Эксперты считают, что 8-10% страховых выплат за рубежом и 20-30% в России приходятся на страховое мошенничество. Какая доля этих выплат по "автогражданке", никто не знает, но, как оказалось, иногда благодаря ОСАГО найти свои выгоды в аварии довольно просто. Если в этом деле помогают сами блюстители порядка, уверяет издание.
Газета,
1 апреля 2005 г.
Без страха и упрека 1093 просмотра
Эксперты считают, что 8-10% страховых выплат за рубежом и 20-30% в России приходятся на случаи страховых мошенничеств. Какая доля этих выплат приходится на "автогражданку", никто не знает, но, как оказалось, иногда благодаря ОСАГО найти свои выгоды в аварии довольно просто. Если, конечно, в этом деле помогают сами блюстители порядка.
Совсем недавно моя знакомая, владелица нестарой иномарки, попала в аварию. Ситуация вполне обычная для московских улиц: пытаясь вырулить из вставшего в пробке ряда, девушка не заметила двигавшуюся чуть сзади в соседнем ряду "девятку". В результате передний бампер "Самары" воткнулся в податливое импортное крыло и хрупкий заграничный бампер, причем прямо на глазах у скучавшего поблизости автоинспектора. Как положено, гаишник проверил документы и страховку (оба участника ДТП были застрахованы только по ОСАГО), сделал необходимые замеры и принялся составлять протокол, особенно интересуясь местом работы обоих пострадавших. Убедившись, что и девушка, и хозяин "девятки" имеют вполне мирные гражданские профессии, автоинспектор отозвал мою знакомую в сторону и сообщил, что ее вина в аварии не вызывает сомнений и, согласно закону об ОСАГО, страховщики возместят ущерб от ДТП невиновной стороне - хозяину "девятки". Но поскольку стоимость восстановления иномарки достаточно высока (сумму ремонта гаишник назвал, как впоследствии оказалось, очень точно - $900), и эта цифра гораздо больше той, которая необходима для ремонта автомобиля "Лада-Самара", автоинспектор предложил другой вариант. Девушка расплачивается с хозяином "девятки" из собственного кошелька, а гаишник, конечно, за некоторое вознаграждение, переделывает протокол так, что выезжающим из ряда (а, следовательно, виноватым) оказывается хозяин "Самары". В этом случае траты на ремонт иномарки лягут на плечи страховой компании владельца "девятки". Заручившись согласием девушки на предложенный вариант, автоинспектор отправился к хозяину "девятки" и доходчиво рассказал ему, сколько инстанций надо пройти и сколько времени потерять для того, чтобы получить со страховщиков те небольшие деньги, которые потребуются на восстановление крыла его машины. Уговаривать долго не пришлось. Ущерб владельца "девятки" складывался из затрат на ремонт и компенсации "коэффициента бонус-малус" (зависит от наличия аварий за страховой период и при расчете стоимости страхового полиса в следующем году на этот коэффициент умножается базовый страховой тариф). Все это хозяин "девятки" оценил в $200. Милиционер за свои труды запросил столько же, однако после недолгого торга легко сбавил цену до сотни (как потом выяснилось, средняя такса по Москве за такие услуги составляет $100-150). В качестве бонуса гаишник согласился тут же, на месте, подготовить весь комплект документов для страховой компании. Передача денег прошла по всем правилам конспирации. Старый протокол был разорван в клочья, взамен на свет появилась другая бумага, с иной, выгодной всем действующим лицам трактовкой событий. В итоге хозяин "девятки" уехал с двумя сотнями долларов в кармане. Милиционер за пару часов заработал половину месячной зарплаты. А девушка спустя несколько дней получила $900 в кассе страховой компании. Все довольны. Внакладе остались только страховщики. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) мне прокомментировали инцидент с точки зрения Уголовного кодекса. Действия всех разложили по статьям: инспектор ГАИ - ст. 290 (получение взятки), ст. 304 (провокация взятки), ст. 292 (служебный подлог), ст. 285 (злоупотребление служебными полномочиями); владелица иномарки - ст. 291 (дача взятки), ст. 165-2 (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, совершенное группой лиц по предварительному сговору); по той же статье 165-2 проходит и водитель "девятки". Саму же ситуацию в РСА охарактеризовали как "умышленный преступный сговор". Совершенно очевидно, что автором и идейным вдохновителем всей аферы явился безвестный московский гаишник. Понятно также, что автоинспектору с окладом в несколько тысяч рублей устоять перед соблазном быстро и просто заработать денег практически невозможно. Однако исключить участие столь "слабого звена" в денежных вопросах страховщики боятся, опасаясь, что в этом случае количество липовых аварий возрастет многократно (кстати говоря, на Западе дорожную полицию вызывают тогда, когда между участниками ДТП есть разногласия или в аварии имеются жертвы). Теоретически борьбу с махинациями при составлении протоколов работники РСА видят в выезде на место аварии представителей страховой компании или специалистов - аварийных комиссаров. Поймать же за руку нечистоплотного автоинспектора, считают в РСА, крайне трудно, сделать это можно лишь в момент совершения преступления, когда в качестве "пострадавших" выступают подставные сотрудники правоохранительных органов. Конкретных цифр о количестве пойманных и привлеченных к ответственности участников подобных "умышленных преступных сговоров" в РСА нет. Там порекомендовали обратиться непосредственно к страховым компаниям, мотивируя это тем, что РСА занимается компенсационными выплатами, а за "бытовые" случаи расплачиваются страховые компании, соответственно, именно фирмы-страховщики должны, по идее, быть более подкованными в практических методах борьбы со страховыми мошенниками. Страховые компании, с которыми я связался, своих способов обнаружения мошенников не разгласили, сославшись на секретность подобной информации. Вместе с тем меня уверили, что работа на этом фронте идет полным ходом. Действительно, по данным Росгосстраха, за прошлый год собственная служба безопасности вернула в компанию около 127,3 млн рублей, выплаченных мошенникам, а по самим фактам мошенничества было возбуждено 230 уголовных дел. Впрочем, едва ли среди этих 230 дел есть связанные с фальсификацией обстоятельств ДТП при выплатах по ОСАГО: разделив 127,3 миллиона на 230, получим 553 тыс. рублей, что больше чем в 4 раза выше максимальной суммы возмещения по "автогражданке". В том, что страховые компании не размениваются по мелочам, убедилась все та же героиня моей истории. Даже на ее неискушенный взгляд, в описанном случае был один явный прокол - полный пакет документов на следующее утро после аварии. Но эксперты компании не обратили на это ни малейшего внимания. Возможность замены или контроля гаишников аварийными комиссарами в Росгосстрахе обрисовали следующим образом: поскольку юридический статус аварийного комиссара нигде законодательно не прописан, "аварком" сегодня, по сути дела, может выступать лишь консультантом участника ДТП. Полноценно же представлять его интересы аварком не способен, поскольку доказательного значения свидетельства аварийных комиссаров не имеют. В общем, страховщикам в данном случае вроде как не позавидуешь. Есть, конечно, в описанной истории и моральная сторона дела. И автоинспектор, и девушка, и владелец "Самары" обманули страховые компании, то есть поступили некрасиво. Но вот что интересно: никому из тех, кому я рассказывал этот случай, и в голову не пришло осудить моих героев. Один знакомый даже специально попросил ни в коем случае не называть приметы, по которым можно было бы вычислить милиционера: "Все-таки человек доброе дело сделал…". Выходит, в рейтинге традиционной народной непопулярности страховщики уже обогнали даже гаишников. Василий РАДЛОВ
Вся пресса за 1 апреля 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое мошенничество
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|