Подделка изначально дешевле оригинала, поэтому все, кому не по карману его приобрести, предпочитают довольствоваться суррогатом. Высокая цена на реальный полис "автогражданки" и естественное желание сэкономить, постоянно возникающее у преимущественно небогатого российского автомобилиста, способствовали росту спроса на фальшивые полисы.
МКмобиль,
16 сентября 2003 г.
Стикер из-под ксерокса: К новому году Россию завалят фальшивыми полисами "автогражданки" 1452 просмотра
Подделка изначально дешевле оригинала, поэтому все, кому не по карману его приобрести, предпочитают довольствоваться суррогатом. Эти прописные истины как нельзя кстати подходят для характеристики "черного" рынка "обязаловки".
ОСАГО уже стало самым непопулярным нововведением в этом году. По сути, Думой был принят антинародный, антисоциальный закон, увы, набирающий силу. Антисоциальность всего закона об "автогражданке", как ни странно, в основном ударила по карману жителей обеспеченных регионов, где наблюдается довольно-таки большая плотность потока, благодаря которой страховщики ввели высокие территориальные коэффициенты. Это, например, в столице увеличивает базовую стоимость полиса в два раза, и среднему автомобилисту, владеющему любой вазовской моделью, приходится выкладывать за полис порядка 130 у.е. Поэтому-то москвичи и не спешат расставаться со своими деньгами. Некоторые из них принципиально не желают тратиться на практически пустую страховку, стоимость которой практически равна цене добровольного полиса с покрытием в 10 тысяч долларов, другим это просто не по карману. Остальные же надеются, что законодатели, набирая очки перед грядущими парламентскими выборами, отодвинут закон на неопределенное время. В общем, затишье перед бурей.
Хотя, по данным "Российского союза страховщиков" (РСА), на сегодняшний день страховщики заключили уже 1,5 млн. договоров ОСАГО. Но, как показывает практика, большинство этих автомобилистов застраховались вынужденно. Ведь рынок не стоит на месте, автомобили продаются и покупаются, а их нужно еще и ставить на учет, к тому же и ТО никто не отменял, поэтому приходится их владельцам, скрипя зубами, отваливать немаленькую сумму на страховку. Такое положение дел стало очень благодатной почвой для различных мошенников, развивших бурную деятельность практически сразу после 1-го июля.
ОСАГО на коленке
Первая категория фальсификаторов - различные криминальные структуры, подделывающие полисы ОСАГО основных страховщиков и впаривающие эту "липу" доверчивым гражданам по сходной цене. Поначалу эти суррогаты выявлялись довольно-таки просто, так как цвет стикеров и непосредственно полисов выбирался буквально с потолка. Теперь же цветовая гамма приведена в норму, появились и "водяные знаки", что гораздо усложняет поиск фальшивок. Поскольку многие инспектора ГИБДД наяву полисов ОСАГО еще в глаза не видели, эти бумажки, порой выполненные на обычном цветном ксероксе, вполне могут "прокатить" при прохождении техосмотра или регистрации.
Однако разъяснительная работа РСА тоже не прошла даром. Страховщики популярно объяснили как гаишникам, так и автовладельцам, что в отдельно взятом регионе стоимость полиса для конкретного автомобилиста у всех уполномоченных компаний будет одинаковой. Тогда криминальные элементы несколько изменили тактику: они не стали отрицать, что торгуют суррогатом, но спрос при этом не только не уменьшился, но даже вырос! Этому опять же поспособствовали высокая цена на реальный полис и естественное желание сэкономить, постоянно возникающее у преимущественно небогатого российского автомобилиста.
Криминал не пройдет?
Однако не эти дельцы сейчас играют первую скрипку, и будущее совсем за другими махинаторами. Какой бы профессионально выполненной подделка ни была, она так и останется подделкой, которую можно распознать, а это может дорого обойтись ее владельцу. Учитывая, что большинство "паленых" полисов просто ксерокопируют, риск попасться сильно возрастает. Но у автомобилистов появилась заманчивая возможность практически за те же деньги приобрести совершенно легальные полисы и стикеры. Как оказалось, серьезную конкуренцию криминалу составляют сами страховщики, в погоне за длинным рублем тоже активно нарушающие недавно принятый закон. Рядом с регистрационными подразделениями ГИБДД появились так называемые мобильные страховые пункты компаний, уполномоченных реализовывать ОСАГО по всей стране. Там в буквальном смысле не отходя от кассы всем желающим предлагается официально оформить настоящий полис. По идее, задумка очень перспективная. Во-первых, автомобилисту в принципе все равно, какому страховщику доверить свою ответственность, так как в любом случае РСА выплатит необходимую сумму даже если компания обанкротится, а во-вторых, не надо бегать в поисках офиса страховщика, а достаточно пораньше подъехать в МРЭО (в среднем на оформление полиса уходит 20-25 минут).
