогов, о анализе статистики, но ключевой вопрос во всем происходящем в том, что этот закон работает. Он работает реально, и порядка 2000 событий происходит ежегодно. Если вы утром будете смотреть собственно информационную программу практически на любом канале, ну к сожалению чуть ли не ежедневно проходит лента о том, что в том или ином регионе произошла авария с участием либо маршрутных такси, либо транспортных средств, и это самый главный ответ. То есть, мы выполняем ту функцию, или ту задачу, которая вообще на страхование возложена. Выплачивать возмещение потерпевшим.
А. Дыховичный ― Парочку сообщений я зачитаю с нашего СМС. «Некогда объяснять, давай, поехали», — это судя по всему ответит воитель маршрутки человеку, который спросит у него по поводу, где у вас там информационная табличка о застрахованности. «Когда я еду в маршрутке, чувствую себя настоящим десантником на поле боя», — пишет Вася. Ну, лишь подтверждает тоже, о чем были данные опроса «Ромир». А вот вопрос собственно говоря от Людмилы: «Я езжу на городском транспорте по социальной карте, как мне доказать, что я ехала именно ан этом автобусе»? И вообще, что нужно знать… Вот конкретно этот вопрос, и что нужно знать людям для того, чтобы получить возмещение, в случае возникновения страхового случая?
А. Галахов ― Мы сейчас фактически говорим о том, какой алгоритм действий гражданина, если что-то произошло. Фактом доказательства того, что человек находился на транспортном средстве, является документ ГАИ, или ГИБДД об аварии. Соответственно, там указывается кто, где, кто перевозчик, и естественно очень детально описываются пострадавшие. Они там поименно естественно описываются. То есть, этот документ каждый из тех, кто находился в транспортном средстве, может получить. Это будет подтверждением того, что человек там был.
А. Дыховичный ― Получить после?
А. Галахов ― Да, конечно.
А. Дыховичный ― Потому, что если это серьезная авария, то честное слово, не до этого документа.
А. Галахов ― На месте конечно, там это психологический шок, никто ничего собирать не будет. Весь набор документов, и мы со своей стороны информируем во-первых о том… Когда не дай бог что-то происходит, мы говорим: этот перевозчик в таком-то регионе, это клиент нашей компании. Соответственно вы можете обращаться к нам, вы можете обращаться в наше профобъединение НССО за разъяснениями, как действовать. Мы вамп подскажем что делать, какие документы собрать. Есть перечень установленный, он очень прост достаточно. Это акт о событии, это ГАИ, это официальный документ, это документ, удостоверяющий личность. Если мы говорим о ущербе здоровью – документ из медучреждении, или ЛПУ. Если это госпитализация, соответственно это выписка. Конечно человек уже придет после того, как он выпишется и выздоровеет. Если кто-то получает по доверенности, то документы подтверждающие право на это. Если случай не дай бог летальный, о свидетельство о смерти, и подтверждение родственных отношений с тем, кто пострадал.
А. Дыховичный ― То есть… А билет, он нужен?
А. Галахов ― Билет как таковой, сейчас электронная же форма билетов, и билет как таковой, он не фигурирует в числе документов, которые нужно прикладывать. Он виртуальный на самом деле.
А. Дыховичный ― То есть Людмиле, и всем, кто ездит по социальной карте, или еще какой-то карте, беспокоиться не о чем, точно так же, как и все остальные.
А. Галахов ― Беспокоиться не о чем, безусловно удачи на дорогах всем хочется пожелать, но если какие-то события происходят, в открытом доступе находится и кто страховщик, и какие документы. И всегда можно обратиться, мы абсолютно детально там расскажем и подскажем, как нужно действовать для того, чтобы получить выплату.
А. Дыховичный ― Какие перспективы этого вида страхования, и насколько я понимаю, какие-то изменения в законодательстве… Не то, чтобы грандиозные, но все-таки.
А. Галахов ― Не стоит на месте конечно закон, его уже опробовали, увидели какие-то вопросы, которые требуют доработки. Ну, как минимум сейчас вносятся поправки, касающиеся покрытие в отношении рисков терроризма. В текущей редакции не очень четко прописано, и не до конца… Есть трактовки, не до конца понятные, является ли страховым случаем теракт соответственно на транспортном… Причиненный транспортному средству и пассажирам, и в торой вопрос – это включение в программу страхования школьных автобусов. Они поскольку не являются коммерческими перевозчиками, до недавнего времени они… До сегодняшнего собственно говоря дня, они не страховались. Но тем не менее, к сожалению ряд событий уже в течение этого года произошли, когда страдали школьники, и страхового покрытия не было. Вот мы исходим из того, что вот эти две позиции после внесения изменений будут страховаться. Пока не приняты изменения, касающиеся того, чтобы покрытие действовало в отношении сотрудников-перевозчиков: водителей, кондукторов. Могло бы действовать, но наши оппоненты посчитали, что они должны покрываться другими кодексами, другими видами страхования. Так, что по закону об ответственности перевозчика они не будут пока покрываться.
А. Дыховичный ― Школьные автобусы даже меня удивили. Я помню, был… По-моему в этом году был случай, девочки футбольной команды…
А. Галахов ― Да, абсолютно верно. Были пострадавшие, и очень тщательно этот случай проверяли, и кончено выявили нарушение. Не в то время, не проинформировали ГИБДД, есть целый порядок транспортировки школьников. Вообще, как правило, это всегда нарушение со стороны перевозчиков причина, и конкретное нарушение правил эксплуатации дорожного движения со стороны водителей, если говорить о причинах.
А. Дыховичный ― Ну что же, спасибо вам. Алексей Галахов, заместитель генерального директора страховой компании «Ингосстрах», заместитель генерального директора по корпоративному бизнесу был у нас в гостях, о страховании ответственности перевозчиков мы говорили. Алексей, спасибо вам.
А. Галахов ― Спасибо.
Вся пресса за 15 октября 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Выплаты, Страхование ответственности перевозчиков, Страхование от терроризма и диверсий
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|