Forbes Казахстан,
16 ноября 2015 г.
По зёрнышку
800 просмотров
В первом ренкинге страховых компаний Forbes Kazakhstan в пятерку крупнейших игроков вошла Нефтяная страховая компания (НСК). С какими трудностями сталкивается отечественный страховой рынок, что может ожидать этот сектор в ближайшей перспективе и чем он отличается от глобального, рассказывает председатель правления НСК Жаркын Альжанов.
– По итогам 2014 НСК заработала премий в размере 12,5 млрд тенге, что составило 6,5% от доходов всего рынка. Однако за семь месяцев 2015 эта доля сократилась до 5,1%. Почему так случилось и каковы прогнозы на конец года?
– Прошлый год мы завершили с хорошими результатами. Изначально планировали, что соберем премий на 10% больше, чем в 2013, и, в принципе, достигли намеченной цели – объем вырос на 9,1%. Если же говорить о текущих результатах этого года, то они действительно несколько снизились. Мы уменьшились в корпоративном сегменте, и этому факту есть весьма простое объяснение: состояние экономики страны, где все секторы показывают либо падение, либо стагнацию. Необходимо брать в расчет и тот факт, что, когда речь идет о сокращении расходов в крупных компаниях, в том числе национальных, в первую очередь под секвестр попадает страхование. Мы это на себе моментально чувствуем.
Тем не менее, полагаю, что, несмотря на негативные тенденции, по итогам года мы либо покажем рост, либо повторим итоги 2014. Моя уверенность основывается на том, что розничные продажи в компании демонстрируют ощутимый подъем.
– Как девальвация тенге повлияла на вашу деятельность?
– Первое, на чем сказывается девальвация, это автострахование. Премии мы получаем в тенге, в то время как основные запчасти для автомобилей поступают из-за рубежа и покупаются в валюте. Поэтому при росте стоимости запчастей соотношение выплат к премиям сразу растет. При этом существует определенный лаг во времени между продажей страховок и ростом выплат.
Естественно, что после девальвации мы сразу начинаем резать собственные косты, чтобы, с одной стороны, продукт не потерял привлекательность для клиента, с другой – чтобы компания генерировала прибыль.
– Ваша компания сильна в сегменте ОС ГПО ВТС (обязательное страхование ответственности водителей). Наблюдался ли его рост в связи с притоком автомобилей из России?
– Да, ведь на все машины, купленные за рубежом, в том числе в России, распространяется ОС ГПО после ввоза в нашу страну. Помимо обязательного страхования часть клиентов все больше обращается к добровольному – КАСКО, что также увеличило заработки страховщиков.
При этом отмечу, что кроме роста численности клиентов существует и естественный прирост страховых премий, который связан с размером МРП. Чем выше этот показатель, тем больше средств собирают компании. Впрочем, как я уже говорил, из-за девальвации эффект от этого будет нивелирован ввиду роста выплат.
– Cколько у вас всего клиентов и какова ваша доля в сегменте ОС ГПО ВТС?
– Компанией заключено порядка 100 тыс. договоров с юридическими лицами и около 450 тыс. с частными. Большинство частников – это клиенты по автострахованию. Если говорить в целом об этом виде страхования, то наша компания традиционно является одним из лидеров отрасли. Это лидерство сохраняется у нас довольно давно, едва ли не с того момента, когда мы занялись автострахованием в 1999.
– Планируете ли вы сокращать штат в связи с нынешней экономической ситуацией?
– Нет, мы не собираемся никого увольнять. Основная часть наших сотрудников получает вознаграждение от уровня своих продаж. Система мотивации достаточно гибкая и обеспечивает соответствующий уровень оплаты за достигнутые результаты.
– Обязательное страхование работников от несчастных случаев (ОС РНС) занимает в вашем портфеле второе место, хотя многие игроки жаловались, что этот вид крайне убыточный.
– ОС РНС раньше правда было убыточным, ввиду того что включало в себя риски профессиональных заболеваний работников предприятий. Если говорить грубо, то страховщики получали страховую премию, которая не учитывала этот риск, а выплачивать деньги по профзаболеваниям приходилось годами. Допустим, страховой договор заключен в 2005, а профзаболевание выявилось в 2007. При этом человек работает с 1990-х. В итоге страховая компания оплачивала убытки за все годы.
В 2015 году вступили в силу изменения в законодательстве по данному классу страхования, где устранены подобные риски. Поэтому ОС РНС сейчас становится привлекательным сегментом, который может приносить прибыль.
Отмечу также, что данный вид с 2012 года перешел к компаниям по страхованию жизни, но мы остаемся в данном сегменте активными игроками как перестраховщики.
– С какими компаниями по страхованию жизни вы работаете?
– Мы берем на перестрахование обязательства всех игроков, но преимущественно работаем с «Казкоммерц-Life», Grandes и Asia-Life.
– Какие законодательные ограничения, на ваш взгляд, мешают росту страхового сектора Казахстана?
