Югополис, Краснодар,
26 января 2015 г.
Страсти по ОСАГО
455 просмотров
Проблемы с оформлением полиса ОСАГО у автовладельцев начались еще в прошлом году. В Краснодаре, например, осенью они вылились в огромные очереди с ночными бдениями под дверьми страховых компаний. С наступлением нового года ситуация стала еще хуже, хотя живые очереди заметно убавились — им на смену пришла предварительная запись, по которой получить заветный документ можно не раньше, чем через месяц-два.
Знакомые водители, у которых истекает срок действия «автогражданки», хватаются за голову: ни одна страховая компания, работающая на краснодарском рынке ОСАГО, не гарантирует получения полиса в день обращения. Напротив, они предупреждают, что оформленный бланк можно будет получить в конце февраля - начале марта. Это при условии предварительной записи, сделанной сегодня.
— У меня срок действия ОСАГО заканчивается через два дня, - говорит владелец «Шевроле Круз» Павел. — Год назад страховался в «Страховом доме «ВСК», решил возобновить полис здесь же. Но не тут-то было: оказывается, у них сначала нужно записаться в очередь, причем это возможно только с 9.00 до 9.30 и с 16.00 до 16.30 по будням, затем приехать на осмотр машины, а потом уже ждать выдачи полиса. Мне сказали, что «автогражданку» я получу в конце февраля. Придется все это время нарушать закон и ездить без ОСАГО, уповая на то, что сотрудники ГИБДД меня не остановят. И что не попаду в аварию, иначе не знаю, как буду выкручиваться.
Другие водители жалуются на то, что купить «голый» полис — большая удача: автостраховщики фактически навязывают дополнительные услуги в виде страхования жизни автовладельца, его имущества, детей. Если отказываешься от «нагрузки», в компании тут же заканчиваются бланки, перестает работать система, виснут компьютеры и т. д. Приходится доплачивать за ненужный сервис, чтобы не остаться вообще ни с чем.
Изучаю автофорумы в интернете. Водители в недоумении, ужасе и бешенстве, не стесняются в выражениях, описывая работу (точнее, ее отсутствие) автостраховщиков. «ОСАГО превратили в форменное издевательство над законопослушными гражданами, - пишет водитель со стажем Иван Богомолов, сам проработавший в системе автострахования семь лет. - Государство законодательно возложило на граждан обязанность страховать свою ответственность, причем под угрозой административной ответственности, а физическую возможность ее осуществить не обеспечило. При этом осуществлять эту государственную функцию почему-то доверили частным компаниям, которые чинят произвол, всячески саботируют и дискредитируют институт ОСАГО как таковой».
Обзваниваю ряд страховых компаний на предмет оформления полиса. В «ВСК» мне подтвердили слова Павла, жаловавшегося на трудности при оформлении полиса и полуторамесячный срок его выдачи.
В Страховой группе «Уралсиб» условия еще «волшебнее»: в минувший понедельник запись на осмотр автомобиля велась аж на 23 марта. В «МСК» нужно сдать все необходимые документы в порядке живой очереди, сам документ выдадут 24 февраля. Живая очередь существует и в страховой группе «Согаз». Это одна из немногих страховых компаний в Краснодаре, где страховой полис выдается в день обращения. Правда, сначала нужно отстоять в очереди, и не факт, что она не перекочует на следующий день.
В краснодарском офисе «РЕСО-Гарантия» вообще выяснилось, что отдел по страхованию ОСАГО закрыли, оставили только в Сочи и Новороссийске. Дозвониться еще в четыре страховые компании мне не удалось, хотя во время многочисленных попыток сделать это автоответчики в некоторых из них настаивали «оставаться на линии, вам обязательно ответят».
