Парламентская газета,
13 февраля 2016 г.
Как пройти между Сциллой и Харибдой в системе ОМС
751 просмотр
С 2016 году в России начнётся формирование «пациентоориентированной» системы здравоохранения, обещают чиновники Минздрава. Что она собой представляла до сих пор и почему для заботы об интересах пациентов необходимо усовершенствовать работу страховых компаний в системе ОМС, «Парламентской газете» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.
- Валерий Владимирович, что вообще обозначает это понятие - «пациентоориентированная система здравоохранения»? Разве до этого медики ставили во главу угла интересы кого-то ещё?
- В данном случае речь идёт не столько о работе врачей, сколько о деятельности страховых компаний в системе ОМС. Необходимо, чтобы они представляли интересы пациентов не только на словах, но и на деле. Именно поэтому уже сейчас начинается работа по формированию специального института страховых представителей, в рамках которого будет осуществляться постоянное «ведение» застрахованных граждан. Страховым компаниям нужно отлаживать механизм работы специальных агентских служб с закреплением за каждым их сотрудником той части населения, которую он должен курировать. Специалисты страховой компании должны знать своих «подопечных» чуть ли не «в лицо» - точно так же, как участковый терапевт, который давно работает, знает всех своих постоянных пациентов. Другой альтернативы нет: если мы решили идти по пути развития страховой медицины, нельзя допустить, чтобы компании в этой системе превратились просто в бухгалтерию для перечисления средств, которые они получают из фонда ОМС.
- На какую поддержку сотрудников страховых компаний смогут рассчитывать россияне?
- У этих агентских служб будет немало задач. Начиная от консультаций по вопросам оказания бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий и заканчивая SMS-оповещением о необходимости прохождения диспансеризации, её целях и задачах, контролем за тем, как человек эту диспансеризацию проходит. В конечном итоге все эти меры будут способствовать повышению ответственности россиян за состояние своего здоровья, мотивировать их к ведению здорового образа жизни.
- Правила работы в системе ОМС меняются на глазах. В конце прошлого года был принят закон, который предусматривает, в том числе, ужесточение требований к минимальному размеру уставного капитала страховщиков - с 60 миллионов рублей до 120 миллионов рублей. В результате отдельным компаниям придётся с рынка уйти. Так ли необходима была такая мера?
- Я считаю, что да. Укрупнение страховых медицинских организаций оградит пациентов от риска столкнуться с недобросовестными фирмами, приведёт к тому, что на рынке останутся только сильные, финансово устойчивые компании. Они смогут не только в полном объёме выполнять законодательно установленные функции, но и принять на себя дополнительные обязанности. Да, можно было пойти другим путём и разрешить участвовать в системе ОМС любой страховой компании. Но это привело бы к тому, что через некоторое время начали страдать либо граждане, либо лечебные учреждения: мелкие компании стали бы банкротиться, уходить с рынка, становиться неплатёжеспособными…
- Сколько всего страховых компаний стоит оставить в системе ОМС?
- Сейчас этого никто не знает, покажет время. Но здесь принципиально важен один момент. Необходимо добиться того, чтобы у наших граждан был выбор, к кому обратиться, и страховые компании боролись за клиента. Параллельно больше внимания стоит уделять профилактике, а не увлекаться показателями стационарной помощи. Стационар - это уже некая финальная часть. Опытные страховые компании должны быть заинтересованы в том, чтобы уменьшить свои расходы на выплаты больницам и поликлиникам за приём пациентов и увеличить доходы за счёт более широкого охвата населения. И ни в коем случаем нельзя допустить, чтобы первостепенной статьёй в источниках их доходов становились штрафы, которые они накладывают на больницы и поликлиники. Если переоценить роль штрафов в этой системе, у страховых компаний появится только одно-единственное желание - карать. И врачебному сообществу придётся больше заниматься бумажными делами, заполнением всевозможных форм и отчётов, нежели лечением и профилактикой. Это потребует со стороны законодателей неких ответных мер по ограничению возможности страховых компаний накладывать штрафы. В результате мы получим очередную бюрократическую карусель.
- По словам главы ФОМС Натальи Стадченко, совершенствование обязательного медицинского страхования неразрывно связано с совершенствованием системы уплаты страховых взносов на неработающих граждан. Как решить проблему с самозанятым населением? Кто всё же должен платить взносы во внебюджетные фонды за эту категорию граждан?
- Это действительно очень сложный вопрос. Ведь в данном случае речь идёт, в том числе, о конституционном праве человека заниматься тем, чем он считает нужным. Однако пока что за эту категорию населения взносы в фонды ОМС платят бюджеты регионов. И это, прямо скажем, несправедливо. Губернатор Кировской области, к примеру, недавно сказал, что это обходится субъекту в 1,5 миллиарда рублей в год.
- Как заставить самозанятых россиян одуматься?
- Одну из мер недавно предложил председатель Правительства Дмитрий Медведев на съезде «Единой России». Она подразумевает, что самозанятому человеку предоставят возможность придти в налоговую инспекцию, оставить информацию о себе, после чего три года спокойно заниматься тем, чем он занимался. Вопрос в том, что будет после третьего года? Налоговая инспекция придёт к этому человеку? А если он скажет, что «я и дальше не хочу платить никаких взносов», или «что теперь я вообще решил бросить это занятие», или что «теперь я вместо нянечки буду репетитором, дайте мне ещё три года»? Это наказуемо или нет? Можно ли будет через три года привлекать к ответственности тех, кто и дальше не хочет платить взносы? Если да, то я такое предложение поддерживаю. Если нет, то нам, считаю, нужно разработать метод «кнута» для тех, на кого не действует «пряник». Возможно, это будет некий обязательный взнос во внебюджетные фонды.
- Есть ли уже методика выявления «работающих в тени»?
- Этим должны заниматься региональные власти, которые заинтересованы в успехе процесса больше всех. Кстати, определённые успехи в этой сфере уже есть. За два с половиной года из категории трудоспособных нигде не работающих граждан из серой зоны вышли два миллиона сто тысяч человек. Их нашли, с ними поговорили, дали возможность объясниться с налоговой инспекцией, предложили варианты легализации своих отношений с государством - кому-то выдали патенты, кому-то больше по душе пришлось индивидуальное предпринимательство, кто-то создал ОАО. Если человек организовал бизнес и создал дополнительные рабочие места, то за это службы занятости оказали ему дополнительную финансовую поддержку. Однако «в тени» осталось почти 15 миллионов человек. И наша задача сделать так, чтобы они стали постоянно занятыми и выполняли свои конституционные обязанности, а не только пользовались правами. Соответствующий законопроект уже разрабатывается: юристы ищут форму, как пройти между Сциллой и Харибдой, чтобы, с одной стороны, не нарушить конституционные права граждан на бесплатное здравоохранение и право заниматься тем, чем им нравится, а с другой стороны, восстановить социальную справедливость.
Беседовала Ольга ШУЛЬГА.
Вся пресса за 13 февраля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Игроки, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
28 марта 2025 г.