Но не все так просто. На практике многие страховщики с первых же дней начали "чуть-чуть" мошенничать. Сначала они предлагали полисы, действующие всего 15 дней, причем их цена была в 5 раз ниже стоимости годовой страховки. Однако таким образом страховать можно лишь иностранцев или незарегистрированные транспортные средства. Еще одним способом привлечения клиентуры стало снижение сроков использования авто, что тоже существенно влияет на то, сколько автомобилист заплатит в конечном итоге. Наконец, не обошли они своим вниманием и другой путь. Так же, как и дельцы из первой, описанной нами группы, ловкачи стали реализовывать ОСАГО по очень низким ценам, предлагая оформление "одноразового" полиса, который можно просто выкинуть после регистрации или прохождения ТО. Единственная проблема - что делать со страховыми бланками? Ведь они номерные и подлежат строгому учету. Выход нашелся и тут - их просто стали списывать как испорченные. Естественно, такая услуга да еще и от легальных страховщиков сразу же стала пользоваться бешеной популярностью, особенно сейчас, когда наличие полиса ОСАГО необязательно. После нового года, когда за его отсутствие начнут штрафовать, ситуация в корне изменится: избавляться от "одноразовых" полисов станет невыгодно, так как они отпечатаны Гознаком и вполне сойдут для проверки на посту ДПС.
За фальшивку ответит водитель
Мошенники, торгующие фальшивками, практически ничем не рискуют, так как общей базы, куда были бы внесены все выданные уполномоченными страховыми компаниями и их филиалами полисы, пока не существует. Да и создать ее будет ой как затруднительно: взять хотя бы мобильные страховые пункты.
В идеале - человек оформляет там договор ОСАГО и идет регистрировать машину или проходить ТО. Получается, что номер его полиса должен попасть в базу данных максимум через полчаса после заключения договора, только тогда сотрудники МРЭО смогут проверить его подлинность. Если даже предположить, что страховщики пойдут на огромные затраты, устанавливая специальное оборудование на свои мобильные филиалы, позволяющее сразу же вносить номер полиса в базу, то вряд ли техническое оснащение Госавтоинспекции сумеет поддерживать постоянное обновление данных.
К тому же для ГИБДД фактически безразлично, где и когда договор страхования был заключен - инспекторам просто необходимо удостовериться, что у данного человека обязательная страховка есть и она настоящая. А отслеживать аферистов, штампующих подделки, - не их профиль (во всех случаях, когда подлинность полиса ОСАГО вызывает сомнения, его владельца просто доставляют в УВД, где им займутся оперативники, выясняя где, у кого и как тот приобрел "липу"). Показать афериста, который продал фальшивку, автовладелец вряд ли сможет, так что распространители не пострадают и будут дальше спокойно впаривать "левак", а все шишки достанутся незадачливому водителю.
НАША СПРАВКА
Основными "центрами" распространения фальшивых полисов ОСАГО в Москве на сегодняшний день являются авторынки. Здесь подделку можно приобрести за 700-800 рублей, а стикер вам предложат за 200-250 рэ. В непосредственной близости от подразделений ГИБДД их цена существенно возрастает: здесь мошенники продают свою продукцию уже за 1 200-1 500 "деревянных", увеличивается также и цена "лобовичока" - она достигает 300-400 рублей.
По оценкам экспертов, к новому году стоимость фальшивок заметно возрастет и составит около 50% стоимости реального полиса. Другими словами, владелец "Жигулей" будет платить за них порядка 2 000 рублей, а водитель иномарки выложит за подделку уже 4 000 рэ.
НАШИ ЭКСПЕРТЫ
Андрей ЩАВЕЛЕВ, "Российский союз автостраховщиков" (РСА):
- РСА считает недопустимым использование поддельных страховых полисов для прохождения регистрации и техосмотра. Используя фальшивку, автовладелец становится не только соучастником уголовно наказуемого преступления (ст. 327 УК РФ - до 4 лет лишения свободы), но и способствует процветанию аферистов за его же счет. Стоит заметить, что степень ответственности значительно возрастет в случае обращения с подобными документами в страховую компанию за выплатой возмещения.
Распознать афериста под силу каждому. Легальный страховщик при заключении договора ОСАГО должен предоставить клиенту: страховой полис, копию квитанции (форма А7) об оплате страхового полиса с указанием суммы и подписями страхователя и страховщика (мошенники никогда этот документ не предоставляют). Затем автовладелец получает правила ОСАГО, перечень представительств страховой компании во всех субъектах федерации, а также стикер государственного образца, цвет которого совпадает с цветом талона техосмотра. Сам полис имеет 4 степени защиты: во-первых, на лицевую сторону нанесена микросетка зеленовато-голубого цвета, которая не красится при прикосновении. Во-вторых, на нем хорошо, отчетливо видны водяные знаки, в структуру бумаги вкраплены ворсинки красного цвета, такие же, как на купюрах достоинством 100 и 500 рублей. Наконец, на настоящем полисе есть "ныряющая" (пунктирная) металлическая полоска шириной 2 мм, при оформлении стоит обратить на нее пристальное внимание - при воспроизведении полиса на копировальном аппарате она никогда не получится такой же ровной, как на оригинале.
Владимир ЖИДКОВ
Вся пресса за 16 сентября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|