С вопросом «Доколе?» я позвонила в московские головные офисы нескольких страховых компаний. Официально мне на него ответили примерно следующее: «Мы работаем в рамках закона, дополнительные услуги не навязываем, а очереди создаются из-за большого количества желающих переоформить полисы». Неофициально же говорят, что страховые компании, работающие в системе ОСАГО, терпят большие убытки. Но так как по закону они обязаны оформлять «автогражданку», то идут на хитрость, создавая предварительные записи и отдаленную во времени выдачу полисов в расчете, что человек обратится в другую компанию. Если же этого не происходит, страховщики к ОСАГО навязывают дополнительный страховой продукт, чтобы за счет последнего хотя бы частично покрыть расходы.
Отвечая, с чего вдруг убытки по ОСАГО - неужели все клиенты разом попадают в ДТП, страховщики ссылаются на высокую лояльность судов к автовладельцам и работу автоюристов. Последние, по мнению страховщиков, хотя и не нарушают букву закона, но все-таки работают в «серой» зоне, выстроив крайне прибыльный и устойчивый бизнес. Они получают по судам выплаты с коэффициентом 1,86 по отношению к реальной сумме основного убытка.
Между тем страховые компании не хотят признавать, что сами же и породили такое явление, как автоюристы. Если бы страховщики вели себя честно по отношению к своим клиентам и выплачивали полагающиеся по закону деньги за ДТП, не было бы смысла обращаться к ним в поисках правды.
Еще один аргумент страховых компаний: низкие тарифы на ОСАГО. Они не пересматривались с самого начала его существования, то есть с 2004 года. Рост произошел только в октябре прошлого года и составил от 23 до 30%. Ранее ставка была фиксированной и равнялась 1980 рублям. Сейчас тарифный коридор составляет 134 рубля. Но вместе с тарифами выросли и лимиты по имущественным выплатам. Ранее максимальная выплата по ОСАГО на ремонт одного авто составляла 120 тыс. рублей, общая выплата на ремонт нескольких автомобилей не превышала 160 тыс. рублей.
Начиная с 1 октября 2014 года на ремонт каждого пострадавшего транспортного средства выделяется до 400 тысяч. А с 1 апреля этого года вырастет и лимит за причиненный вред здоровью и жизни - со 160 до 500 тыс. рублей. Тариф по «автогражданке» тоже повысится, но до каких сумм, страховщики пока не знают - это решает ЦБ.
«Учитывая рост лимитов, лояльность судов к автовладельцам и работу автоюристов, убыточность по ОСАГО станет еще больше, поэтому компании и не хотят ими заниматься», - резюмируют в Москве.
— Основные черты кризиса российского автострахования полностью вырисовались к середине 2013 года. Сейчас сложилась ситуация, которая началась с проблем рынка ОСАГО, помноженных на неоднозначную судебную практику и ряд других крайне неблагоприятных факторов, - комментирует исполнительный директор Ассоциации страховых организаций Краснодарского края Елена Гоосс. - Самая главная негативная черта, присущая нашему региону, - активность мошенников в автостраховании. Последние два года количество мошеннических действий с бланками полисов «автогражданки» возросло в несколько раз. Первые массовые тиражи поддельных бланков ОСАГО в России были обнаружены именно в Краснодаре.
Речь уже идет не о рентабельности, а о том, как минимизировать отрицательный результат. По оценкам экспертов, включая представителей Центрального Банка, в 2013-м ОСАГО уходило в отрицательный результат в десяти регионах, к лету 2014-го количество таких регионов превысило 30, а к концу года, по предварительным оценкам, ненормальная экономическая ситуация с ОСАГО наблюдается в 40-50 регионах.
— Объективно «автогражданка» — достаточно проблемный сегмент рынка, поэтому страховщики вынуждены перекрывать потери доходами от других видов бизнеса. Но если бизнес ОСАГО будет рентабельным, очевидно, что страховщики будут продавать полисы, - отмечает Елена Гоосс.
На вопрос, как действовать законопослушным автовладельцам, которые не могут продлить ОСАГО, мне не смогли четко ответить даже в Российском союзе автостраховщиков. Звучали осторожные предположения, что, возможно, ситуацию несколько облегчит Единая методика оценки ущерба ТС, которая заработала с 17 октября 2014 года. Прежде при спорных ситуациях суд призывал независимого эксперта, который рассчитывал затраты на восстановление машины, руководствуясь несколькими методиками. И какую из них он выбирал, было его дело.