|
|
genproc.gov.ru, 28 марта 2025 г.
В Крыму прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере автострахования

|
|
Коммерсантъ-Ижевск, 28 марта 2025 г.
Удмуртия вошла в топ-10 регионов по цифровому урегулированию убытков по ОСАГО

|
|
Российская газета онлайн, 28 марта 2025 г.
Страхование грузов обновило рекорд по сборам

|
|
Гарант.ру, 28 марта 2025 г.
Убытки за неисполнение обязательств по ремонту ТС не ограничены лимитом страховки

|
|
Медвестник, 28 марта 2025 г.
Можно ли радикально изменить финансирование здравоохранения в России

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Страховые компании займутся репатриацией тел погибших при аварии батискафа в Египте

|
|
Финмаркет, 28 марта 2025 г.
В 2024 г. объем средств для оплаты медпомощи по ОМС увеличился на 13,4% до 3,3 трлн руб.

|
|
Газета.Ru, 28 марта 2025 г.
Верховный суд постановил, что убытки по ОСАГО не ограничены страховым лимитом

|
|
NewsProm.Ru, Тюмень, 28 марта 2025 г.
Страховщики считают, что в топ-3 ущерба от паводка войдут Омская, Тюменская области и Якутия

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Отрасль страхования жизни стабилизируется, поскольку показатели смертности возвращаются к допандемическому уровню

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 28 марта 2025 г.
Названы автобренды-лидеры по количеству застрахованных машин

|
|
Аргументы и факты-Оренбург, 28 марта 2025 г.
В Оренбурге с виновника ДТП и его страховщика взыскали ущерб

|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 марта 2025 г.
Кассация: ущерб за погибшее в ДТП дикое животное возмещает страховая компания

|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 марта 2025 г.
Страховой рынок меняется на фоне сильных перспектив роста

|
|
ПРАЙМ, 28 марта 2025 г.
Lada стала лидером по числу полисов каско и ОСАГО

|
|
СибМедиа, 28 марта 2025 г.
Тюменские предприниматели стали на 40% чаще страховать бизнес от паводка

|
|
РБК.Тюмень, 28 марта 2025 г.
У тюменского бизнеса вырос спрос на страхование от паводка

|
 Остальные материалы за 28 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|