– Сейчас наблюдается большой шум вокруг туристической отрасли. Это обязательный вид страхования, и турфирмам без этой страховки лицензию не выдадут. Однако при такой массе банкротств компаний страховщики несут большие потери. Эту часть закона необходимо тщательно проработать и учесть все нюансы туристического бизнеса.
Второй пример – разночтения в страховом законодательстве внутри ТС и ЕАЭС. Тарифы ОС ГПО ВТС в России и Казахстане существенно разнятся, поэтому мы на временный въезд платим сумму в 10 раз больше, чем они в аналогичной ситуации.
Мы ждем закона по катастрофическим рискам – селям, наводнениям, пожарам и т. д. Также очень серьезно работали в рамках внедрения обязательного медицинского страхования. Однако, к сожалению, этот вопрос ушел в другую плоскость – сейчас говорят о создании отдельного фонда медстрахования. Хотя страховщики предлагали альтернативный закон.
– Да, помнится, уже был такой фонд…
– Именно. Был, а потом сплыл. И мы опять наступаем на те же грабли. Фактически получается, что нас, профессиональных игроков, в этом вопросе проигнорировали.
– Почему страховой сектор близко не привлекает столько инвестиций, как, к примеру, банковский?
– Этот сектор менее развит. Так, в развитых странах доля страховых компаний в ВВП достигает 7–8%, а в некоторых и всех 10%. В Казахстане этот показатель ниже 1%. Развитию мешает целый комплекс факторов, начиная от менталитета населения и заканчивая несовершенством законодательства. Тем не менее оно идет, отрасль показывает стабильный рост.
С другой стороны, нельзя сказать, что на отечественном страховом рынке вовсе нет инвесторов, и неверно думать, что он «встал». Происходят сделки купли-продажи акций, смены собственников, а если посмотрите на результаты некоторых компаний, то увидите динамичный рост. Конечно, последнее отчасти может быть связано с тем, что данные игроки аффилированы с более крупными структурами и им гарантированно поступает определенный объем премий. Но это уже другой вопрос.
Есть и третий аспект, который хотел бы отметить: страхование как отдельная отрасль имеет свою специфику. Фактически, с одной стороны, это наука, основанная на математическом анализе статистических данных и расчетах. С другой – компания, которая должна создавать востребованные страховые продукты и уметь их продавать. Ранее многие полагали, что если есть капитал, то можно создать страховую компанию и получать гарантированную прибыль, но результаты оказывались далекими от ожиданий. Есть золотое правило инвестора – вкладывать средства в то, что тебе знакомо и понятно. Если подходить к этому с умом, инвестировать в профессиональные компании с устоявшимся менеджментом, отлаженными бизнес-процессами, то вложения принесут дивиденды.
Данияр КУАНШАЛИЕВ, корреспондент Forbes Kazakhstan
Вся пресса за 16 ноября 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Маркетинг, Тенденции, За рубежом, На правах рекламы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 декабря 2024 г.
|
|
ПРАЙМ, 26 декабря 2024 г.
Минфин рассказал об обязательных видах страхования в новых регионах
|
|
Коммерсантъ онлайн, 26 декабря 2024 г.
Балицкий напомнил об обязательном ОСАГО для водителей Запорожской области
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 26 декабря 2024 г.
Водителю стало плохо за рулем - работает ли в такой ситуации страховка в случае ДТП
|
|
Новости транспорта, 26 декабря 2024 г.
Haval Jolion выбился в лидеры по числу оформленных полисов КАСКО с начала года
|
|
Коммерсантъ-Челябинск, 26 декабря 2024 г.
Задержан еще один организатор инсценировок ДТП в Кургане
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
Руководители Swiss Re описывают проблемы отрасли и факторы роста в 2025 году
|
|
Время Н, Нижний Новгород, 26 декабря 2024 г.
Нижегородские работодатели все чаще страхуют коллективы по ДМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
ЕЦБ и EIOPA предлагают решение на уровне ЕС по смягчению последствий стихийных бедствий
|
|
МК в Мурманске, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за отсутствие полиса ОСАГО могут подорожать до пяти тысяч рублей
|
|
Четвертая Власть, Саратов, 26 декабря 2024 г.
Прокуратура нашла конфликт интересов председателя ТФОМСа со страховой компанией
|
|
Gazeta.SPb, 26 декабря 2024 г.
В России могут повысить штрафы за отсутствие полиса ОСАГО
|
|
Пенза-Взгляд, 26 декабря 2024 г.
В Пензенской области аграрии активно страхуют посевные площади
|
|
Деловой Петербург, 26 декабря 2024 г.
Рынок страхования жизни в России преподнёс сюрпризы
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 декабря 2024 г.
Цены на перестрахование останутся практически неизменными в 2025 году
|
|
Дейта, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Штрафы за езду без страховки с камер начнут приходить автовладельцам уже в 2025 году
|
|
Конкурент, Владивосток, 26 декабря 2024 г.
Аварийные водители за все заплатят: тарифы по ОСАГО отпустят в свободное плавание?
|
|
Волгоградская правда, 26 декабря 2024 г.
Мошенники заработали миллионы на подставных ДТП с дорогими иномарками
|
 Остальные материалы за 26 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|