Таким образом внакладе оставался либо истец, либо ответчик. Единая методика, разработанная РСА, должна расставить в этом отношении точки над «i». Так, согласно этой методике цены на запчасти, а также стоимость работ должны браться из единых справочников средней стоимости. Они включают в себя информацию о средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ для 12 экономических районов.
В краевом ГИБДД сказали, что никаких распоряжений по поводу сложившейся ситуации с ОСАГО «сверху» не получали. То есть если автоинспектор остановит водителя и у него не окажется действующей «автогражданки», штраф — 800 рублей»
Возможно, рассуждают страховщики, введение с 1 июля 2015 года электронной «автогражданки» также облегчит жизнь водителям: зашел на сайт страховой компании, заполнил заявление, оплатил полис и получил документ в электронном виде. В таком виде он будет доступен страховщику, автовладельцу и сотрудникам ГИБДД. Но, согласно плану проекта «Электронный полис», предложенному и утвержденному РСА, для претворения идеи онлайн-продажи полисов в жизнь необходимо: разработать правки к подзаконным актам, доработать правила страхования, усовершенствовать необходимые электронные базы, тщательно подготовить IT-инфраструктуру. Эта работа не одного месяца и не для одного министерства.
И потом, одно дело - документ на фирменном бланке с несколькими степенями защиты, и совсем другое - виртуальный полис. Да и мошенникам раздолье. К тому же кто помешает страховщикам саботировать и электронную «автогражданку»? Онлайн-заявление тоже можно отсрочить на неопределенное время или вообще потерять, ведь просторы интернета огромны, а компьютер такая сложная штука: кто его знает, куда он заявление отправил?
Автоинспекция тоже оптимизма не добавила. В краевом ГИБДД, отвечая на мои вопросы, сказали, что никаких распоряжений по поводу сложившейся ситуации с ОСАГО «сверху» не получали. То есть если автоинспектор остановит водителя и у него не окажется действующей «автогражданки», штраф — 800 рублей.
В общем, никакого хеппи-энда. Канули в Лету те времена, когда автостраховщики доставали клиентов своими звонками с предложением продлить «автогражданку» на дому за 15 минут. Никто больше не приедет к вам в офис, чтобы привезти уже заполненный документ. Так что, видимо, единственный выход - позаботиться о полисе ОСАГО уже сейчас, даже если срок его действия истекает через несколько месяцев.
Наталья ГАЛАЦАН
Вся пресса за 26 января 2015 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Агроэксперт, 26 ноября 2024 г.
Площадь застрахованных посевов в РФ выросла на 40%
|
|
Новости Саратова, 26 ноября 2024 г.
Как сменить регион страхования на Госуслугах
|
|
Банки.ру, 26 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против двух российских страховых компаний
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 26 ноября 2024 г.
Депутаты предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тысяч рублей
|
|
CNews.ru, 26 ноября 2024 г.
САТЕЛ обеспечил надежной связью сотрудников страховой компании
|
|
Парламентская газета, 26 ноября 2024 г.
Банку России хотят дать больше полномочий на страховом рынке
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
ИИ может помочь в устранении неэффективности обработки данных в страховании
|
|
Новости Липецка, 26 ноября 2024 г.
В Липецкой области 163 жителям компенсировали стоимость полиса ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Реакция страховщиков на катастрофы может повлиять на кредитное качество эмитентов и долговых инструментов
|
|
Sputnik Узбекистан, 26 ноября 2024 г.
В защиту дехкан и фермеров: в РУз разработали законопроект о страховании сельхозрисков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Анализ и тенденции страхового рынка Казахстана
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
Депутаты предлагают увеличить выплаты по автогражданке
|
|
SecurityLab, 26 ноября 2024 г.
Кибератаки на Британию: 52% компаний потеряли ?44 млрд за 5 лет
|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 26 ноября 2024 г.
Будут судить четверых юристов за обман пострадавших в ДТП
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|