Понедельник, Тольятти,
26 февраля 2016 г.
Давай, до свидания. Страховой рынок под ножом Центробанка 965 просмотров
Ожидается технологическая революция на страховом рынке: ее ключевым драйвером, по мнению экспертов, станет не онлайн-канал продаж и даже не «коробочные» продукты, а телематика.
Зачистка страхового рынка, о которой на днях открыто заявил ЦБ РФ, будет проходить на фоне падения отрасли: прирост совокупных премий за 2015 год составил всего 2,1% по сравнению с 2014 годом. Особенно заметно упали сборы по КАСКО, это последствие глобального падения российского авторынка и обеднения населения. Из 334 зарегистрированных страховщиков регулятор планирует оставить только те компании, которые докажут, что действительно имеют ликвидные активы и реально ведут профильную деятельность. По оценкам ЦБ, таких компаний в России не больше 200.
Резонансное дело
О том, что страховщикам с некачественными активами придется свернуть свою деятельность, ЦБ предупреждал еще весной 2014 года, когда к регулятору перешло право надзора за страховым рынком. Чистку планируется завершить к 2017 году: только в прошлом году ЦБ приостановил действий лицензий 70 компаний из-за качества их активов.
Наибольший резонанс в Самарской области получило известие об отзыве лицензии у местной СК «Компаньон», счета которой опустели за месяц до этого события. Эта страховая компания имела разветвленную сеть филиалов, насчитывавшую более 100 отделений и 400 офисов продаж в 70 городах России. 2014 год был для СК юбилейным – «Компаньон» отметил пятнадцатилетие работы на российском рынке. Стабильность компании подтверждалась рейтингом «АА-» («очень высокая надежность, третий уровень»), который был ей присвоен в декабре 2013 года Национальным рейтинговым агентством. После отзыва лицензии бывшие клиенты «Компаньона», купившие автомобиль в кредит, были вынуждены заново покупать договоры КАСКО.
Системно значимые
На 1 января 2016 года в России было зарегистрировано 334 страховщика. При этом объем страховых премий у лидеров рынка («Росгосстраха» и «Согаза») более чем в десять раз превышает аналогичный показатель у страховщиков, занимающих места в начале третьего десятка. В конце рейтинга крупнейших страховых компаний России находятся десятки фирм с объемом премий меньше миллиона рублей в год и нулевыми выплатами.
Осенью 2015 года ЦБ обнаружил признаки банкротства у восьми российских страховых компаний из топ-20, названия которых пока не раскрываются. При этом регулятор выделил на отечественном рынке 22 системно значимые компании. Среди них – «Росгосстрах», «Альфастрахование» и «Альфастрахование-жизнь», «Сбербанк страхование жизни», МАКС, «Ингосстрах», «РЕСО-гарантия», «Согаз», «Согласие», «Ренессанс страхование» и СК «Ренессанс жизнь», «ВТБ страхование», СК «Альянс», СГ «Уралсиб», «ВСК», «Метлайф» и «Югория». В Тольятти у всех этих компаний есть свои филиалы.
«Ситуация на страховом рынке в последние годы показывает, что наступил серьезный кризис доверия к отрасли со стороны всех заинтересованных сторон: граждан, бизнеса и государства. Этот кризис связан в том числе с некрасивым исходом отдельных страховщиков с рынка», – говорит представитель «Согаза». В компании считают, что очистка рынка от недобросовестных игроков должна повысить доверие к страховщикам в целом.
В процессе падения
Симптоматично, что чистка идет на фоне падения рынка. Сборы по КАСКО продемонстрировали разочаровывающие итоги: они сократились почти на 20% по сравнению с 2014 годом. «Доля расходов на полисы КАСКО в общих расходах домохозяйств на конечное потребление снизилась до 0,37% против 0,49% годом ранее, отношение премии КАСКО к ВВП упало до 0,26% по сравнению с 0,32% в прошлом году. Очевидно, это прямо связано с падением платежеспособности населения и отказом от крупных покупок, следствием чего стало сокращение продаж новых автомобилей. Вслед за этим упали и расходы населения на страхование КАСКО автотранспорта», – говорят участники рынка.
«Глубина падения объемов могла быть и больше, если бы не эффект повышения тарифов ОСАГО, – прокомментировал для «ПН» ситуацию представитель страховой компании в Тольятти. – В 2014 году слабеющие драйверы роста все же позволяли расти отдельным сегментам (банкострахование за счет некредитного страхования жизни, ДМС за счет рисковых программ, страхование имущества физлиц за счет коробочных продуктов), но начиная с 2015 года ни одного драйвера, кроме исключительно краткосрочного – ОСАГО, уже не было».
Сокращение и оптимизация
Как следствие, страховые компании оптимизируют и свои собственные расходы: более 50% компаний сократили статьи на рекламу и маркетинг, более 40% – на региональную сеть и штат, свыше 20% – на вознаграждение, в том числе бонусы топ-менеджмента. Все компании активно снижают издержки, сократив расходы на аренду и содержание офисных помещений (данные опроса ЦБ).
В качестве ключевых мер повышения рентабельности и снижения убыточности страховые компании назвали повышение тарифов в автоКАСКО (более 70%), 55% – отказ от наиболее убыточных видов страхования и сегментацию клиентов (в том числе использование «запретительных» тарифов), использование продуктов с франшизой – более 50%, активизацию борьбы с мошенничеством, в том числе через ужесточение внутренних операционных процедур. Главные вызовы и угрозы страховщики по-прежнему видят в сфере валютных рисков (риски девальвации и инфляционные ожидания), в росте масштабов и ущерба от мошенничества, в том числе организованного, в снижении спроса, сложности планирования и ожиданий роста убыточности, высокой доле выплат по решениям судов (и отсутствии явного прогресса в части судебной практики).
Кроме того, страховщики надеются получить со стороны регулятора какие-то послабления: они уже отправили в ЦБ письмо о замораживании ряда требований к ним на время кризиса – в частности, компании просят на два года освободить их от составления отчетности по МСФО и от рисковой оценки резервов. Кроме того, Всероссийский союз страховщиков (ВСС) видит необходимость разрешить компаниям принимать в покрытие резервов ценные бумаги без необходимых рейтингов.
Ожидания технологической революции
«Количество убыточных компаний еще больше вырастет. Некоторые сегменты, например обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных производственных объектов (ОСОПО), в результате корректировки тарифов в сторону снижения в среднесрочной перспективе могут резко сократиться, другие сегменты (банкострахование, КАСКО) – стагнировать», – считают наблюдатели.
С другой стороны, ожидается технологическая революция на страховом рынке: ее ключевым драйвером, по мнению экспертов, станет не онлайн-канал продаж и даже не «коробочные» продукты, а телематика. Причем не только как инструмент анализа и контроля убыточности, а как важнейшая новация в управлении клиентской базой, система отношений «клиент – компания» на этапе как отслеживания и урегулирования убытков, так и формирования индивидуального предложения, повышения лояльности клиента, кросс-продаж. «По статистике, контроль стиля вождения, анализ ударов, анализ геолокации, отслеживание потенциальных неправомерных действий страхователя снижают уровень убыточности на 15–20%, – говорит представитель страховой компании. – Возможно, это ключевой момент для дальнейшего развития моторного страхования и страхования имущества и ответственности граждан в целом».
Вся пресса за 26 февраля 2016 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Технологии, Тенденции, Регулирование, Автострахование, Страхование ОПО, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|