РБК (RBC.ru),
17 ноября 2015 г.
Россияне впервые за пять лет начали отказываться от покупки каско 713 просмотров
Рынок автокаско сократится впервые с кризиса 2009 года, прогнозирует агентство RAEX. Полисы дорожают вслед за машинами и запчастями, а у граждан остается все меньше денег на их покупку.
По итогам 2015 года рынок автокаско сократится впервые с кризисного 2009 года, прогнозируют эксперты рейтингового агентства RAEX. В своем исследовании «Будущее страхового рынка: использовать возможности» аналитики во главе с Натальей Данзурун пишут, что объем страховых премий по каско (получаемая страховщиками плата за полисы) сократится на 17,5%, или примерно на 40 млрд руб.
В 2009 году рынок каско сократился на 18%, с 168 до 138 млрд руб. После этого на протяжении пяти лет он рос от 3 до 25% ежегодно.
Объем премий по каско уже за январь—июнь 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года сократился на 13,9%, или на 14,5 млрд руб. По итогам первого полугодия 2015 года, клиенты купили на 638,7 тыс., или на 25,3%, страховок меньше, чем в первом полугодии 2014 года. По итогам года число новых полисов уменьшится еще значительнее, полагает управляющий директор по страховым рейтингам Алексей Янин: на 30%, или на 1,6 млн.
Основным драйвером роста для рынка автокаско всегда были продажи новых автомобилей. Сейчас они сокращаются: по данным Ассоциации европейского бизнеса, за десять месяцев продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России уменьшились на 33,6%, до 1,3 млн.
Рынок каско сокращается из-за экономического кризиса, говорит директор департамента андеррайтинга и управления продуктами СК «Согласие» Дмитрий Кузнецов. Снижаются доходы населения, значит клиенты уменьшают свои затраты, в том числе отказываясь от страхования автомобилей по каско, добавляет он.
Раньше клиенты страховали свой автомобиль на весь гарантийный срок (в среднем три года), а сейчас либо вовсе отказываются от полиса каско на второй и третий год, либо приобретают усеченные и соответственно более дешевые варианты страховки, рассказывает заместитель генерального директора «ВТБ Страхование» Сергей Конкин.
Цена выросла
К сокращению рынка каско привели и действия самих страховщиков — в течение 2014 и 2015 годов они планомерно повышали тариф по этому виду страхования. Часть автовладельцев отказываются от каско именно из-за роста стоимости, указывают аналитики RAEX.
Страховые компании начали поднимать стоимость полиса, после того как увеличилась убыточность этого вида страхования, указывают аналитики RAEX. Убыточность же выросла из-за девальвации рубля, которая привела к росту стоимости автозапчастей. «Многие страховщики приступили к санации портфеля, установив запретительно высокие тарифы по наиболее убыточным маркам машин и категориям водителей», — пишут аналитики.
Средний размер страховой премии по автокаско за 1-е полугодие 2015 года составил 47,7 тыс. руб., а за 2014 год – 41,9 тыс. руб. (увеличение почти на 14%).
За 2014 год страховые компании подняли тариф по каско на 5–50%, а полисы для некоторых автомобилей подорожали на 150%. Сильнее всего выросла цена каско для иномарок: например, для владельцев иномарок премиум-класса она могла увеличиться в два раза, говорил ранее РБК сотрудник одного из крупнейших страховщиков. В 2015 году страховые компании продолжили повышать тарифы по каско: «Ингосстрах» — на 17%, СОГАЗ — на 10–30% в зависимости от марки и модели автомобиля, МАКС — на 20–40% на некоторые автомобили, «Ренессанс страхование» — на 15%, «Интач Страхование» — на 15–25%, ERGO — в пределах 5% и так далее.
Но даже если страховая компания не повышала тариф, то стоимость полиса каско для потребителя все равно выросла примерно на 30–40% из-за увеличения стоимости самих автомобилей, добавляет руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев.
Как снизить цену
Чтобы поддержать спрос населения на каско, страховщики должны снизить стоимость полиса, сходятся во мнении представители компаний, опрошенные РБК. Страховщики готовы предлагать более дешевые страховки, но на новых условиях. «Мы понимаем, что стоимость каско стала высокой для автомобилистов, — говорит Григорьев. — Клиенты хотят отказаться от различных дополнительных опций и расширенного покрытия для оптимизации стоимости, хотят пролонгировать полисы со скидкой».
Помочь рынку каско могут более активные продажи страховых продуктов с франшизой (договор предусматривает, что водитель сам ремонтирует свой автомобиль, если ущерб меньше определенной суммы), говорит заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. «До последнего времени они не пользовались большой популярностью ни у страховщиков ни у автомобилистов. Однако в условиях роста тарифов интерес к таким продуктам увеличился. В СОГАЗе за девять месяцев 2015 года доля договоров с франшизой выросла в 3,3 раза по отношению к аналогичному периоду 2014 года, превысив 11% от общего числа проданных полисов автокаско», — рассказывает он.
Продукты с франшизой позволяют снизить стоимость полиса автокаско за счет разделения рисков между страховщиком и страхователем, поясняют аналитики RAEX. Распространение продуктов с франшизой выгодно как страховщикам — количество страховых случаев обычно сокращается за счет повышения внимательности страхователей, которые несут часть рисков, — так и страхователям, ведь стоимость страховой защиты снижается, при этом крупные убытки, которые способны нанести серьезный удар по финансовому состоянию страхователя, покрываются страховщиком, пишут они.
Снизить стоимость полиса может и развитие так называемого умного страхования. При заключении такого договора страховая компания устанавливает тариф в зависимости от качества вождения каждого конкретного страхователя: то есть чем аккуратнее водитель, тем меньше для него стоимость автокаско. Это позволяет сэкономить до 55% от стоимости классического продукта, говорит Григорьев.
О росте популярности каско с телематикой (спутниковым мониторингом транспорта) РБК рассказали в «АльфаСтраховании», «Либерти Страховании» и «Интач Страховании», а некоторые страховые компании полностью переориентируют свой бизнес на такие продукты. «На сегодняшний день доля каско с телематикой в нашем портфеле автокаско уже превысила 50%. В следующем году она уже должна составить около 70% от всего каско, реализуемого нами», — говорит гендиректор СК «Независимость» Валерия Скороходова.
Если страховые компании смогут расширить продуктовую линейку, то спрос со стороны клиентов вырастет, а рынок возобновит ежегодный рост в 5–10%, полагают аналитики RAEX.
Екатерина МЕТЕЛИЦА
Вся пресса за 17 ноября 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Автострахование, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Коммерсантъ, 23 января 2025 г.
Госдума расширит возможности для оформления аварий без ГИБДД
|
|
ПРАЙМ, 23 января 2025 г.
Индия продлила разрешение на работу для российских страховых компаний
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
В Лос-Анджелесе у не имеющих страховки хозяев сгоревших домов началась паника
|
|
Парламентская газета, 23 января 2025 г.
Сто тысяч за сотрясение: сколько получат пассажиры такси при ДТП
|
|
Известия, 23 января 2025 г.
Таксопаркам могут уменьшить штрафы за отсутствие страховки
|
|
ПРАЙМ, 23 января 2025 г.
Названы последствия снижения штрафа для юрлиц за перевозку без ОСГОП
|
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|